Предмет и основные формы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 19:03, сочинение

Описание работы

Философия зародилась примерно 6-7 в.до н.э. в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон. Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчлененных знаний выделяются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки.

Файлы: 1 файл

эссе (1).docx

— 22.85 Кб (Скачать файл)

 

   Философия зародилась примерно 6-7 в.до н.э. в странах древнего мира - Индии, Китае, Египте. Своей классической формы она достигла в Древней Греции. Первым человеком, назвавшим себя философом, был древнегреческий мыслитель Пифагор, а в качестве особой науки ее впервые выделил другой древнегреческий мыслитель Платон. Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний, и только позднее из нерасчлененных знаний выделяются математика, астрономия, медицина, затем механика, химия, биология, юриспруденция и другие специальные науки. Философия все больше превращается в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

   Вместе с тем происходит дифференциация внутри самой философии, формируются относительно самостоятельные ее разделы: онтология - учение о бытии и его сущности, гносеология - учение о познании, логика - учение о мышлении, его законах и формах, этика - учение о морали, эстетика - учение о прекрасном в жизни и искусстве, социальная философия - учение о человеческом обществе, история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

   Философия – являясь теоретическим мировоззрением, выступает как особая наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

   В ходе развития философии представления о её предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа.

   Среди них встречаются такие варианты, которые сводят к указанию на то, что ее предметам служат: раздумья о человеке, размышления о жизни и смерти и.т.д. Так, например, для греч. мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, называл её госпожой наук. В Ср. века философия выступала служанкой богословия Интересным выглядит подход к определению предмета. который даёт крупный немецкий философов Кант. Он эту проблему разделил на 3 части:

- что я могу знать?

- что я должен делать?

- на что я смею надеяться?

   В конце концов, он сводил эти 3 элементы к одному – Что такое человек? Итак, по Канту выходит, что главная проблема философии ее предмет – это человек. Есть и такая трактовка предмета философии. согласно которой – смысл философии заключается в том, чтобы выявить – Откуда мы? Кто мы такие? Куда мы идём? Эту точку зрения развивал известный французский художник Поль Гоген. По Гегелю – предмет философии – это мышление о всеобщем. 20 век предложил большое разнообразие трактовок предмета философии. Экзистенциализм понимает философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает ей в собственном предмете. В прежнем виде философия рассматривается позитивистами как бессмысленная наука, а в новом же облике она должна стать «служанкой» наук, методологией научного познания. Таким образом, предмет философии можно определить так – это учение о всеобщем бытии и познании. Далее, в философии есть круг основных ее проблем. Это, прежде всего проблемы бытия, сознания, жизни и смерти, бессмертия, смысла жизни, свободы, счастья и.т.д. Итак, необходимо определить специфику особенностей. Это, прежде всего знания – биполярные т.е. фил-ию не интересует мир сам по себе, а только в контексте человеческой жизнедеятельности, отношение 2-х полюсов – «человек и мир». Ф. знания – это всегда знания о сущем, о глубинном, о необходимом. Следующая характерная особенность философских знаний - это знания интегральные т.е. знания о всеобщем. Следующей особенностью ф. знания – это то, что эти знания носят предельно общий, теоретический характер. Далее, философские знания носят вечный, инвариантный характер. Это значит, что многие проблемы философии были сформулированы у её колыбели и продолжают быть столь актуальными и сегодня, т.е. выходят проблемы вечные, а ответы – исторические.

   Важно при этом подчеркнуть, что это не означает, что человечество не может решить эти проблемы и свидетельствует о том, что ответы на них разнообразятся от эпохи к эпохе и сами проблемы разнообразны, и на сегодняшний день не могут быть достоверно решены логическим путём.

   Поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа, философские проблемы на каждом новом историческом этапе осмысляются по иному, другими словами говоря философские знания неисчерпаемы по своей сути.

   Далее, с момента оформления философии начала определяется и структура философского знания.

  1. ОНТОЛОГИЯ – учение о бытии
  2. ГНОСЕОЛОГИЯ – учение о познании
  3. ДИАЛЕКТИКА – учение о развитии
  4. ЛОГИКА – учение о формах правильного мышлении
  5. ЭТИКА - учение о морали
  6. ЭСТЕТИКА - учение о прекрасном в жизни и искусстве
  7. СОЦИОЛОГИЯ - учение об обществе
  8. АНТРОПОЛОГИЯ - учение о человеке
  9. АКСИОЛОГИЯ – учение о ценности

   Основные проблемы философии – это проблемы связанные с познанием. Пожалуй, самым важным относящимся к познанию вопросом является то, познаваем ли мир вообще. Агностики утверждают, что понять его человеку никогда и ни за что не удастся, а гностики же утвердят, что человеческий разум не имеет границ, и рано или поздно ему откроются все тайны мирозданья. Также философов интересует сущность самого познания, особенности познавательных процессов, отношения субъектов и объектов познания и т.д. Философия не игнорирует методы познания, но все-таки отводит им второстепенную роль – сама суть данного процесса интересует философов намного больше. Гносеология – так называется учение о познании.

   Основные проблемы философии включают в себя и проблемы самого человека – то есть проблемы не личности, а конкретно индивида. Изучить человека важно в первую очередь потому, что именно он является исходным пунктом всего философствования.

         Поскольку философия является учением о бытии и человеке, рассматриваемых в социально-культурном, ценностно-смысловом и материально-духовных отношениях, то в ее основе лежит рассмотрение обобщенных образов бытия и его различных частей (природа, общество и человек) в их взаимодействии. поскольку философия является учением о бытии и человеке, рассматриваемых в социально-культурном, ценностно-смысловом и материально-духовных отношениях, то в ее основе лежит рассмотрение обобщенных образов бытия и его различных частей (природа, общество и человек) в их взаимодействии. 

Философия также имеет  своей целью экспликацию (выявление) универсалий - выявление общих категорий, которые составляют основу всякого  человеческого разумения, интеллекта (логика), а также философия берет  на себя функцию рационализации и  систематизации знания, критикует нефилософские  формы мировоззрения, расшатывает  устаревшие догмы.

К тому же, философия обращена и к будущему. Она обладает возможностью формирования принципиально новых  идей, мировоззренческих образов, идеалов.

Философия имеет динамическое содержание, и поэтому резюмирует прошлое, определяет конкретный облик  проблемы в современных условиях и прогностически осмысливает будущее.


Информация о работе Предмет и основные формы философии