Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 14:25, контрольная работа
В обыденном сознании в течение многих веков существовало, да нередко встречается и в наши дни, представление, будто философия не имеет собственных реальных проблем. Не случайно символом философа был медведь, сосущий собственную лапу. При определении специфики философии, а тем более ее природы, не нужно все-таки абсолютизировать роль проблем. Это чрезвычайно важный, но не единственный параметр, способный характеризовать ее своеобразие. Проблемность сама по себе релятивна и неопределенна
Введение
1. Истоки проблем философского мировоззрения
2. Специфика основных проблем философии
3. Предмет философии
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра землеустройство земельного и городского кадастра
Контрольная работа по дисциплине «Философия»
На тему «Предмет и основные проблемы философии»
Выполнила: студентка 2 ускор. курса з/о
Направление: Землеустройство и кадастры
(спец. кадастр недвижимости)
Группа 8636-с
г.Барнаул 2014г.
Введение
1. Истоки проблем философского мировоззрения
2. Специфика основных проблем философии
3. Предмет философии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В обыденном сознании в течение многих
веков существовало, да нередко встречается
и в наши дни, представление, будто философия
не имеет собственных реальных проблем.
Не случайно символом философа был медведь,
сосущий собственную лапу.
В современной философии существует целое течение - позитивизм, объявляющее проблемы философии бессмысленными, беспредметными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем в любой науке.
В ряду характерных признаков проблем философского мировоззрения на первом месте стоит их функция выражать и представлять специфический предмет философии. Все философские проблемы спроецированы на предмет философии, его отражают и его спецификой обусловлены. Своеобразие этих проблем - это, прежде всего своеобразие предмета философии.
Истоки проблем философского мировоззрения
Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них в той или иной мере есть и общее, и уже одно это обстоятельство говорит о том, что они не случайны, а порождены какими-то глубокими причинами.
Основная проблема мировоззрения - отношение человека к миру в целом. Мировоззрение есть общая картина мира, т.е. более или менее сложная и систематизированная совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве, а также (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части, как человечество; основной вопрос мировоззрения - это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого). В книге А. Швейцера «Культура и этика» названы следующие проблемы мировоззрения: Конечен или бесконечен мир? В чем смысл твоей жизни? Что тебе надо в мире? Чего достигли те, кто действовал до тебя? Какое значение имело то, к чему они стремились, для бесконечного мира? Что такое истина? Разрешима ли дихотомия человеческого существования: конечности тела и бесконечности духа? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
В современной литературе формулируются такие проблемы: Как дух соотносится с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен или бесконечен мир? В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении? Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? Что такое человек, и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Какова природа человеческого разума? Как человек познает окружающий его мир и самого себя? Что есть истина и заблуждение? Что такое добро и зло? В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Все эти и подобные им вопросы, отмечает А.Г. Спиркин, не могут не волновать каждого мыслящего человека, в какой бы сфере жизни он ни действовал. Размышляя о такого рода вопросах, человек может прийти и неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции.
Исходный пункт мировоззрения неотделим
от особенностей человеческого существования,
от потребности человека в осмыслении
своего места в мире. Для индивида весь
мир оказывается расколотым на две части:
на мое «Я» и остальное «не-Я», включая
природу, общество, других людей. Вопрос
об отношении человека к миру является
главным, основным вопросом всякого мировоззрения.
С ним соотносятся другие проблемы смысла
жизни, счастья, возможности личного бессмертия
и т.п. Все эти вопросы – «экзистенциальные»,
поскольку неразрывно связаны с существованием
человека, с его духовной потребностью
в осмыслении мира и своего отношения
к нему. В этом плане только те проблемы
материального бытия составляют проблематику
мировоззрения, которые неотрывны от бытия
человека, без которых невозможно представление
о мире в целом, невозможно целостное видение
мира и места в нем человека. Поэтому понимание
жизни человека составляет важную сторону
мировоззрения, а проблема человека выступает
не только в явном виде, но и в неявном
- во всех так называемых онтологически-«метафизических»
проблемах. Итак, важным источником мировоззрения
и его проблем является бытие индивида,
осмысление им своего существования, перспектив
своего бытия.
Развитие общественных, гуманитарных наук рождает большое количество мировоззренческих проблем. Они неразрывно связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни общества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблема добра и зла, проблема социальной справедливости и др. Потребности эстетического, художественного освоения мира также дают много проблем; центральной из них выступает проблема прекрасного. Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический прогресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности (или конечности) пространства, проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п.
Таким образом, главные истоки проблем мировоззрения:
1) индивидуально-
2) социально-классовые,
3) внутринаучные,
4) художественно-эстетические.
Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются многообразной его деятельностью. Фактически любая сфера деятельности человека есть источник проблем мировоззрения, в то время как естествознание ограничено познанием неживой и живой природы и природного в человеческом существе. Эти проблемы не случайны, а необходимы, причем не в меньшей мере, чем проблемы физики, политэкономии или медицины. Философские проблемы возникали в прошлом, рождаются они и сейчас, особенно в социальной сфере. Много новых проблем, связанных с перспективами человеческой цивилизации (например, глобальные проблемы), требуют своего глубокого осмысления со стороны философов.
Специфика основных проблем философии
Для более целенаправленной, более эффективной деятельности следует четко представлять, в чем заключается специфика проблем философии.
Проблема в философии есть логическая форма познания. Понятие «проблема» родственно понятию «вопрос», точнее, проблема есть разновидность вопроса. Вопрос, заданный с целью проверить усвоение тех или иных правил пунктуации в немецком
языке или, допустим, отдельных законов физики, есть вопрос, связанный с воспроизведением общества знания. Проблема - это вопрос, являющийся органической частью поисковой познавательной ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур, законов, новой информации. Это знание о незнании и некоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию. Проблема философии, как и в частных науках, организует познавательную деятельность, направляет исследование1.
Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.п. Псевдопроблемами являются, например, проблема вечного двигателя в естествознании и проблема первопричины в философии. Существуют также реальные, но ложно поставленные проблемы.
Всеобщее в системе «мир-человек»,
составляющее предмет философского познания,
и является предметным основанием проблем
философии. Они сами всеобщи, предельны
- предельны для бытия человека, для его
общей программы деятельности, для всей
человеческой культуры. Проблемы философского
мировоззрения охватывают мир в целом,
жизнь человека в целом, отношение человека
к миру в целом. Более широких проблем,
чем в мировоззрении (по их значимости
для деятельности человека), не бывает.
Понятия материи, пространства, времени,
движения, причины, возможности, необходимости
и т.п. - предельные. Предельными эти понятия
оказываются в силу того, что они находятся
в основаниях любого рода человеческой
деятельности. Например, вряд ли можно
обнаружить род деятельности, который
не вызывался бы определенного характера
причинами, не протекал бы в определенных
пространственно-временных условиях и
т. д. Но как предельные, категории причинности,
пространства, времени и другие не уясняются
ни в одном из специальных видов деятельности.
Можно выяснить причины любых явлений
и человеческих поступков, но нелегко
ставить вопрос о причине самой причинности.
В качестве предельных понятий философские
категории и принципы не подлежат уяснению
в собственных терминах. Именно поэтому
они исторически явились предельными,
наиболее универсальными основаниями
целостно-связной совокупности многообразных
форм отношения человека к миру. Отсюда
субъектно-объектный способ их уяснения
как предельных оснований культуры. Предельная
широта философских проблем и понятий
связана, как мы видим, с их фундаментальностью
для общего понимания мира, жизни, отношения
человека к миру.
1) онтологическую,
2)антропологическую (жизневоззренческую),
3) аксиологическую,
4) гносеологическую,
5) праксеологическую.
Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии.
Основной вопрос (или основная проблема) философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Это предметное ядро философии и пытаются игнорировать сторонники антропологистской и онтологистской концепций. Вопрос о соотношении материи и сознания является «основным» потому, что без него не может быть никакого философствования, никакой подлинной философии. Другие проблемы только потому и становятся философскими, что их, оказывается, можно рассматривать через призму онтологического и гносеологического отношения человека к бытию. Этот вопрос является основным еще и потому, что в зависимости от ответа на его онтологическую часть формируются две главные, принципиально разные всеобщие ориентации в мире: материализм и идеализм.
Но как бы ни была велика роль основного вопроса философии в формировании картины мира и в ориентировке человека в мире, его значение не абсолютно, и считать его основным в смысле «единственности», как это делают некоторые философы, вряд ли правомерно, так как это лишило бы относительной самостоятельности множество других важных проблем философии. Абсолютизация гносеологического отношения человека к миру ведет к редуцированию (а порой и к полному устранению) таких проблем, как проблема человека, смысла жизни, проблема мира в целом, проблема причинности и др. Предмет философии шире, чем отношения, фиксируемые в двух сторонах основного философского вопроса.
Итак, всеобщность (в отмеченном смысле), предельность - важнейшая и определяющая черта проблем философии. Следующая особенность проблем философского мировоззрения - их «вечность», то есть постоянство для всех времен. Это проблема «мир в целом», проблема человека, смысла жизни, свободы, взаимоотношения философии и культуры, философии и естествознания и др. Философия, отмечал В.И. Вернадский, «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово».
Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальной конкретной ситуации. Философские проблемы «вечны» в том смысле, что «они всегда сохраняют свое значение: в каждую эпоху постановка этих проблем означает не просто продолжение традиции, но и выявление новой перспективы».
Вечный характер проблем мировоззрения не означает, что отсутствует прогресс в глубине их осмысления. Проблема материи, например, от ориентации на единственную стихию или состояние вещества в античности эволюционировала к ориентации на первичные, в принципе неделимые атомы во французском материализме XVIII в., с переориентацией на ее гносеологический, а затем и субстанциальный аспект; такой поворот проблемы не есть ее исчерпывающее осмысление на все времена, но осмысление в стратегическом ее направлении. «Инвариантность» проблем философии создает видимость их неразрешимости вообще и отсутствия сколько-нибудь существенного прогресса в философии. М. Борн писал: «Я изучал философов всех времен и встретил у них множество ярких идей, но не смог усмотреть никакого стабильного прогресса к более глубокому познанию или пониманию сути вещей. Наука, напротив, наполняет меня чувством устойчивого прогресса».