Постмодернизм как стиль мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:38, реферат

Описание работы

Постмодернизм — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 18.65 Кб (Скачать файл)

Постмодернизм как стиль  мышления

В данной статье раскрывается явление постмодернизма и его  особенности.

Постмодернизм  — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм – это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного.

Цель данной статьи – рассмотреть постмодернизм, как стиль мышления.

Постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества, сменившего или, по крайней мере, сменяющего на Западе традиционное буржуазное индустриальное общество. В этом новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности — власть, деньги, обмен, производство — стали подвергаться деконструкции.

В задачи данной статьи входит: выявить хронологические рамки постмодернизма, рассмотреть суть постмодернизма.

Эпоха постмодерна отмечает собой последние три десятилетия  прошлого века. Несмотря на пока что  узкие хронологические рамки, значение этих перемен в жизни западного  общества трудно переоценить. С социально-философской  точки зрения общество постмодерна  – это, прежде всего, постиндустриальное, информационное общество (за информацию борьба идет, как за освоение территорий, подчеркивает Лиотар, что приводит к новым политическим стратегиям), с высоким уровнем потребления и преобладанием сферы услуг над сферой производства товаров. В качестве своих морально-политических оснований это общество считает справедливость.

Философия постмодернизма противопоставляет  себя, прежде всего Гегелю, видя в  нем высшую точку рационализма и  логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т. д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма. В целом мироощущение постмодерного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе.

Непосредственными предшественниками  постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, максим и сентенций. Он выступил с идеей радикальной переоценки ценностей и отказа от фундаментальных  понятий классической философии, сделав это с позиций крайнего нигилизма, с утратой веры в разум, человека и гуманизм. В частности, он выразил  сомнение в наличии некоего "последнего основания", именуемого обычно бытием, добравшись до которого мысль будто  бы приобретает прочную опору и достоверность. По мнению Ницше, такого бытия нет, а есть только его интерпретации и толкования. Он также отверг существование истин, назвав их "неопровержимыми заблуждениями". Ницше нарисовал конкретный образ постмодернистской философии, назвав ее "утренней" или "дополуденной". Она ему виделась как философствование или духовное состояние человека, выздоравливающего после тяжелой болезни, испытывающего умиротворение и наслаждение от факта продолжающейся жизни.

Можно сказать, что интеллектуалы  наилучшим образом воплощают  состояние постмодерна, поскольку  их положение в обществе изменилось наиболее радикально. В эпоху модерна  интеллектуалы занимали ведущие  позиции в культуре, искусстве, идеологии  и политике. Постмодерн лишил их прежних привилегий. Один западный автор по этому поводу замечает: раньше интеллектуалы вдохновляли  и вели народ на взятие Бастилии, теперь они делают карьеру на их управлении. Интеллектуалы уже не претендуют на роль властителей дум, довольствуясь исполнением более  скромных функций. Постмодерный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма, столь почитаемых когда-то протестантской этикой. Он склонен жить одним днем, не слишком задумываясь о дне завтрашнем и тем более о далеком будущем.

Такое положение во многом объясняется  тем, что постмодернистское мировоззрение  лишено вполне устойчивого внутреннего  ядра. В античности таковым выступала  мифология, в Средние века - религия, в эпоху модерна - сначала философия, а затем наука. Постмодернизм  развенчал престиж и авторитет  науки, но не предложил ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентации в мире.

 

Постмодерное общество теряет интерес к целям - не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью.

В данной статье дается определение  «постмодернизма», но понятие «постмодернизма»  в последнее время толкуется столь широко, что границы  его  стали  крайне  расплывчаты. Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, развитие тенденций синестезии. Усовершенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие компьютерной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к его «дизайнизации».

Пересмотр классических представлений  о созидании и разрушении, порядке  и хаосе, серьезном и игровом  в искусстве свидетельствовал о  сознательной переориентации с классического  понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом  аппликации. На первый план выдвинулись  проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста — художественного, культурного, исторического, научного, религиозного.


Информация о работе Постмодернизм как стиль мышления