Правовая сфера жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:24, контрольная работа

Описание работы

1. Наиболее распространённым является определение права как системы общеобязательных форм (правил) поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой.
2. Важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и с его главным институтом – государством.
3. Сущность правового государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву.

Содержание работы

1 .Сущность права: традиционный и либеральный подходы.
2.Взаимоотношение права и политической власти.
3.Объясните понятие «правовое государство». Охарактеризуйте современное правовое состояние нашего общества.

Файлы: 1 файл

к р философия.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

  Сущность права  заключается в регулировании  общественных отношений в условии  цивилизации, в достижении на  нормативной основе такой стабильной  организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода  личности. Высшее общественное предназначение права - гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для развития в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие в общественной жизни. По своим исходным началам право призвано быть стабилизирующим и умиротворяющим фактором. Именно в этом заключена важнейшая сторона правового регулирования.

Сделанные М. Вебером  выводы о первичности феномена политической власти по отношению к государственно-правовым институтам и неправомерности ее отождествления с механизмом государственного управления, заложили основу для дальнейшего изучения взаимодействия права и политической власти в европейской и американской науке. К середине XX в. специалисты, занимающиеся данной проблемой, разделились на два основных направления — объективистское и субъективистское. Институциональная школа (Р. Бенедикс, Р. Дарендорф, Д. Ландберг, С. Липсет и др.) рассматривает власть как совокупность объективно существующих институтов и норм, порожденных социальными отношениями и функционирующих достаточно независимо от чьей-либо субъективной воли и поведения отдельных людей. Бихевиористское направление (Р. Барт, Э. Канетти, М. Фуко и др.) интересует прежде всего поведение индивидов и групп по осуществлению властных функций, его мотивация и формы, обусловленность поведения властным воздействием.

Каждая из данных теорий содержит несомненные рациональные начала, выявляющие различные сущностные свойства политической власти. Семиотическая методология позволяет собрать воедино все наиболее ценное в обеих концепциях и понять власть как субъективное отображение объективной реальности, выраженное в определенных символах (смыслах, знаках) и соответствующих им действиях субъектов политики.

Действительно, всякая политическая власть может быть представлена как  коммуникативное взаимодействие сторон — субъекта и объекта власти. Власть и подвластные должны в  равной мере понимать друг друга, говоря на одном и том же языке, символы  которого равнозначны для всех участников этого коммуникативного политического взаимодействия. Только в этом случае и можно говорить о взаимодействии сторон как о действительной, реальной коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 3. Объясните понятие «правовое государство». Охарактеризуйте современное правовое состояние нашего общества.

Сущность правового  государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении  действия власти стоящим над ней  законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. Такое государство обладает четырьмя основными признаками: разделение властей; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности и гарантия прав и свобод личности. Сам термин «правовое государство» возник и утвердился в немецкой юридической литературе в первой третьи XIX века (в трудах К.Т.Велькера, р.Фон Моля и других), а в дальнейшем получил широкое распространение.

Признаки правового  государства.

1)Верховенство закона  во всех сферах общественной жизни. Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства, поэтому правовое государство это и конституционное государство.

Верховенство права (закона) в обществе как главный принцип  правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.

2) Равенство всех перед  законом

3) Ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти

4) Государство располагает стабильной Конституцией и 
системой законодательства.

6) Наличие отлаженного механизма, способного обеспечить 
выполнение и защиту права, в том числе наличие эффективной  
системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, следствие, арбитраж, конституционный суд и др.),подчиняющихся 
только закону.

7) Реальность прав  личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность.

8) Наличие гражданского общества, устойчивое правовое  сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества

10) Принцип разделения  властей. Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом

  Формально Российская  Федерация является правовым  государством. «Российская  Федерация есть правовое государство. Правовое государство не есть просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающее право как исторически развивающуюся меру свободы и справедливости, выраженную именно в законах, подзаконных актах и практик реализации прав и свобод человека. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования прежде всего в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.»1

   Статус правового  государства подкрепляется Конституцией, Декларацией прав и свобод человека и гражданина(1991 г.). Процесс формирования правового  государства  предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В настоящее время  в России по сути авторитарный политический режим: принципы демократии сочетаются с элементами личной власти. Законодательная власть представлена двумя субъектами — Президентом и Федеральным Собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации. Функции исполнительной власти выполняются Правительством, гарантом политической стабильности выступает Конституционный Суд.

     Принятая на референдуме Конституция фактически написана «под» нынешнего президента: принцип разделения властей в его современном западном варианте не соблюдается, поскольку в руках у главы государства находится как законодательная, так и исполнительная власть в лице Правительства; полномочия Думы в плане законотворчества ограничены президентским вето; власть Конституционного суда незначительна.  Неуклонно набирают силу и требуют участия во власти крупный компрадорский капитал, финансовая олигархия, завладевшая средствами массовой информации и успешно оппонирующая президенту и его непосредственному окружению в попытках остаться у власти.

 В России на протяжении  длительного времени отсутствовало понятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало (совесть, честность).

Сейчас начинают закладываться принципы правового государства: созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.

Формирование нового законодательства, совершенствование  и пересмотр старого – означает формирование новой правовой системы.

Приняты многие законодательные  акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране. Это  Декларация о суверенитете, Закон о Президенте РФ,   закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина, закон о собственности, о статусе судей, о печати…

Большой шаг на пути установления правового государства в России – установление политического и  идеологического плюрализма, многопартийности.

Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура – большая сила, если население ею обладает.

Поэтому фактически Российскую Федерацию нельзя назвать правовом государством, она находится только на этапе его формирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002.
  2. Введение в политологию ./ Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. М., 1993
  3. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
  4. Ильин И.А. Наши задачи. Париж; М., 1992.
  5. Ильин И.А. Путь к очевидности. М. 1993.
  6. Коваленко А.И.  Теория  государства  и  права,  Москва 1994.
  7. Коваленко А.И.  Правовое государство:  концепции и реальность,  Москва 1993.
  8. Комментарий к Конституции РФ/ под общ.ред. Ю. В.Кудрявцева. М.:Фонд “Правовая культура.”,1996. с.18
  9. Рахимов. Р. А. ,Хабибулин. А. Г.Политическая власть и право :Проблемы семиотического анализа / //Правоведение. -2000. - № 2.
  10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999.
  11. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

 

1 Комментарий к Конституции РФ/ под общ.ред. Ю. В.Кудрявцева. М.:Фонд “Правовая культура.”,1996. с.18


Информация о работе Правовая сфера жизни общества