Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:49, доклад
Взаимосвязь нравственности с правом является из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на протяжении многих веков.
С одной стороны это связано с тем огромным значением, которое сыграли эти понятия в жизни человеческого общества, в человеческой истории, поскольку, с определенной точки зрения, именно механизмы права управляли жизнью человека в течении большей части его истории, тогда как моральные нормы формировали отношение к правовым нормам и государственным системам, определяли желательность или нежелательность какого-либо общественного устройства.
Правовые и нравственные ценности: их взаимосвязь и различие.
Взаимосвязь нравственности с правом является из тех ключевых вопросов, которые продолжают оставаться актуальными, интересными и важными уже на протяжении многих веков.
С одной стороны это
связано с тем огромным значением,
которое сыграли эти понятия
в жизни человеческого
В обсуждении взаимосвязи и соотносимости права и морали представляется важной традиция, которая восходит к И. Канту в классической немецкой философии и к В. Соловьеву в русской философии права, которая утверждает идею моральной дополненности правовых требований. Большинство современных ученых не отрицают того, что право исторически всегда находилось под влиянием морали и частично воплощало в себе ее требования. Правовые и моральные ценности чаще всего состоят в отношениях взаимоподдержки и взаимодополняемости.
Представление о праве
как об универсальной системе
справедливых установлений, создающих
условия для осуществления
Характер взаимосвязи морали и права определяет взаимодействие нравственности и правового воспитания. Право и мораль, действуя в одном и том же направлении, создают предпосылки приобщения субъекта к правовым и моральным ценностям.
Нравственно-правовое воспитание является важным фактором, влияющим на освоение правовых ценностей. Возможно, направить основное внимание на правовую совесть, силу убеждения, благодаря которой человек воздерживается от совершения преступлений. О единстве правового и нравственного воспитания писал еще Л.И. Петражицкий, указывая, что родители и воспитатели «должны вообще обращать серьезнейшее внимание на развитие в детях сильной и живой правовой психологии, им следует заботиться о внушении детям не только нравственности, но и права».
Нравственно-правовое воспитание должно начинаться в дошкольном возрасте, когда правовые ценности вытесняются в подсознание. Особая роль в этом процессе принадлежит семье. Дальнейшее развитие происходит в дошкольных учреждениях, школах и вузах.
Можно сделать вывод, что право «воспитывает, регулируя», а мораль «регулирует, воспитывая». Переплетаясь и накладываясь друг на друга, они создают основу нравственно-правового воспитания. Общей целью нравственно-правового воспитания выступает формирование у личности нравственной и правовой культуры, которые складываются из осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям, уважения к закону, готовности соблюдать его предписания, бороться с нарушениями законности и правопорядка.
Сложилось много мнений о проблеме взаимоотношении права и нравственности. Проблема взаимоотношения права и нравственности - это проблема взаимодействия ценностных иерархий. Нравственные ценности, связаны с мировоззренческими основами, поэтому они выступают ценностями высшего порядка. Поэтому право опирается на значимые для человека нравственные представления. Нельзя согласиться с учеными, считающими, что право изначально нравственно. Так как в конечном счете, это ведет к отождествлению права и нравственности.
Американский социолог Т. Парсонс заявляет, что «фактическая эффективность правовых систем, обладающих присущей им справедливостью, во многом зависит от получаемой ими моральной поддержки. Появление правовых норм привело к увеличению стабильности и непрерывности культуры, так как они строго определяют правила поведения и конкретизируют ценности. Важная роль в этом процессе передачи норм и ценностей принадлежит правовому воспитанию».
B.C. Нерсесянц считал право и мораль принципиально различными социальными явлениями.
А.И. Солженицын говорит: «Нравственное начало должно быть выше, чем юридическое».
Естественное право - место
встречи права и
Вместе с тем высшие
ценности права и нравственности
обладают сходными признаками. Ценность,
воплощающаяся и в
Следует отметить и основные отличия между правом и нравственностью. Право остается во внешним, а нравственность – во внутреннем мире человека. Т.е. система норм права устанавливается обществом, являющимся для каждого человека внешним фактором, в то время как нравственные нормы, хотя также формируются в результате принятия каких либо норм большинством общества, получают все же своеобразное преломление во внутреннем мире человека и допускают несколько различное толкование, в то время как толкование норм права не зависит от их восприятия данным субъектом.
В общественном и индивидуальном сознании утвердилось представление о приоритете морали над правом. Моральные ценности и нормы почитались как более высокие и значимые, чем установления закона и судебные решения. Право рассматривается в таком смысле как «минимум морали».
Имеется и другая точка зрения: ценности права и морали занимают самостоятельное и равновеликое положение в составе социальных механизмов, опосредствующих общественные отношения, однако правовые начала играют в ряде случаев передовую роль, нередко более соответствуя требованиям общественного прогресса.
В современном обществе происходит не просто дополнение, но и взаимоподдержки права и морали, что должно отражаться и в правовом воспитании.
Право создает сферу деятельности, в которой осуществляются моральные ценности человека, а мораль направляет общество на уважительное отношение к правовым ценностям. И право, и мораль обеспечивают стабильное функционирование общественной системы, вступают во взаимодействие для обеспечения и защиты основных ценностей современного общества. Е.А. Лукашева пишет о том, что мораль и право действуют в едином поле социальных связей.
В этой связи правовед из Германии Т. Юлен справедливо считает, что нравственность все больше входит в законодательные нормы и процессы. Это знаменует новый процесс в области взаимодействия права и нравственности, что выражается «во включении норм справедливости в наши анализы законодательных постановлений и институтов».
Информация о работе Правовые и нравственные ценности: их взаимосвязь и различие