Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 05:49, реферат
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования.
Критерий истины не может быть найден внутри самого знания (его логическая непротиворечивость, красота). Хотя и существуют приемы и методы, с помощью которых можно отличить путем анализа внутренней структуры знания истину от заблуждения, но эти критерии имеют лишь вспомогательное значение и недостаточны для оценки объективной истины. Так как истинность знания означает непротиворечивость знания действительности, то для установления истинности необходимо сопоставить, сравнить знание с этой действительностью, оригиналом.
Практика как критерий истины
Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования.
Критерий истины не может
быть найден внутри самого знания (его
логическая непротиворечивость, красота).
Хотя и существуют приемы и методы,
с помощью которых можно
Значит, критерии истины – не в самих знаниях, а вне их, в применении знаний на практике. Подтверждается практикой – верно, опровергается ею – ложно. До практической проверки любые, самые безупречные в логическом отношении научные теории могут рассматриваться лишь как более или менее вероятные гипотезы.
Практика как критерий истины имеет противоречивый характер:
1. Существующей в данный
момент практики всегда
а) существуют истины, непосредственная практическая проверка которых принципиально неосуществима, ее приходится заменять опосредованной, косвенной проверкой (параллельные прямые);
б) в науке всегда имеются гипотезы, которые на основе сегодняшней практики не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (биогенез, внеземные цивилизации);
в) итоги практической проверки знания обладают некоторой "неопределенностью": практика никогда не может дать полное и окончательное подтверждение или опровержение знаний. Ведь практика не стоит на месте, она постоянно развивается, изменяется, и то, что сегодня она подтверждает, может быть опровергнуто практикой завтрашнего дня, будущего.
2. Однако, с другой стороны,
критерия практики все же
а) так или иначе –
непосредственно или
б) с развитием практики базис человеческого познания все более расширяется, открываются пути проверки гипотез, которые не поддавались ранее такой проверке;
в) если практика на определенном уровне своего развития уже подтвердила какие-то представления, то они в известных пределах (для данного уровня практики) содержат в себе объективную истину. И даже если эти представления на основе будущего развития практики будут пересмотрены, содержащееся в них зерно истины все равно сохранится.
Никаким другим критерием истины, более фундаментальным и надежным, чем практика, человечество не располагает. Только на основе практики возможно установить объективную истинность человеческих знаний и только практика в своем развитии обеспечивает это установление. Критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний.
«Практика – критерий истины». Этот тезис разделяют
практически все философы, как материалисты,
так и идеалисты. В философской литературе
имеется синоним этого понятия –
«опыт». Но опыт (практика) – понятие широкое и от того, как он будет
истолкован, зависит использование его
как критерия. Вот, что пишет В.И. Ленин
об опыте как критерии истины в книге Материализм
и эмпириокритицизм [1]:
1. «Опыт» прикрывает материалистическую
и идеалистическую линию в философии,
освящая их спутывание
2. Из истории философии известно, что толкование
понятия «опыт» разделяло материалистов
и идеалистов.
3. Итак, под словом «опыт», несомненно,
может скрываться материалистическая
и идеалистическая линия в философии,
равно юмистская, кантианская, но ни определение
опыта как предмета исследования, ни определение
его как средства познания, ничего не решает
в этом отношении.
Второй аспект – многогранность понятия практика (опыт).
Это понятие включает в себя частную практическую
деятельность людей в разных географических
регионах, многовековую историческую
протяженность человеческой деятельности,
разные направления деятельности человека
(наука, сельское хозяйство, экономика
и т.д.).
Дело осложняется тем, что имеется высказывание
Ленина: «Практика выше (теоретического)
познания, ибо она имеет не только достоинство
всеобщности, но и непосредственной действительности».
Деятельность материальна, а теоретическое
познание идеально. Это, по мнению ряда
советских философов, это означало, что
практика должна включать в себя только
непосредственную материальную деятельность.
В нее входит добыча угля горняками, выпас
коров частниками и т.д. Каким образом
использовать всю эту практику для проверки,
например, специальной теории относительности?
Вопрос не праздный.
Неудачи в решении проблемы «Практика
– критерий истины» создают отрицательное
отношение к философии как науке. Миллионы
людей окончили ВУЗы, прослушав лекции
по философии и сдав экзамены. Если обратиться
к ним с вопросом об отношении к философии,
то громадное большинство выразит негативное
отношение. Мнения различные: от равнодушного
(«философия не нужна», «прослушали, сдали
и забыли») до откровенно отрицательного
(«где начинается философия, кончается
наука», «философия - лженаука», «философия
- проститутка» и т.д.). В Интернете есть,
конечно, рефераты тех, кто должен поступать
в аспирантуру. Эти работы укладываются
в «колею», проторенную философами. Выскочить
из нее невозможно из-за контроля руководителя
и необходимости быть аспирантом. Иногда
в них встречаются фразы «Я считаю, что
философ (имярек) не прав, поскольку …».
Но это лишь имитация «творческого» подхода
и «углубленной» проработки материала.
Среди всей этой массы есть те, кто не отмежевался
от философии и составил о ней свое субъективное
(не важно: правильное или ошибочное) мнение.
В Интернете мне встретилась статься под
названием «Практика – могильщик истины» [2]. Автор пишет, в
частности:
«…Против диалектичности сознания у меня
нет особых возражений (кроме того, что
злоупотребление ею может привести к шизофрении)….
…Практика может иметь сколь угодно важные
физиологические, психологические или
социальные функции, но по отношению к
истине - она могильщик…
…Но если мы намерены исследовать проблему,
практические навыки являются тем самым
препятствием, которое мы должны преодолеть.
Школьник должен усомниться в материале
и начать искать альтернативные объяснения,
рабочий должен попробовать альтернативные
методы обработки заготовки, ученый должен
рассмотреть возможности альтернативных
выводов…
…Перед каждым из нас когда-то стоял выбор:
какой ботинок надевать первым - правый
или левый..