Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 18:58, реферат
Целью работы является изучение интуиции и познания, их взаимосвязи.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть проблемы познаваемости мира в истории философии.
2.Изучить субъекты и объекты познания , также формы познания.
3.Рассмотреть историческое развитие знаний о интуиции.
4. Изучить общие черты интуиции .
Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают:
Интуиция обычно определяется как "знание, полученное без понимания того, как мы его приобретаем", как "знание, которое окружено ореолом "правильности", но не имеет ясно артикулируемых причин своего возникновения".
При описании свойств интуиции характерно указание на ее отличие от аналитического, логического способа познания. Другое свойство интуиции, которое выделяют большинство авторов, — неосознаваемость процесса возникновения интуиции. Возникшая интуиция обычно проявляется посредством таких феноменов, как догадка, предчувствие, внутреннее чутье. Еще одним часто выделяемым свойством является связь интуиции с накопленным опытом, как осознаваемым, так и неосознаваемым.
Интуиция — это знание, возникающее в неопределенной ситуации, субъективно воспринимаемое как догадка, предчувствие, внутреннее чутье, наличие которого осознается. Процесс возникновения интуитивной догадки не осознается и причины получения или доказательства ее правильности неверифицируемы.
В основе приведенного определения лежат следующие базовые измерения, которые помогут в дальнейшем соотнести интуицию с другими связанными с ней явлениями и отличить ее от них:
В 1960-х гг. М. Бунге характеризовал психологические представления об интуиции как "коллекцию хлама", куда сваливаются те интеллектуальные механизмы, о которых неизвестно, как их анализировать. В связи с растущим интересом к интуиции представляется важным понять, насколько данная ситуация изменилась. Недавно появившаяся классификация видов интуиции Г. Клэкстона выделяет следующие2:
В начале 90-х интуиция трактовалась более абстрактно, что признавали и сами философы. Идеалистические трактовки интуиции, как правило, описательны. Определение этого явления сводится к перечислению признаков, на основании которых можно судить о ее реальности. Описание присуще и дефиниции интуиции в нашей литературе. Идеалистическое и материалистическое понимание интуиции различается чем, и в первом случае она рассматривается как самопроизвольная, спонтанная активность духа, во втором мин декларируется отражательная сущность интуиции, от разъяснения того, в чем конкретно она проявляется.
А. Е. Шерозия обратил внимание на возможность решения проблемы интуиции с позиций теории установки Узнадзе. Вот что он, в частности, писал: "Мы вправе заключить о возможной приложимости понятия установки к построению научной теории интуиции. Это тем более интересно и ценно, что до сих пор еще не было и пытки подойти к проблеме интуиции с позиций какой ли экспериментально обоснованной теории бессознательно. А между тем от такого подхода почти всецело зависит построение научной теории интуиции. Одни философские обобщения, как бы серьезны они ни были, не в силах выполнить эту задачу"3.
С целью установить, в чем конкретно заключается отражательная природа интуиции, нами проведен анализ структуры отражательного акта. Выяснилось, что любое субъективное явление есть результат выражения ситуативной установки и, следовательно, интуиция как такого рода явление должна представлять один и элементов в структуре процесса выражения.
У человека отображение осуществляется в форме сознания, т. е. на основе языка, который является главнейшим средством выражения. Благодаря языку субъективное объективируется, осознается. И в самом общем виде интуиция представляет собой связующее звено между бессознательным и сознанием. Она — тот момент в процессе выражения, который хотя сам и не сознается, приводит к осознанию бессознательного. Можно сказать, что интуиция есть неосознаваемый процесс осознания бесознательного, переход в сферу сознания тех или иных элементов из области бессознательного. Достигается этот метод посредством языка.
Однако такое понимание не позволяет отличить интуицию от других форм выражения — восприятия и воспоминания. В восприятии в форме образов субъектом отображается нечто воздействующее на него в данный момент. При воспоминании выражаются такие элементы субъективного, которые были отражены ранее, но в данный момент не являются результатом непосредственного воздействия объективной реальности. Воспоминание — следствие сохранения в памяти субъекта имевших место прежде субъективных состояний и образований.
Восприятие и воспоминание взаимосвязаны, одно предполагает другое. Каждое конкретное субъективное состояние и образование детерминированы всем предшествующим опытом взаимодействия индивида с внешним миром, тем самым восприятие всегда зависит от воспоминания. В свою очередь, для воспоминания необходимо воздействие внешнего раздражителя на рецепторные окончания анализаторов, которое приводит восприятию; последнее дает толчок к воспоминанию.
Восприятие и воспоминание — это так называемое продуктивное выражение, при котором в субъективной форме воссоздается объективная реальность, непосредственно воздействующая или воздействовавшая на индивида. Последний уподобляется кибернетическому устройству, способному выдать лишь ту информацию, которая заложена в него программой.
В отличие от восприятия и воспоминания, интуиция является продуктивным выражением, при котором достигается качественно новое, не вытекающее непосредственно из внешних воздействий и не имевшее место ранее знание. Интуиция сопряжена с творческой деятельностью субъекта и проявляется тогда, когда перед субъектом возникает актуальная познавательная задача.
Таким образом, понятие интуиции имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле интуиция есть момент связи бессознательного и сознания, переход первого во второе. В узком смысле — это неосознаваемая часть процесса продуктивного выражения. Творческая интуиция, о которой идет речь в нашей литературе, совпадает с пониманием интуиции в узком смысле слова.
Интуиция есть бессознательное. Различие между тем и другим состоит в том, что бессознательное является системой, а интуиция — ее элементом, который приводит к осознанию субъективного. Таким образом, интуиция особая направляемая сознанием активность бессознательного.
Интуитивное решение проблемы может произойти как бы внезапно, вдруг, неожиданно, в такой момент, когда исследователь, казалось бы, даже не думает над проблемой. Происходит это потому, что мышление не ограничивается осознанной формой. Анализ и синтез, индукция и дедукция, другие виды мыслительной деятельности осуществляются и на уровне бессознательного.
Творческая интуиция предполагает актуализацию прежних субъективнных образовании, которые связаны с решением возникшей перед субъектом познавательной задачи. Так как актуализация представляет собой единство восприятия и воспоминания, то одновременно она является также выражением, но, в сравнении с творческой интуицией, сопряжена с меньшей тратой духовных и физических сил. Хотя иногда вспомнить что-либо бывает труднее, чем решить задачу, суть дела не меняется. Быстрота и легкость воспоминания и восприятия зависят от многообразных факторов, в частности от психофизиологической организации индивида, тренировки им способности к запоминанию и т. п. То, что творческая интуиция представляет, в сравнении с воспоминанием и восприятием, специфический вид выражения, доказывает, например, тот факт, что далеко не всегда хорошая память и высокие показатели в учебе являются признаком творческих способностей человека. Память в ее оптимальном варианте способствует, безусловно, интуиции, так как последняя предполагает широкие и глубокие знания для успешного решения возникшей перед субъектом задачи.
По собственному опыту многие знают, как трудно порой найти решение частного вопроса в повседневной жизни. Но спустя некоторое время ответ может прийти как бы сам собой. И сколько решений повседневных вопросов в мышлении происходят как бы сами собой, без видимых усилий с нашей стороны. Такие решения также пример интуиции. Подобного рода интуицию можно обозначать просто термином "интуиция", в отличие от интуиции ученого, изобретателя, общественного или политического деятеля и т. д., когда формулируются принципиально новые, социально значимые мысли. В последнем случае правомерно употребление термина "творческая интуиция". Интуиция не дар, присущий отдельным людям. Она свойственна любому человеку. В зависимости от индивидуального опыта, знаний, интересов, потребностей, целей, которые ставит перед собой человек, задач, которые он решает, и условий, в которых он находится, интуиция проявляется по-разному. Одним она помогает при решении повседневных бытовых вопросов, у других она приводит к оригинальным решениям, имеющим значение не только для конкретного индивида или небольшого коллектива, а для широких социальных общностей, вплоть до человечества в целом.
Сегодня люди, наконец, перестали отмахиваться от интуиции, а стали активно пользоваться ею в жизни и бизнесе. Ведь как выяснило исследование данной проблемы, интуиция порой способна творить чудеса. В большинстве случае необходимо уловить идею, ядро, главную мысль и далее ее доказывать и развивать. А это как раз и есть самое сложное в познании.
Какой, однако, смысл может иметь термин "интуиция" в применении к постижениям ума? Совершенно очевидно, что смысл этот не может быть буквальным. Постижение ума не тождественно с чувственным "видением", "созерцанием". Ум, конечно, ничего не "видит", не "созерцает" в прямом смысле слова. "Интеллектуальное созерцание" есть образное выражение. Однако в этом выражении кроется глубокий смысл: оно содержит, во-первых, мысль о происхождении абстракций и постижений ума из лежащих в их основе чувственных созерцаний; во-вторых, мысль о том, что в составе постижений ума имеются истины, которые ум признает не на основании доказательства просто усмотрением мыслимого в них содержания.
Достаточно вникнуть в это содержание — и тотчас возникает непреложное сознание его истинности. Такие истины хотя и не созерцаются чувственным зрением, однако осознаются как истины, непосредственно отражающие действительность. От чувственной интуиции их отличает интеллектуальный характер постижения. Сближает их с чувственными интуициями непосредственность, с какой (в сознании современного человека) мыслится их содержание. Эта непосредственность, независимость от доказательства придает интеллектуальному постижению характер максимальной очевидности.
Если под «чувственной интуицией» ученый понимает только прямое усмотрение истины с помощью внешнего чувства (например, зрения), то против такого понимания этого термина не может быть возражений: оно еще не связано ни с какой философской теорией, объясняющей факт знания, называемого интуицией. Этот термин обозначает только признание факта. В этом смысле ( не связанном ни с какой философской теорией ) термином «интуиция» постоянно пользуются математики. Они говорят, например, об "интуитивных" (то есть воззрительных, наглядных) элементах геометрии, об "интуитивных" предпосылках геометрии Евклида и т.д.
Точно так же если под "интеллектуальной интуицией" ученый понимает только прямое постижение умом истины, не выведенной из других истин посредством доказательства и не усматриваемой одними лишь внешними чувствами, то и против такого применения этого термина не может быть никаких принципиальных возражений. В этом случае термин "интеллектуальная интуиция" будет обозначать, как и термин "чувственная интуиция", только определенный факт знания или вид знания и отнюдь не будет необходимо связан с какой-либо философской теорией, объясняющей этот факт.