Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 17:14, реферат
Позитивизм сначала был сформирован как призыв отказаться от метафизических абстракций. Призывалось обратиться к конкретному, позитивному знанию, а не к метафизике, которую нужно было изгнать. Позитивизм претендовал на статус научной теории и опирался на опытные данные. Позитивистская философия выступает за настоящие научные исследования, но утверждает сущность явлений, которую нельзя познать. Философская позиция, которая утверждает скрытость ноуменов для познающего субъекта, имеет название феноменологизм. Позитивизм предполагает реальность опытных данных и возможность исследователя оказывать влияние на ход событий, говоря об истинности только положительных формулировок. Неположительный ответ об истинности какой-нибудь модели, который был получен в опыте, - для позитивиста не является ответом. Постановка опыта рассчитывает разумные выводы относительно модели при любом исходе событий.
Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
Кафедра социологии и гуманитарных наук
Реферат на тему:
«Позитивизм как этап в развитии теории цивилизаций: О. Конт, Г. Спенсер»
Преподаватель Строковская Т. Е. |
Выполнила Студентка гр.1191 Дубовикова А. И. |
Дубна 2009
Оглавление
Позитивизм сначала был сформирован как призыв отказаться от метафизических абстракций. Призывалось обратиться к конкретному, позитивному знанию, а не к метафизике, которую нужно было изгнать. Позитивизм претендовал на статус научной теории и опирался на опытные данные. Позитивистская философия выступает за настоящие научные исследования, но утверждает сущность явлений, которую нельзя познать. Философская позиция, которая утверждает скрытость ноуменов для познающего субъекта, имеет название феноменологизм. Позитивизм предполагает реальность опытных данных и возможность исследователя оказывать влияние на ход событий, говоря об истинности только положительных формулировок. Неположительный ответ об истинности какой-нибудь модели, который был получен в опыте, - для позитивиста не является ответом. Постановка опыта рассчитывает разумные выводы относительно модели при любом исходе событий.
Позитивизм – наиболее сильно распространенное течение западной философии второй половины XIX-XX веков, которое утверждало, что источник подлинного, положительного (позитивного) знания - лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия не претендует на свободное исследование реальности как особая наука. Позитивизм изучает методы достижения позитивного знания и отказывается от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновывать экспериментально.
Существуют недостатки: эта концепция не отвечает на вопрос, каким образом возникает сознание. Позитивизм отрицает практически все предшествующее развитие философии, настаивает на равенстве философии и науки, но это не продуктивно, потому что философия - самостоятельная область знания, которая опирается на всю полноту культуры, в том числе и на науку.
Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой. Под ней понимались термины, которые в реальности не имели никаких представлений, например такие, как энтелехия, эфир. Научный метод имел цель найти свободные от метафизических предрассудков достоверные основания знания. Сторонники позитивизма считали надежными те знания, которые должны опираться на нейтральный опыт, а единственной, познавательно ценной формой знаний, как они думали, является эмпирическое описание фактов. Для выражения результатов наблюдения используются особые «протокольные предложения».
Возникновение позитивизма было очень тесно связано с достижениями различных наук – физики, химии, математики, биологии. Наука становилась более популярной, и она сильно влияло на умы людей. В это время наук развивалась как специфический новый социальный институт: она практически полностью освободилась из-под надзора церкви, ее идеи получали все широкое общественное признание.
Иногда естествоиспытатели воспринимали позитивизм как такую философию, которая правда отсекает от науки все спекуляции, избавляет науку от агностицизма, помогает творчеству, серьезной исследовательской работе. Одна из причин того, что позитивизм был привлекателен и его большая жизненная сила - это тот факт, что последователями позитивизма были многие популярные ученые и великие мыслители. Кроме этого, позитивизм выступает за единство философии с наукой, хотя на самом деле позитивизмом делаются попытки уменьшить роль философии, растворить ее в отдельных конкретных науках.
Позитивизм добивался звание принципиально новой, «неметафизической» («позитивной») философии, которая была похожа на эмпирические науки и являлась их методологией. Один из главных принципов этой методологии был феноменализм: научные теории и законы истолковывались как лишь обобщения эмпирических фактов, задачей науки объявлялось чистое описание фактов, но не объяснение их. Но сам позитивизм не избежал участи прежней философии, так как его собственные главные положения (отрицание умозрения, феноменализм и др.) не поддаются опытной проверке. Основателем позитивизма является Огюст Конт, который ввел и термин «позитивизм».
Истинный позитивный дух состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучении их непреложных законов, другими словами, в замене слова почему словом как.1
О.Конт
Позитивистская философия, которая была основана Контом, некоторым образом связана с французской философией Просвещения XVIII вв. Следуя просветителям, Конт выразил собственное убеждение, в котором акцентировал внимание на способности науки бесконечно развиваться. Неограниченность предметной области, к которой применяются научные методы мышления. Классификация наук, которая осуществлялась Контом, во многих понятиях рассматривается как действие завета энциклопедистов.
Исходя из теории О.Конта, науки распределяются по естественной иерархии (энциклопедический закон): Математика - астрономия - физика - химия - биология - социология.
Психология, как считает Конт, разделяется на биологию и социологию; любая наука рассчитывает наличие элементарных фактов предшествующих наук. Конт создал новый термин "социология". Социология впервые была разработана в определенную научную систему, благодаря трудам Конта.
Основные принципы позитивистской философии по Конту: от простого к сложному; от абстрактного к конкретному. Он выделял задачи философии - охват совокупностей наук, познание более общих законов, систематизация научных знаний. Свести одну науку к другой невозможно. Вывести все из одного закона невозможно. Роль философии – сделать число этих законов минимальным.
«Социология» Конта буквально означает «учение об обществе», но она не имела ничего общего с элементами учения об обществе, которые находятся во всей прошлой философии. Эти учения для Конта, также как и сама предшествующая философия, просто не существовали, и с материалистическим пониманием истории в марксизме, которое Конт просто не знал.
«Социологию», также как и все другие науки, Конт представлял как эмпирическую науку, которая должна строиться на эмпирических наблюдениях и статистической обработке их результатов. Позитивизм показал проявление у Конта в том, что «социологию» он представлял как «социальную физику». Он делил ее, так же как и физику, на «социальную статику» и «социальную динамику». По-другому говоря, О. Конт не наблюдал широкого отличия общественных процессов от естественно-природных процессов. Здесь опять же совсем выкидывается крупнейшее завоевание немецкой классики, где человеческая история была понята именно в своей специфике.
О. Конт сформировал закон трех последовательных этапах интеллектуального развития человека: теологического, метафизического и позитивного. На первом, теологическом этапе все явления объясняются на основе представлений о религии, второй – метафизический, который заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы причинами. Второй этап дает начало третьему этапу - позитивному, который объединяет и теорию, и практику, человек рад тому, что благодаря своим наблюдениям и экспериментам выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, делает формулировку законов.
По мнению О. Конта, общество проходит три этапа своего развития: военный, который соответствует теологической стадии развития ума; переходный, который соответствует метафизической стадии, и научно-промышленный, соответствующий последней стадии, позитивной. Позитивную стадию О. Конт считал завершающей. Она замыкала собой все развитие общества.
Позитивизм Конта, который порывал со старой метафизической философией прошлого, был прогрессивным явлением. Это дало начало новому направлению в науке - социологии, и новому научному социальному знанию.
О.Конт был одним из первых, кто задумался о систематическом изучении социологии, акцентировав внимание на социальную жизнь общества, как самостоятельный феномен. Главная идея позитивизма заключалась в том, что новое знание должно было быть свободным от разных домыслов. Оно должно опираться на естествознание, которое О. Конт приравнивал к философии.
О. Конт основал подлинно социологический подход к анализу социальных явлений и процессов. Конт описывает разнообразные социальные системы, социальные институты, институциональные взаимоотношения и стратификации – социальные неравенства, т. е. основные аспекты общей социологии.
Когда появились работы О.Конта, социальная теория обрела институциональный статус. Она получила права гражданства в научном мире.
К числу важнейших принципов позитивистской теории можно отнести:
О. Конт указывает пять значений слова «позитивное»:
К данным значениям
основатель позитивизма добавляет некоторы
В статическом плане О. Конт выделял элементы общества и связь между ними. Он представлял общество социальным организмом, который было связано принципами “консенсуса”, который истолковывался как общее взаимодействие, взаимозависимость людей. Общество целостно, оно обладает неразрывностью своих “элементов”, “частей”, “фрагментов”, которые связаны в общем состоянии цивилизации.
Первичным фрагментом, которое обеспечивало “начало общества” О. Конт выделял семью. На основе этой модели можно построить главные социальные отношения. В семье биологическое с социальным являются единым. В ней получают выражение альтруистические социальные чувства, которые более всего способствуют утверждению консенсуса и солидарности в обществе. Главным чувством в семье является чувство симпатии. Из семьи идет распространение на род, с рода идет распространение на общество, с общества распространение на человечество. Наряду с альтруистическими чувствами социальное согласие обеспечивают идеи и институты. “Кооперацией” занимается “правительство” в виде светской и духовной властей.
О. Конт произвел деление всей сферы знаний на теоретические и практические науки и поместил социологию одной из первых. Но науки, в своем смысле слова, О. Конт разделил на две части: абстрактные и конкретные. Абстрактные науки отвечают за открытие законов, управляющих различными классами явлений. Конкретные науки (частные, описательные - так их называет Конт) состоят в приложении этих законов к действительной истории разных существующих предметов. При этом абстрактные науки являются, как считал Конт, основными, а конкретные науки являются второстепенными. Социологию он называл абстрактной наукой, такой же общей, как физика. Правда, он отмечал, что не все отрасли знания с одинаковой скоростью достигают положительной результата и здесь наблюдается известный порядок.
О. Конт распределил ряд наук по убывающей общности и возрастающей сложности: математика, астрономия, физика, биология и социальная физика (социология). Здесь нужно прежде всего акцентировать внимание на то, какое место Конт определил для социологии. Социология получает свое прямое обоснование в такой науке, как биология. Еще один важный момент для последующего развития социологии: О.Конт не признавал самостоятельность психологии, полагая, что для изучения психических явлений достаточно всего лишь физиологии мозга. А главное, О. Конт рассматривал социальную физику как подотдел органической физики, которая занималась «феноменами организованных тел», и поэтому общество подводилось под одну категорию с организмом, и нередко рассматривалось прямо, как организм.
Как же применяется «позитивный метод» к познанию общественной жизни? Во-первых, это господство натурализма, то есть развитие общества, понимание этого развития зависит от тех же законов, от каких зависит природа. Поэтому у Конта социология выступала как часть естествознания, хотя он, естественно, различал природу и общество.
Информация о работе Позитивизм как этап в развитии теории цивилизаций: О. Конт, Г. Спенсер