обыденное (массовое, эмпирическое) правосознание;·
профессиональное правосознание;
научное (теоретическое) правосознание.
Обыденное правосознание присуще
людям, которые сталкиваются с юридической
стороной жизни общества лишь эпизодически
и не имеют специального образования.
Оно складывается стихийно, самопроизвольно
и отражает правовые явления на основе
повседневного опыта. Обыденные представления
о праве носят ограниченный характер,
отличаются хаотичностью и разрозненностью.
Профессиональное правосознание
присуще людям, имеющем специальное юридическое
образование и занимающихся практической
юридической деятельностью. Его особенность
состоит в доскональном знании правовых
норм, регулирующих тот или иной вид юридической
деятельности, определенных юридических
процедур. Это правосознание практикующих
юристов: судей, прокуроров, адвокатов,
юрисконсультов и т.д. В качестве недостатка
этого уровня правосознания можно отметить
некоторую его узость, выражающуюся в
том, что практикующие юристы обычно глубоко
знают одну (или несколько) отрасль права,
в рамках которой они практикуют. Это правосознание
не проникает в сущность правовых явлений.
Научное
правосознание формируется на базе научных
исследований и выражено в понятиях, категориях,
идеях, концепциях, отражающих юридические
явления на значительно более глубоком
уровне. Оно характеризуется максимальной
глубиной познания сущности правовых
явлений, отражает системность правовых
связей. В качестве недостатка этого вида
правосознания можно указать на отсутствие
практических навыков, незнание некоторых
процедурных моментов, относящихся к практической
стороне правореализационной деятельности.
Роль
правосознания в правотворчестве выражается
прежде всего в том, что правотворческие
решения принимаются под непосредственным
влиянием правосознания законодателя.
Уровень правосознания законодателя,
его представления о значимости тех или
иных правовых институтов, его отношение
к отдельным правовым явлениям напрямую
выражаются в нормах права, создаваемых
в процессе правотворческой деятельности.
Законодатель должен отразить в правовых
нормах существующий уровень общественного
правосознания. При этом надо помнить,
что законодатель - субъект коллективный,
поэтому индивидуальное правосознание
субъектов правотворческой деятельности
несомненно сказывается на оформлении
общей воли законодателя. В процессе правотворчества
особую роль играет научное правосознание,
т.к. без него невозможно создать качественные
законодательные новации. Роль профессионального
правосознания также не следует преуменьшать,
т.к. юристы практики, привлеченные к разработке
проектов нормативных актов, помогут обеспечить
реальную применимость права, его соответствие
общественным реалиям, связь права с общественной
жизнью и юридической практикой. Профессиональное
правосознание в процессе подготовки
правотворческих решений поможет избежать
пробелов в праве, недооценки процедурных
и правореализационных моментов.
В
процессе реализации права уровень правосознания
субъектов также влияет на качество и
полноту воплощения в жизнь предписаний
юридических норм. При этом надо помнить,
что реализация права может быть, как непосредственной,
осуществляемой самими гражданами, так
и правоприменительной, осуществляемой
специальными государственными органами.
В зависимости от этих видов реализации
права следует рассматривать и роль правосознания.
При непосредственной реализации права
высокий уровень правосознания формирует
правомерное поведение граждан, выражающееся
в исполнении юридических обязанностей
и соблюдении запретов. При этом правосознание
особо влияет на правовую активность граждан,
т.е. такое поведение в сфере права, при
котором активно используются юридические
права, граждане выбирают именно юридические
средства разрешения своих проблем, используя
весь потенциал законодательства. При
негативной окрашенности поведенческого
компонента правосознания, т.е. при установке
на противоправное, а не правомерное поведение,
"реализация права" выливается в
правонарушения - либо уклонение от исполнения
предписаний правовых норм.
Таким образом, правосознание
индивида предопределяет его деятельность
в сфере права.
Особую роль играет правосознание
в процессе применения права. В этом случае
первостепенное значение принадлежит
профессиональному правосознанию, т.е.
правосознанию судей, прокуроров, следователей,
дознавателей и других работников правоприменительных
органов. Особая роль правосознания в
этом случае определяется тем, что должностные
лица выбирают нормы права, подходящие
к данной ситуации, осуществляют их толкование
и выносят решение по делу на основе норм
права, руководствуясь исключительно
своим правосознанием. Правоприменительные
органы должны конкретизировать общие
предписания правовых норм применительно
к конкретной жизненной ситуации, т.е.
их деятельность влечет юридические последствия.
Правосознание работников этих органов
влияет на качественность выносимых актов
применения права. Любые деформации правосознания
могут негативно отразиться на истинности
и правомерности, принимаемые юридических
решений. Поэтому правосознание - это не
просто теоретическая категория, оно имеет
большое практическое значение, ибо в
процессе применения права правосознание
должностных лиц по сути влияет на возникающие
юридические последствия.
- Структура правосознания
Правосознание (как индивидуальное, так
и коллективное) – сложное структурное
образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией.
Правовая идеология включает в себя понятия
и представления о праве и правовых явлениях
в обществе. Уровень и качественные показатели
таких представлений могут быть различными:
от примитивных, поверхностных до научно-теоретических.
К правовой идеологии можно отнести и
рассуждения о праве умудренного жизнью
сельского старца, и работу Г. Гегеля «Философия
права». Роль правовой идеологии в правовом
регулировании достаточно очевидна:
• на основе правовых воззрений, теорий,
доктрин осуществляется правотворчество;
• важны рациональные компоненты и в
процессе реализации права.
Особой значимостью в правовой идеологии
обладает юридическая наука. Научная теория
определяет стратегию развития правовой
жизни общества, осуществляет всесторонний
анализ современной правовой ситуации.
Научные доктрины могут выступать в качестве
источников права. Освоение правовой теории,
рациональное осмысление роли права в
жизни общества являются важными и необходимыми
элементами юридического образования,
формирования юридического профессионализма.
В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые
называются правовой психологией. Эмоции
органически включены в структуру сознания,
и человек не может руководствоваться
в сфере правового регулирования только
рациональным мышлением. Эмоциональная
окраска (положительная или отрицательная)
существенно влияет на характер и направленность
правового поведения. Практика изучения
правомерного поведения показывает, что
трудно что-либо понять в природе поведения
человека, если отвлечься от его эмоциональной
сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное.
Например, имеет юридическое значение
состояние сильного душевного волнения
при совершении преступления. Эти вопросы
будут изучаться при прохождении учебного
курса по уголовному праву.
Анализ отношения людей к законам и иным
нормативным правовым актам позволяет
выделить в правосознании и другие элементы.
Первый элемент – информационный. Это наличие в сознании того или иного
объема информации о законе. Информация
может быть полной и всесторонней (например,
после работы с текстом закона, знакомства
с процессом его принятия, чтения комментариев
по данному закону), а может быть и поверхностной,
с чьих-либо слов. Информационный уровень
правосознания – обязательная его структурная
часть, ибо без информации о законе не
может быть и отношения к нему.
Второй элемент – оценочный. Получив информацию о нормативном акте,
человек как-то к нему относится, как-то
его оценивает, сопоставляет с собственными
ценностями. Аксиологические (ценностные)
элементы правосознания занимают важное
место в его структуре. На основе ценностных
представлений человека формируются мотивы
его поведения в правовой сфере. Осознание
ценности права личностью способствует
превращению права из «чужого», исходящего
от внешних сил, от властных социальных
структур, в «свое», способствующее реализации
целей и интересов человека.
На основе информационного и оценочного
элементов формируется элемент третий
– волевой. Узнав о законе и оценив его, человек
решает, что он будет делать в условиях,
предусмотренных законом. Использовать
закон для реализации собственных задач
или «обойти» его, строго исполнять данный
закон или найти другие правовые акты,
более отвечающие интересам и потребностям, –
все эти моменты входят в волевой элемент
правосознания. Волевую направленность
правосознания иногда именуют правовой
установкой, т.е. психологической направленностью,
готовностью человека как-то действовать
в сфере правового регулирования.
Безусловно, в реальной жизни правосознание
проявляется как нечто целое, не структурированное.
Выделение структурных элементов в правосознании
способствует лишь пониманию его роли
и места в жизни человека и общества.
ГЛАВА 2. Правовая культура:
понятие, содержание, функции
2.1. Понятие и структура
правовой культуры
Правовая культура
- часть общей культуры общества или отдельной
личности. Культура как собирательное
понятие имеет множество различных форм
проявлений, сторон, видов, "срезов",
"измерений". В данном случае речь
идет о такой ее разновидности, как правовая
культура, которая, кратко говоря, выражает
этику взаимоотношений субъектов общественной
жизни с правом, законами, другими юридическими
феноменами. Это - особая интеллектуальная
сфера, имеющая свою специфику и выступающая
предметом изучения юридической науки.
Правовая культура
тесно связана с политической, нравственной,
духовной и другими видами культуры. И
прежде всего, конечно, с обычной, поведенческой,
связанной с воспитанностью человека,
его адаптированностью к порядку, дисциплине,
организованности, уважению к законам
страны. Не подготовленного в правовом
отношении человека вряд ли можно назвать
культурным. Юридическая культура - важнейший
элемент правовой системы общества, непременное
условие нормального функционирования
государства.
Один из современных
юристов США - Л. Фридмэн в своей книге
"Введение в американское право"
(М., 1992) пишет: "Правовая культура - это
барометр общественной жизни, являющийся
одновременно и общественной силой, которая
определяет, как часто тот или иной закон
применяется или нарушается на практике,
как его избегают или как им злоупотребляют.
Правовая система без правовой культуры
не действует".
В отечественной литературе
над проблемой правовой культуры активно
работают такие ученые-правоведы, как
Н.Л. Гранат, Н.М. Кейзеров, В.И. Каминская,
А.Р. Ратинов, В.П. Сальников, А.П. Семитко,
В.Н. Синюков и др. Выработаны краткие определения
данного понятия.
Под правовой культурой
предлагается понимать "систему овеществленных
и идеальных культурных элементов, относящихся
к сфере действия права, и их отражение
в сознании и поведении людей" (А.Р. Ратинов).
В широком плане правовая культура охватывает
все правовые ценности, существующие в
данное время в данной стране. При этом
не игнорируется и мировой опыт.
Правовая культура
отражает не только деятельность человека
непосредственно в правовой сфере, но
и за ее пределами, связанную так или иначе
с применением правовых знаний. Последние
сегодня востребованы многими науками,
дисциплинами и специальностями как гуманитарного,
так и негуманитарного профиля. Эти знания
необходимы практически во всех областях,
где действуют законы, юридические нормы.
Не случайно почти во всех вузах страны
общеобразовательная подготовка студентов
включает в себя и правовую, ибо в этом
нуждается любая профессия, любой вид
деятельности. Правовая культура неизбежно
содержит в себе и мировоззренческий момент.
Важнейшую роль правовая
культура играет в реализации известного
либерально-демократического правового
принципа "не запрещенное законом дозволено".
Человек, не обладающий необходимым уровнем
правовой и нравственной культуры, легко
может встать на путь злоупотреблений
этим принципом. Или он просто не будет
знать, что конкретно разрешено, а что
запрещено. В России действие указанной
аксиомы в силу правовой отсталости подавляющей
части граждан уже породило и продолжает
порождать серьезные негативные последствия,
хотя в условиях рыночных отношений, предполагающих
личную инициативу и предприимчивость
субъектов, она совершенно необходима.
Поэтому усиление культурного
и морального фактора является первоочередной
задачей проводимых в России реформ. Этот
фактор может сыграть решающую роль в
наведении порядка в стране, повышении
сознательности и ответственности каждого
гражданина, в утверждении идей законности
и дисциплины, преодолении юридического,
политического и нравственного нигилизма.
Культура - это духовная база всех преобразований.
В этой связи огромное значение приобретает
правовое воспитание населения, своего
рода "правовой всеобуч". Без знания
права, без привычки соблюдать закон нельзя
решить ни одной серьезной проблемы.
Структуру правовой
культуры составляют те компоненты, которые
в нее входят. Кроме того, правовая культура
- многоуровневое понятие. Различают правовую
культуру всего общества и правовую культуру
отдельного индивида, культуру различных
слоев и групп населения, должностных
лиц, работников госаппарата, профессиональную
культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель
указывал на несовпадение "теоретической
и практической культуры".
Что касается правовой
культуры общества, то она включает в себя
такие "показатели", как достигнутый
уровень правового сознания, полноценное
законодательство, развитую правовую
систему, эффективное независимое правосудие,
широкий спектр прав и свобод гражданина
и их гарантии, состояние законности и
правопорядка, прочные правовые традиции,
юридическую грамотность основной массы
населения, четкую работу правоохранительных
органов, уважение законов и многое другое,
что определяет правовую жизнь и правовое
развитие государства.
Наиболее характерными
чертами (слагаемыми) правовой культуры
личности являются: 1) достаточно высокий
(приемлемый) уровень правосознания; 2)
знание действующих законов страны (незнание
законов не освобождает человека от ответственности
за их нарушение); 3) соблюдение, исполнение
или использование этих законов, ибо одно
только знание юридических предписаний
не может дать желаемого эффекта; 4) убеждение
в необходимости, полезности, целесообразности
законов и иных правовых актов, внутреннее
согласие с ними; 5) правильное понимание
(осознание) своих прав и обязанностей,
свободы и ответственности, своего положения
(статуса) в обществе, норм взаимоотношений
с другими людьми, согражданами; 6) правовая
активность, т.е. целенаправленная инициативная
деятельность субъекта по пресечению
правонарушений; противодействие беззаконию;
поддержание правопорядка и законопослушания
в обществе; преодоление правового нигилизма.