Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:50, контрольная работа
Ещё никто и никогда не сформулировал безупречного, годного на все времена и всеми признанного определения философии. И это вполне естественно, поскольку с развитием общества и познания меняется сам предмет её интересов. Слово «философия» состоит из двух греческих слов: phileo - любовь и sophia - мудрость. Любомудрие, любовь к мудрости. Но мудрости без конкретных знаний не бывает, в противном случае она утонет в мутном болоте витиеватых слов. Философию определяют как науку, изучающую первопричины и начала всего сущего. В этом смысле она является одной из самых важных для человека наук, так как пытается найти ответ и на вопрос о причине человеческого бытия.
I. Введение…………………………………………………………………………..3
II. Основная часть……………………………………………………………………4
1. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания…4
2. Основные вопросы философии………………………………………………..6
3. Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философов………………………………………………………………………9
III. Заключение……………………………………………………………………….13
IV. Список использованной литературы…………………………………………14
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Архангельский филиал Финуниверситета
Кафедра_Философии,_истории и_права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Вариант (Тема) № 1
«Предмет и специфика философского знания»
студента |
Апанасенковой Вероники ___________ Викторовны |
Номер личного дела |
_________100.01/120398 |
Специальность/направление |
______Финансы и кредит |
Курс |
______________1_______ |
Группа |
____________65________ |
Форма обучения |
________3-сес__________ |
К.ф.н,_доцент_Шубина Полина Владимировна
|
Архангельск 2013
Содержание.
Введение.
Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Философия - это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру. В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Человек в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы и тем самым осмысливать как свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и отличающегося от него. Предмет философии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она формировала, но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы.
Философия - это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия выступает как духовно-рационалистическое освоение действительности. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство. По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный образ реальности, то философия стремиться охватить всю реальность в ее единстве и многообразии. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнее многообразие. Реальность мира как целого - таково содержание философии. По своей цели философия есть знание, свободное от практических интересов. Этим она отличается от большей части научных знаний, которые в большинстве случаев направлены на удовлетворение практических нужд человечества. Философская мысль ищет и обосновывает идеалы, формирует мировоззрение людей. Философия удовлетворяет особую потребность человеческого духа - потребность в понимании окружающего мира. Философия как система знаний и вид духовной деятельности выполняет ряд функций. Важнейшими из них: мировоззренческая, методологическая, познавательная и социально-коммуникативная. Философия формирует мировоззрение человека, способствует тому, что он рационалистически познает мир. Главный метод философии - философская рефлексия, то есть логические размышления, обобщенно рассматривающие проблемы бытия. Метафизический метод рассматривает вещи как постоянные сущности с определенными свойствами. Диалектический метод рассматривает вещи как определенные состояния, постоянно изменяющиеся во времени и пространстве.
Философия как сложившаяся
система знаний имеет целый ряд
специфических проблем, которые
она призвана исследовать. Можно
выделить множество изучаемых ею
частных вопросов: сущность и происхождение
бытия; материя и её формы; сознание,
его происхождение и природа;
взаимоотношение материи и
Идеализм - это философское
направление, которое решает основной
вопрос философии в пользу первичности
сознания и вторичности материи. В идеализме
существуют два течения - объективный
идеализм и субъективный идеализм. Объективные
идеалисты первичным объявляют объективное,
т. е. внечеловеческое сознание, называя
его «мировым духом», «мировым разумом»,
«божественным сознанием». Дуализм - это
философское направление, которое утверждает,
что в основе мира лежат два вечных начала
- материальное и духовное. Следовательно,
дуализм снимает вопрос о том, что первично:
материя или сознание.
Для понимания специфики
философии большое значение имеет понимание
ее «основного вопроса», особенности соотношения
предмета и основного вопроса. В любой
науке ее основной вопрос в основном совпадает
с предметом. В философии дело обстоит
несколько иначе. Каждый философ выделяет
те вопросы, которые он считает основными
для себя и для всей философии. Основной вопрос философии
не совпадает полностью с предметом философии.
Основной вопрос выявляет основной разлад
во взаимоотношениях человека с миром,
скрытую исходную оппозицию, которую человек
стремится преодолеть. Вопросы о счастье,
о могуществе науки и о сущности человека
также задают основной поисковый импульс
философии. Основной вопрос не только
определяет направленность философского
исследования и его рамки, но в самом общем
виде задает и структуру философского
исследования. Различные формы ответа
на основной вопрос, различные аспекты
его решения позволяют сформулировать
некоторые принципы классификации философских
концепций. Проводимая на основе этих
принципов классификация достаточно условна.
Современные философские концепции порой
вообще невозможно однозначно связать
с тем или иным решением основного вопроса. По
характеру решения вопроса о связи материи
и духа «по происхождению» философские
концепции обычно разделяют на материалистические
и идеалистические. Идеализм (от греч.
idea - идея) - учение, признающее исходным,
первичным началом всего существующего
дух, идею, сознание. Сам термин был введен
немецким философом Г.Лейбницем в начале
XVIII века. Образцом (и родоначальником)
идеалистического направления в философии
для Лейбница стал греческий философ Платон. Идеализм
имеет две основные разновидности. Первая
- объективный идеализм. Представители
этого направления (Платон и неоплатоники,
философы средних веков, Гегель и неогегельянцы)
считают идеальное существующим объективно,
независимо от человека. Субъективные
идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.)
считают идеальное формой внутреннего
человеческого опыта. Крайняя форма субъективного
идеализма - солипсизм (от лат. solus - один,
ipse - сам, sum - существую) - предполагает,
что реально лишь мое сознание, существование
же всего, что меня окружает, - проблематично.
Заключение.
Ещё никто и никогда
не сформулировал безупречного, годного
на все времена и всеми
Список использованной литературы.