Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 15:02, лекция
Общая характеристика аксиологии. Предметная область и основная тематика правовой аксиологии. Легистская аксиология. Естественноправовая аксиология. Либертарно-юридическая аксиология.
Правовая аксиология
1. Общая характеристика
Аксиология - учение о ценностях.
Использование понятия "ценность"
в специальном смысле нравственно
должного восходит к Канту. Ценность
в его трактовке - это то, что
имеет значение долженствования
и свободы. Этот априорный мир
должного конструируется Кантом в отрыве
и противостоянии к миру сущего (к
эмпирическому "бытию", к сфере
фактических явлений, отношений
и т.д.), где царят причинно-
Последователи Канта (Р. Г. Лотце,
В. Виндельбанд и др.) пошли дальше
Канта и развивали
Иной подход к проблеме
ценностей характерен для объективно-
Предметная область и основная тематика правовой аксиологии - это проблемы понимания и трактовки права как ценности (как цели, долженствования, императивного требования и т.д.) и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении (т.е. ценностном смысле - с точки зрения права) фактически данного закона (позитивного права) и государства.
2. Легистская аксиология
В рамках легизма, отождествляющего право и закон, отрицающего объективную сущность права и вместе с тем критерий отличия права от произвола, в принципе невозможно предметно говорить о собственно правовой оценке и правовой ценности закона.
В силу отрицания объективных, независимых от законодателя и закона, свойств и характеристик права легизм в аксиологическом плане отвергает по существу собственно правовые ценности и признает лишь ценность закона (позитивного права). Причем признаваемая легистами (позитивистами и неопозитивистами) "ценность" закона (позитивного права) на самом деле лишена собственно правового ценностного смысла. Легистская "ценность" закона (позитивного права) - это его официальная общеобязательность, властная императивность, а не его общезначимость по какому-либо объективному (не властно-приказному) правовому основанию.
Показателен в этом отношении радикальный подход неопозитивиста Кельзена, согласно которому право ценно только как приказание, как норма. В таком смысле (как приказ, как норма) право характеризуется им как форма долженствования. "Нельзя сказать, как это часто делается, - утверждает Кельзен, - что право не только представляет собой норму (или приказание), но что оно также составляет или выражает некую ценность (подобное утверждение имеет смысл только при допущении абсолютной божественной ценности). Ведь право составляет ценность как раз потому, что оно есть норма..." [Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 1. С. 93.].
Важно при этом подчеркнуть,
что "норма" у Кельзена - это
чистое долженствование-приказание, но
не норма равенства, не норма свободы,
не норма справедливости. Она ничего
из формально-правовых характеристик
права в себе не содержит. Кельзеновская
норма (и вместе с тем форма
права) - это "чистая" и пустая форма
долженствования, пригодная для
придания императивно-приказного статуса
и характера любому произвольному
позитивно-правовому
3. Естественноправовая аксиология
Согласно естественноправовой
аксиологии, естественное право воплощает
в себе объективные свойства и
ценности "настоящего" права и
поэтому выступает в виде должного
образца, цели и критерия для ценностной
оценки (в принципе - негативной) позитивного
права и соответствующей
В понятие естественного
права, таким образом, наряду с теми
или иными объективными свойствами
права (принципом равенства людей,
их свободы и т.д.), включаются и
различные моральные (религиозные,
нравственные) характеристики. В результате
такого смешения права и морали (религии
и т.д.) естественное право предстает
как симбиоз различных
При таком подходе позитивное
право и государство
Справедливость при этом
трактуется не в формально-юридическом
смысле, а как нравственное или
смешанное нравственно-правовое явление
и понятие с особым для каждой
естественноправовой концепции
и, следовательно, ограниченным и конкретным
нравственным (или смешанным нравственно-
Отмеченные недостатки присущи не только концепциям традиционного юснатурализма, но и различным собственно философским учениям прошлого и современности, которые в своем правопонимании так или иначе исходят из идей и конструкций естественного права. В этой связи можно назвать учения Канта, Гегеля и их последователей, В. С. Соловьева, Р. Марчича и других представителей морально-нравственного учения о праве, его трактовки как "нравственного минимума", части морального порядка или нравственного целого, выражения нравственной (моральной, религиозной) справедливости и т.д.
Вместе с тем к несомненным
заслугам представителей естественноправового
подхода следует отнести
4. Либертарно-юридическая аксиология
Ценность права, согласно
либертарно-юридической
При этом право как форму,
правовую форму фактических отношений
(а вместе с тем и формальные
компоненты этой правовой формы - равенство,
свободу, справедливость) нельзя смешивать
с самими фактическими отношениями,
с фактическим содержанием
В аксиологическом плане
такая юридико-формализованная
Такое понимание ценностного смысла правовой формы долженствования принципиально отличается не только от естественноправового, но и от позитивистского подхода к данной проблеме.
В противоположность
Данная концепция правовой
(формально-правовой) трактовки основных
ценностей человеческого бытия (равенства,
свободы, справедливости) в качестве
моментов правовой формы долженствования
четко очерчивает и фиксирует
ценностный статус права (круг, состав,
потенциал права как ценности,
специфику права как ценностно-
Эту сферу сущего, ценностно
определяемого с позиций
В юридической аксиологии
речь, следовательно, идет об оценке (ценностном
суждении и оценке) с позиций права
правового смысла и значения наличного
закона (позитивного права), государства,
поведения субъектов права, об их
правовом качестве, об их соответствии
(или несоответствии) целям, требованиям,
императивам права как
Цель права как должного в отношении закона (позитивного права), государства, поведения субъектов права можно сформулировать в виде следующего ценностно-правового императива: закон (позитивное право), государство, поведение субъектов права должны быть правовыми.
В этой аксиологической плоскости
соотношение должного и сущего выражает
идею необходимости постоянного
совершенствования практически
сложившихся и реально