Правовые и нравственные ценности: их взаимосвязь и различие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:49, доклад

Описание работы

Взаимосвязь нравственности с правом является из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на протяжении многих веков.
С одной стороны это связано с тем огромным значением, которое сыграли эти понятия в жизни человеческого общества, в человеческой истории, поскольку, с определенной точки зрения, именно механизмы права управляли жизнью человека в течении большей части его истории, тогда как моральные нормы формировали отношение к правовым нормам и государственным системам, определяли желательность или нежелательность какого-либо общественного устройства.

Файлы: 1 файл

Правовые и нравственные ценности.docx

— 19.25 Кб (Скачать файл)

Правовые и  нравственные ценности: их взаимосвязь  и различие.

Взаимосвязь нравственности с правом является из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на протяжении многих веков.

С одной стороны это  связано с тем огромным значением, которое сыграли эти понятия  в жизни человеческого общества, в человеческой истории, поскольку, с определенной точки зрения, именно механизмы права управляли жизнью человека в течении большей части его истории, тогда как моральные нормы формировали отношение к правовым нормам и государственным системам, определяли желательность или нежелательность какого-либо общественного устройства.

В обсуждении взаимосвязи  и соотносимости права и морали представляется важной традиция, которая  восходит к И. Канту в классической немецкой философии и к В. Соловьеву  в русской философии права, которая  утверждает идею моральной дополненности  правовых требований. Большинство современных  ученых не отрицают того, что право  исторически всегда находилось под  влиянием морали и частично воплощало  в себе ее требования. Правовые и  моральные ценности чаще всего состоят  в отношениях взаимоподдержки и  взаимодополняемости.

Представление о праве  как об универсальной системе  справедливых установлений, создающих  условия для осуществления свободной  воли, сближает его с моралью, поскольку  и право, и мораль являются социальными  регуляторами. Понятия справедливости и свободы, будучи основными ценностями морали, объясняют и природу права. Однако эти ценностные основания имеют разные содержательные оценки. Право строится на ценностях формального равенства, справедливости, свободы как условия осуществления правовых отношений. Для морали особенно важны ценности добра, свободы как обязательного условия для возможности осуществления морального выбора. Таким образом, в процессе правового воспитания нравственные ценности получают «правовое звучание».

Характер взаимосвязи  морали и права определяет взаимодействие нравственности и правового воспитания. Право и мораль, действуя в одном  и том же направлении, создают  предпосылки приобщения субъекта к  правовым и моральным ценностям.

Нравственно-правовое воспитание является важным фактором, влияющим на освоение правовых ценностей. Возможно, направить основное внимание на правовую совесть, силу убеждения, благодаря которой человек воздерживается от совершения преступлений. О единстве правового и нравственного воспитания писал еще Л.И. Петражицкий, указывая, что родители и воспитатели «должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии, им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права».

Нравственно-правовое воспитание должно начинаться в дошкольном возрасте, когда правовые ценности вытесняются  в подсознание. Особая роль в этом процессе принадлежит семье. Дальнейшее развитие происходит в дошкольных учреждениях, школах и вузах.

Можно сделать вывод, что  право «воспитывает, регулируя», а  мораль «регулирует, воспитывая». Переплетаясь и накладываясь друг на друга, они создают основу нравственно-правового воспитания. Общей целью нравственно-правового воспитания выступает формирование у личности нравственной и правовой культуры, которые складываются из осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям, уважения к закону, готовности соблюдать его предписания, бороться с нарушениями законности и правопорядка.

Сложилось много мнений о проблеме взаимоотношении права и нравственности. Проблема взаимоотношения права и нравственности - это проблема взаимодействия ценностных иерархий. Нравственные ценности, связаны с мировоззренческими основами, поэтому они выступают ценностями высшего порядка. Поэтому право опирается на значимые для человека нравственные представления. Нельзя согласиться с учеными, считающими, что право изначально нравственно. Так как в конечном счете, это ведет к отождествлению права и нравственности.

Американский социолог Т. Парсонс заявляет, что «фактическая эффективность правовых систем, обладающих присущей им справедливостью, во многом зависит от получаемой ими моральной поддержки. Появление правовых норм привело к увеличению стабильности и непрерывности культуры, так как они строго определяют правила поведения и конкретизируют ценности. Важная роль в этом процессе передачи норм и ценностей принадлежит правовому воспитанию».

B.C. Нерсесянц считал право и мораль принципиально различными социальными явлениями.

А.И. Солженицын говорит: «Нравственное  начало должно быть выше, чем юридическое».

Естественное право - место  встречи права и нравственности, где ценностные регуляторы находятся  в согласии с требованиями справедливости, свободы, равенства. Естественное право - минимум, необходимая мера морали. Теории естественного права представляют собой ту часть содержания правового  воспитания, в которой гармонично сочетаются правовые и нравственные ценности.

Вместе с тем высшие ценности права и нравственности обладают сходными признаками. Ценность, воплощающаяся и в нравственности и в праве, - это свобода. Общие  для нравственности и права ценности - справедливость, равенство.

Следует отметить и основные отличия между правом и нравственностью. Право остается во внешним, а нравственность – во внутреннем мире человека.  Т.е. система норм права устанавливается обществом, являющимся для каждого человека внешним фактором, в то время как нравственные нормы, хотя также формируются в результате принятия каких либо норм большинством общества, получают все же своеобразное преломление во внутреннем мире человека и допускают несколько различное толкование, в то время как толкование норм права не зависит от их восприятия данным субъектом.

В общественном и индивидуальном сознании утвердилось представление  о приоритете морали над правом. Моральные ценности и нормы почитались как более высокие и значимые, чем установления закона и судебные решения. Право рассматривается  в таком смысле как «минимум морали».

Имеется и другая точка  зрения: ценности права и морали занимают самостоятельное и равновеликое положение в составе социальных механизмов, опосредствующих общественные отношения, однако правовые начала играют в ряде случаев передовую роль, нередко более соответствуя требованиям  общественного прогресса.

 В современном обществе происходит не просто дополнение, но и взаимоподдержки права и морали, что должно отражаться и в правовом воспитании.

Право создает сферу деятельности, в которой осуществляются моральные ценности человека, а мораль направляет общество на уважительное отношение к правовым ценностям. И право, и мораль обеспечивают стабильное функционирование общественной системы, вступают во взаимодействие для обеспечения и защиты основных ценностей современного общества. Е.А. Лукашева пишет о том, что мораль и право действуют в едином поле социальных связей.

В этой связи правовед из Германии Т. Юлен справедливо считает, что нравственность все больше входит в законодательные нормы и процессы. Это знаменует новый процесс в области взаимодействия права и нравственности, что выражается «во включении норм справедливости в наши анализы законодательных постановлений и институтов».


Информация о работе Правовые и нравственные ценности: их взаимосвязь и различие