Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 20:29, лекция
Под постмодерном понимается общее направление современной европейской культуры. Суть постмодернизма - осознание разнообразных форм рациональности, активности жизни, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. Постмодернизм включают в себя определенное мышление и своеобразную философскую позицию. Основной чертой философии постмодернизма является сближение философии с искусством. Множественность и хаотичность концепций и подходов, существующих в философии, отражают общую тенденцию, существующую в современной культуре, - плюрализм мнений и стилей. Согласно философии постмодернизма, не существует «вечных ценностей» и авторитетов, так как они препятствуют творческой реализации. Поэтому постмодерн иронизирует над окружающим миром и над самим собой.
Постмодернизм
Под постмодерном понимается общее направление современной европейской культуры. Суть постмодернизма - осознание разнообразных форм рациональности, активности жизни, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. Постмодернизм включают в себя определенное мышление и своеобразную философскую позицию. Основной чертой философии постмодернизма является сближение философии с искусством. Множественность и хаотичность концепций и подходов, существующих в философии, отражают общую тенденцию, существующую в современной культуре, - плюрализм мнений и стилей. Согласно философии постмодернизма, не существует «вечных ценностей» и авторитетов, так как они препятствуют творческой реализации. Поэтому постмодерн иронизирует над окружающим миром и над самим собой.
Можно назвать следующих представителей: Бодрийард, Делез, Деррида, Фуко, Лиотар. Постмодернизм ныне является своеобразной визитной карточкой западной культуры и развивается как новомодное течение и в России.
Его центральным стержнем выступает негативное отношение к научному мышлению, а в более широком контексте - к рациональной традиции в целом. Большое внимание в постмодернизме обращено на обыденный язык как важнейшему объекту философской рефлексии. Главной особенностью философии является то, что она выступает как мировоззрение, а потому не может быть оторвана от индивида, являющегося носителем конкретного мировоззрения, выраженного через язык. Специфичность мышления эпохи постмодерна выражена в понятиях, введенных философами-постмодернистами. Наиболее известными из таких понятий являются: симулякр, ризома и концепция смерти автора.
Симулякр. Впервые встречается у Платона («симулакрум» - «копия копии») - образ, не имеющий глубинных смыслов, не имеющий основания ни в какой реальности, кроме своей собственной. Жорж Батай (1897-1962) подчеркивает в этом понятии ситуацию стирания границ между реальностью и искусственным миром в современной культуре. По сути, весь мир воспринимается современным человеком как поток информации (через печать, телевизор, Интернет), которая становится привычной и не переживается по-настоящему, является просто системой знаков, текстом, «гулом языка». Ж.Бодрийяр (1929-2007) понимает под симулякрами образы, вытесняющие реальность. Ж.-Ф.Лиотар (1924-1998) отмечает, что всё это «делает нашу жизнь неустойчивой, неуловимой, эфемерной», что мы живем в «эру пустоты», нам не на что духовно опереться.
Ризома. Термин введен в философию Ж.Делёзом (1925-1995) и Ф.Гваттари (1930-1992), заимствован из ботаники и означает такую форму корневой системы, когда отдельные волокна ветвятся совершенно беспорядочно, образуя причудливое переплетение, напоминающее мочалку. Ризома, по мнению Делёза и Гваттари, как принцип или организационная модель, должна противостоять неизменным линейным структурам (как бытия, так и мышления), которые типичны для классической европейской культуры. Примером ризомы в искусстве обозначается способ построения текста, «письмо», отличное от классического. В таком «письме» переходы строятся не по логике, а по ассоциациям, т.е. достаточно произвольно и случайно, вплоть до бессмысленности. В искусстве примером такой «ризомности» могут служить бессюжетное произведение без героев, без начала и конца, представляющее собой поток сознания, например, роман Дж.Джойса «Улисс», романы Ф.Кафки.
«Смерть автора». Идея смерти автора была высказана в эссе «Смерть автора» Роланом Бартом (1915-1980) в 1967. Согласно Р. Барту, автор является только носителем языка и его личность не должна учитываться при интерпретации произведения: «Присвоить тексту автора – это значит... застопорить текст, наделить его окончательным значением, замкнуть письмо». Отныне текст живет своей жизнью смыслополагания, не нуждающейся больше ни в авторе, ни в конечной интерпретации, при этом каждое новое прочтение текста приветствуется как рождение нового смысла. Примером развертывания данного концепта могут послужить неожиданные прочтения произведений классических авторов в современном искусстве, предполагающие полную свободу для личных интерпретаций, как режиссера, так и зрителей.
Деррида Жак (1930 – 2004), французский философ. Философская позиция Дерриды была заявлена в трёх работах, опубликованных в 1967: «Голос и феномен» (рус. пер. 1999), «Письмо и различие» (рус. пер. 2000), «О грамматологии» (рус. пер. 2000,). В них содержалась критика европейской. «логоцентрической» метафизики, основанной на понимании бытия как «присутствии», наличия, данности, при помощи понятий, чувственных впечатлений, опыта. Также предполагалась обоснование преодоление метафизики с помощью метода «деконструкции». Деконструкция – это разборка-сборка письменных текстов философских и литературных традиций. Деконструкция раскрывает тонкие оттенки смысла, модальностей высказываний, множество разноплановых парадоксов в текстах. Деконструкция – это 1) не анализ, не сводим к простому элементу; 2) не критика; 3) не метод; 4) не акт, носит пассивный характер. Деконструктивизм – это то, что разрушает метафизику.
Лиотар Жан Франсуа (1924 - 1998), французский философ, теоретик постмодернизма. Широкую известность получила работа Лиотара «Состояние постмодерна» ( 1979, рус. пер. 1998), а также полемика с Ю. Хабермасом о постмодернизме. Своей основной «философской книгой» Лиотар считал «Спор» (1983). Лиотар обратился к анализу дискурса власти и связанному с ним «дискурсу легитимации», оправдывающему и закрепляющему определённое устройство общества. Общество «модерна» находится под властью универсальных метанарративов (великих произведений литературы, философских концепций, научных систем, сводов законов и т. д.), становящейся в силу этого тоталитарной по своему характеру, что приводит к таким ужасным последствиям, как, например, холокост. Важнейшим признаком постмодернизма Лиотар считал потерю нарративами легитимности. Постсовременный мир в качестве открытого общества должен стать совокупностью различных небольших сообществ людей, ни одно из которых не будет подавлять другое. В работах «Склеп интеллигенции» (1984), «Постмодерн в изложении для детей» (1986), «Бесчеловечное» (1988) Лиотар характеризовал постмодернизм как его динамическую потенцию в условиях кризиса традиционных этических и эстетических ценностей.
Также можно назвать еще одно направление в философских, социальных работах. После работы Р. Столлер «пол и гендер» 1968 г. можно говорить о гендерной социальной философии. Пол характеризуется не как биологическая характеристика, а как совокупность социальных признаков, которые приписываются полам в разных культурах на разных этапах их развития. Ожидания в дальнейшем поведении, их соответствие гендерной установке, соблюдение традиций предполагаемого дальнейшего поведения в малой группе и публичной жизни. – предмет исследования гендерной социальной философии, психологии.