- конституционно-судебный механизм
(Конституционный Суд);
- судебная защита (суды общей
юрисдикции);
- административные действия органов
исполнительной власти;
- законная самозащита человеком
своих прав;
- международно-правовой механизм.
Органы государства и публичные
учреждения, и правила их деятельности,
призванные конкретно обеспечивать
права и свободы, называются
их гарантами.8
Все звенья российского государственного
механизма подчинены определенным
правилам деятельности, соблюдение которых
охраняет права и свободы личности
в России. Так, в соответствии с
ч.2 ст.55 Конституции, в Российской Федерации
не должны издаваться законы, отменяющие
или умаляющие права и свободы человека
и гражданина.
Исполнительные органы власти, их
должностные лица, согласно Закону
РФ «Об основах государственной
службы» от 31 июля 1995 года обязаны
исходить из приоритета прав и свобод
человека, соблюдать и защищать их (ст.5).
В случае нарушения наступает ответственность,
согласно российскому законодательству.
Идея прав и свобод человека и
гражданина всегда была неотделима от
их защиты в суде. Без демократически
организованного компетентного суда,
руководствующегося при рассмотрении
уголовных дел презумпцией невиновности,
суда, основанного на принципах состязательности,
гласности, нет прав и свобод.
Велика и ответственна роль в
уголовном судопроизводстве адвокатуры.
Адвокат вступает в уголовный процесс
в качестве защитника подозреваемого
или обвиняемого, либо представителя потерпевшего
гражданского истца или гражданского
ответчика.
«Тот факт, что в современной
России дискриминация приобрела
столь широкий размах, по мнению
Владимира Петухова, не в последнюю
очередь связан с крайне низким уровнем
правозащитного потенциала самого общества.
Это выражается не только в неумении и
нежелании многих людей отстаивать свои
права, но и в том, что в последние годы
широкое распространение получили так
называемые «неправовые» практики, когда
люди вместо легальных, легитимных способов
защиты своих интересов прибегают к не
вполне законным, а зачастую и противозаконным
способам решения своих проблем. Поэтому
на сегодняшний день задачей первоочередной
важности является преодоление сложившегося
порочного круга, когда власть, включая
ее «силовую» составляющую, по сути, игнорирует
права, интересы, устремления рядовых
граждан, а те отвечают ей, в свою очередь,
«той же монетой». Ситуация может измениться
только тогда, когда общество поймет, что
права человека – это не нечто, дарованное
им свыше раз и навсегда, а ценность, которой
следует дорожить и за которую следует
бороться.
Во всех законах, принимаемых в
последние годы, закреплено право
граждан на судебную защиту в форме
предъявления иска или жалобы. Защите
подлежат любые права и свободы, а также
охраняемые законом интересы, в том числе
и политические (свобода слова, собраний,
право на получение информации, избирательные
права и т.п.)
Практически сняты все существовавшие
до недавнего времени ограничения в области
защиты трудовых прав граждан. Расширены
возможности судебной защиты в области
земельных и налоговых отношений, право
социального обеспечения и т.п. Так, право
на судебную защиту предусмотрено законами
РФ «О защите прав потребителей», ФЗ «Об
охране окружающей среды», «О гражданстве»,
ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении
в РФ», ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и другими
нормативными актами.
В настоящее время судебная форма
защиты субъективных прав и свобод,
а также охраняемых законом интересов
человека и гражданина является основной.
Право на судебную защиту - одно из конституционных
прав человека и гражданина. Но в отличие
от других прав оно является гарантией
всех иных прав и свобод человека и гражданина.
В этом его особенность и основная ценность.
Эффективная защита прав и свобод
граждан в сфере исполнительной
власти требует четкого правового
закрепления не только прав граждан,
но и обязанностей соответствующих
государственных органов. Роль регулятора
в этой сфере призван выполнять
закон, который должен в полной
мере соответствовать нормам Конституции
РФ.
В процессе реализации своих конституционных
прав и свобод человек по большей
части сталкивается с органами государственного
управления на различных уровнях
и нередко встречается с проявлениями
беззакония и произвола. Именно ответственность
государственных служащих позволяет контролировать
их деятельность с целью недопущения нарушений
прав и законных интересов, как отдельных
граждан, так и всего государства, являясь,
таким образом, своеобразной обратной
связью в отношениях между государственно-управленческими
системами и социумом.
5. Состояние проблемы в России
Наиболее очевидными, значимыми
и тяжело переживаемыми большинством
граждан являются нарушения социально-экономических
прав, призванных гарантировать достойный
для человека уровень жизни. По всем опросам
общественного мнения, по опыту правозащитных
организаций наибольшую обеспокоенность
граждан вызывают нарушения прав в сфере
труда, занятости, социального обеспечения
(невыплата зарплаты, незаконные увольнения,
невыплата или отказ в предоставлении
пенсий, пособий, льгот и т.п.).
Наиболее запущенная государством
сфера прав человека - это права,
определяющие качество жизни: право
на образование и медицинское обслуживание.
Бесправное положение пациентов, учащихся
и их родителей даже не формулируется
соответствующими государственными органами
как проблема. Не меньшим препятствием
для реализации этих прав становится и
лавинообразное ухудшение качества предоставления
образовательных и медицинских услуг,
что напрямую связано с обнищанием государственного
образования и здравоохранения, с соответствующим
«вымыванием» наиболее квалифицированных
кадров и падением «профессиональных
нравов».
Постоянным испытаниям в России
подвергается свобода слова. Не являясь
прибыльным бизнесом (из-за низкой платежеспособность
потребителей - читателей и зрителей) большинство
СМИ вынуждены продавать себя не за деньги
потребителям и рекламодателям, а за политические
услуги спонсорам.
В итоге свобода слова в России
зависит от заказов и капризов собственников
СМИ, в том числе государственных.
Несмотря на наличие в российском
законодательстве норм, запрещающих
ограничение права граждан на свободу
передвижения и торжество свободы выезда
за рубеж, у части россиян остаются серьезные
проблемы со свободой передвижения внутри
страны.
Проблемы эти, прежде всего, связаны
с институтом прописки; формально
отмененном, но фактически продолжающем
ограничивать свободу граждан в
форме «регистрации».
Связано это с тем, что реализация
многих социальных прав граждан производится
соответствующими органами и организациями,
как правило, по месту жительства, т.е.
регистрации. Тесно привязано к «официальному»
месту жительства предоставление медицинской
помощи и оплата ее государством.
Наиболее массово и повсеместно
нарушается право граждан на доступ к информации
о себе и право на доступ к государственным
и муниципальным информационным ресурсам.
Почти ежедневно на бытовом уровне
большинство граждан сталкиваются
с затруднениями или невозможностью
получить ту или иную справку в
домоуправлении или органе социальной
защиты, ознакомиться с решением суда
или заключением врача, получить копии
документов, непосредственно затрагивающих
их права и законные интересы.
Все вышеперечисленные факторы, немногие
из существующих, свидетельствуют
о том, что укоренение прав человека в
России потребует гораздо больших усилий,
чем предполагалось.
Заключение
Современная ситуация с правами
человека в России представляет собой
причудливую смесь из очевидных
достижений, особенно в сравнении
с советским периодом, и явных патологий
с точки зрения общепринятых международных
норм. Какие-то права человека, найдя свою
нишу в современном российском обществе,
в основном соблюдаются, другие, наоборот,
из года в год подавляются всей мощью государства
при явном попустительстве общественности.
Соблюдение одних прав имеет в основном
позитивную динамику: степень их защищенности
медленно, но верно повышается; другие
переживают явный регресс; степень защищенности
третьих так и застыла на уровне перестроечного
прорыва. Очень трудно в рамках привычного
понимания «спеха – неуспеха» оценить
многолетний опыт освоения прав человека
российским народом и государством.
С одной стороны:
Вместе с основными принципами
демократии и рыночной экономики
права человека стали составной
частью «фициальной идеологии» постсоветского
государства. Рассуждения о правах человека
заняли прочное место в российской политической
риторике.
Всеобщая декларация прав человека
полностью вошла в российскую
Конституцию.
Подписаны и ратифицированы Россией
многие международные конвенции в области
прав человека, в том числе Европейская
конвенция о защите прав человека и основных
свобод, и Европейская конвенция о запрещении
пыток и бесчеловечного и унижающего достоинство
обращения и наказания.
Федеральное Собрание приняло вполне
соответствующие европейским стандартам
Гражданский, Уголовный, Уголовно-исполнительный
кодексы. В новейших российских законах,
в той или иной степени регламентирующих
деятельность государственных органов,
в обязательном порядке присутствуют
нормы, запрещающие дискриминацию граждан
при исполнении должностными лицами своих
обязанностей.
Свобода слова и свобода совести,
несмотря на многочисленные издержки,
стали общепринятым российским достижением
в области прав человека, а выборы,
хоть и являются зрелищем малоприятным,
но проходят регулярно в соответствии
с установленными законодательством демократическими
процедурами, при минимуме замечаний со
стороны международных наблюдателей.
За соблюдением прав человека в
России наблюдает избранный Государственной
Думой федеральный Уполномоченный по
правам человека.
Российские граждане имеют возможность
обращаться за защитой в Европейский
суд по правам человека.
В стране около тысячи общественных
правозащитных организаций.
Фактически отменена смертная
казнь.
Опросы общественного мнения не
регистрируют сколько-нибудь значительной
озабоченности граждан соблюдением
тех прав, борьба за которые была
смыслом жизни советских диссидентов:
свобода передвижения (в том числе
право выезда за рубеж), свобода
слова, свобода совести.
С другой стороны, несмотря на перечисленные
политические успехи прав человека в
России, реальная жизнь большинства
граждан по-прежнему представляет собой
сплошную череду больших и малых
покушений на их свободу и человеческое
достоинство. Созданная в ходе реформ
государственная система гарантий соблюдения
прав человека пока малоэффективна, а
зачастую и просто беспомощна. В России
по-прежнему и незаметно для самих себя
все не уважают права всех, а человеческое
достоинство и свобода, несмотря на очевидную
и формально признаваемую моральную ценность,
остаются на периферии «оссийской ментальности».
Права человека в России даже не нарушают,
их просто не замечают.
Главное в решении проблемы защиты
прав человека на данный момент - не только
теоретическая разработка и закрепление
прав и свобод, а создание необходимых
условий, гарантий и механизмов для их
реализации. Важно также устранить прямые
нарушения прав, причины их порождающие;
поставить силу закона на пути злоупотреблений
и произвола в отношении граждан; упрочить
их защиту, ее организационное обеспечение.
Список использованной
литературы
1. Конституция РФ 12.12.93г. принята
всенародным голосованием // Российская
газета №237, декабрь 1993.
2. Аверкиев И.В. Как выглядят права
человека в России и в мире?// Альманах
«Будущее прав человека в России». Выпуск
№ 1 стр. 2-3.
3. Дмитриев Ю.А., Златопольский А.
А. Гражданин и власть. - М., 2005, с.15.
4. Лукашева Е.А. Общая теория прав
человека. - М.: НОРМА, 1996, с. 1-27.
5. Лазарев В.В. Общая теория права
и государства. - М.: ЮРИСТ, 1996, с. 399-400.
6. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория
государства и права. - М.: Юрист, 2005, с.253.
7. Мартышкин О.В. Российская Конституция
1993 года и становление новой политической
системы //Государство и право. 1994, №10,
с.36.
8. Мицкевич А.В. Основы права, - М. НОРМА-ИНФРА,
2005, с. 92-94.
9. Новгородцев П.И. Право и достойное
человеческое существование //Русская
философия собственности. Спб.,1993,с. 185.
1
Лукашева Е.А. Общая теория прав человека.
- М.: НОРМА, 1996, с. 1-27.
2
Лазарев В.В. Общая теория права и государства.
- М.: ЮРИСТ, 1996, с. 399-400.
3
Аверкиев И.В. Как выглядят права человека
в России и в мире?// Альманах «Будущее
прав человека в России». Выпуск № 1 стр.
2-3.
4Матузов
Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.
- М.: Юрист, 2005, с.253.
5Дмитриев
Ю.А., Златопольский А. А. Гражданин и власть.
- М., 2005, с.15.
6Мартышкин
О.В. Российская Конституция 1993 года и
становление новой политической системы
//Государство и право. 1994, №10, с.36.
7Новгородцев
П.И. Право и достойное человеческое существование
//Русская философия собственности. Спб.,1993,с.
185.
8Мицкевич
А.В. Основы права, - М. НОРМА-ИНФРА, 2005, с.
92-94.