Предмет и специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Ещё никто и никогда не сформулировал безупречного, годного на все времена и всеми признанного определения философии. И это вполне естественно, поскольку с развитием общества и познания меняется сам предмет её интересов. Слово «философия» состоит из двух греческих слов: phileo - любовь и sophia - мудрость. Любомудрие, любовь к мудрости. Но мудрости без конкретных знаний не бывает, в противном случае она утонет в мутном болоте витиеватых слов. Философию определяют как науку, изучающую первопричины и начала всего сущего. В этом смысле она является одной из самых важных для человека наук, так как пытается найти ответ и на вопрос о причине человеческого бытия.

Содержание работы

I. Введение…………………………………………………………………………..3
II. Основная часть……………………………………………………………………4
1. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания…4
2. Основные вопросы философии………………………………………………..6
3. Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философов………………………………………………………………………9
III. Заключение……………………………………………………………………….13
IV. Список использованной литературы…………………………………………14

Файлы: 1 файл

контрольная работа по философии вариант 1.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

«Финансовый университет при Правительстве  Российской Федерации»

(Финуниверситет)

Архангельский филиал Финуниверситета

 
     
 




Кафедра_Философии,_истории и_права

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

Вариант (Тема) № 1

 «Предмет и специфика философского знания»

 

студента

Апанасенковой Вероники

___________ Викторовны

Номер личного дела

_________100.01/120398

Специальность/направление 

______Финансы и кредит

Курс 

______________1_______

Группа 

____________65________

 Форма обучения

________3-сес__________

   
 

К.ф.н,_доцент_Шубина

Полина  Владимировна

 


 

 

Архангельск 2013

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………………..3
  2. Основная часть……………………………………………………………………4
  1. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания…4
  1. Основные вопросы философии………………………………………………..6
  2. Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философов………………………………………………………………………9
  1. Заключение……………………………………………………………………….13
  1. Список использованной литературы…………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Греческое слово «философия» восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад.       Философия - это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.           В своем развитии философия проходит длительный путь становления. Человек в процессе эволюции начинает выделять себя из окружающего мира природы и тем самым осмысливать как свою уникальность, так и уникальность окружающего мира, противостоящего ему и отличающегося от него.               Предмет философии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она формировала, но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет философии. Основные элементы системы философского знания.

Философия - это учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Философия выступает как духовно-рационалистическое освоение действительности.        Философия вырабатывает  обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления.           Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.             По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный образ реальности, то философия стремиться охватить всю реальность в ее единстве и многообразии. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнее многообразие. Реальность мира как целого - таково содержание философии.           По своей цели философия есть знание, свободное от практических интересов. Этим она отличается от большей части научных знаний, которые в большинстве случаев направлены на удовлетворение практических нужд человечества. Философская мысль ищет и обосновывает идеалы, формирует мировоззрение людей. Философия удовлетворяет особую потребность человеческого духа - потребность в понимании окружающего мира. Философия как система знаний и вид духовной деятельности выполняет ряд функций. Важнейшими из них: мировоззренческая, методологическая, познавательная и социально-коммуникативная. Философия формирует мировоззрение человека, способствует тому, что он рационалистически познает мир.       Главный метод философии - философская рефлексия, то есть логические размышления, обобщенно рассматривающие проблемы бытия. Метафизический метод рассматривает вещи как постоянные сущности с определенными свойствами. Диалектический метод рассматривает вещи как определенные состояния, постоянно изменяющиеся во времени и пространстве.       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные вопросы философии.

Философия как сложившаяся  система знаний имеет целый ряд  специфических проблем, которые  она призвана исследовать. Можно  выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность и происхождение  бытия; материя и её формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; человек и его; духовный мир человека; общество; перспективы человека, общества и многие другие вопросы.           Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.      Главные вопросы онтологии: что существует подлинно, а что является иллюзией? Что лежит в основе мироздания? Философия ищет предельные основания бытия, онтология стремится создать картину мира, которая бы выявила его сущность. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как материализм и идеализм, дуализм.      Материализм - это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи и вторичности сознания. С точки зрения материализма, природа существует вечно, она несотворима и неуничтожима. Никаких сверхъестественных, божественных сил нет. Человеческое сознание является продуктом длительной эволюции жизни на Земле.

Идеализм - это философское направление, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности сознания и вторичности материи. В идеализме существуют два течения - объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективные идеалисты первичным объявляют объективное, т. е. внечеловеческое сознание, называя его «мировым духом», «мировым разумом», «божественным сознанием».       Дуализм - это философское направление, которое утверждает, что в основе мира лежат два вечных начала - материальное и духовное. Следовательно, дуализм снимает вопрос о том, что первично: материя или сознание.           Гносеология рассматривает процесс познания. Она ставит вопросы: Как человек познает мир? Что такое истина в познании? Каковы этапы познания? При рассмотрении гносеологической стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как эмпиризм и рационализм.              Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон. Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы ни было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).         Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение - мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т.д.).       В философии разделяют чувственный и рациональный этап познания. На чувственном этапе человек использует свои органы чувств: зрение, осязание, обоняние, слух. Чувственное познание подразделяется на три формы: ощущение, восприятие, представление.   Рациональное познание опирается на рационально-логическое мышление. Оно подразделяется на понятия, суждения, умозаключения.  Этика решает нравственные проблемы. Она ставит такие вопросы, как природа зла, соотношение добра и зла, свобода и свободная воля человека, добродетели, пороки, счастье и справедливость, природа морали, ее происхождение и функции.        Эстетика рассматривает соотношение прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического.  Антропология изучает человека. В центре внимания стоят универсальные характеристики человека. Философия рассматривает человека как особый род существа, отличный от окружающего мира. Философская антропология исследует проблемы человеческого бытия, анализирует повседневный мир человека. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Перечислите основания, по которым можно классифицировать концепции философов.

Для понимания специфики  философии большое значение имеет понимание ее «основного вопроса», особенности соотношения предмета и основного вопроса. В любой науке ее основной вопрос в основном совпадает с предметом. В философии дело обстоит несколько иначе. Каждый философ выделяет те вопросы, которые он считает основными для себя и для всей философии. Основной вопрос философии не совпадает полностью с предметом философии. Основной вопрос выявляет основной разлад во взаимоотношениях человека с миром, скрытую исходную оппозицию, которую человек стремится преодолеть. Вопросы о счастье, о могуществе науки и о сущности человека также задают основной поисковый импульс философии. Основной вопрос не только определяет направленность философского исследования и его рамки, но в самом общем виде задает и структуру философского исследования.  Различные формы ответа на основной вопрос, различные аспекты его решения позволяют сформулировать некоторые принципы классификации философских концепций. Проводимая на основе этих принципов классификация достаточно условна. Современные философские концепции порой вообще невозможно однозначно связать с тем или иным решением основного вопроса. По характеру решения вопроса о связи материи и духа «по происхождению» философские концепции обычно разделяют на материалистические и идеалистические. Идеализм (от греч. idea - идея) - учение, признающее исходным, первичным началом всего существующего дух, идею, сознание. Сам термин был введен немецким философом Г.Лейбницем в начале XVIII века. Образцом (и родоначальником) идеалистического направления в философии для Лейбница стал греческий философ Платон.  Идеализм имеет две основные разновидности. Первая - объективный идеализм. Представители этого направления (Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы) считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.) считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Крайняя форма субъективного идеализма - солипсизм (от лат. solus - один, ipse - сам, sum - существую) - предполагает, что реально лишь мое сознание, существование же всего, что меня окружает, - проблематично.       Материализм также имеет различные формы. Термин «материализм» (от лат. materialis - вещественный) также введен Г.Лейбницем. Для Лейбница наиболее ярким выражением первой формы материализма, наивного материализма, был античный атомизм. Существует так называемый «механистический» материализм, основное свойство материи усматривающий в протяженности (П.Гольбах, Ж.Ламетри), вульгарный материализм, сводящий все мыслительные процессы к физиологической основе, материализм естественнонаучный, обусловленный познавательной установкой ученого, и материализм диалектический (марксизм).  Представители диалектического материализма, подчеркивая генетическую связь между материей и сознанием, признавали идеальное как особую реальность, существующую относительно автономно. Философов, признающих существование двух самостоятельных субстанций (первооснов), называют дуалистами (от лат. dualis - двойственный). Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos - один, единственный).          Данная классификация достаточно упрощена, однако позволяет выделить общие тенденции в развитии философии. Конкретный историко-философский анализ отдельных концепций потребовал введения более тонких классификационных принципов. Так появился термин «натурализм» (от лат. naturalis - созданный природой). Натурализм в основном совпадает с материализмом. В то же время натурализмом называют концепцию Б.Спинозы, растворявшего Бога в природе. Такая концепция получила название «пантеизм» (от греч. pan - все и Teas - Бог). Однако пантеизм не совпадает полностью с натурализмом, существовала иная форма пантеизма - мистический пантеизм, растворявший природу в Боге (Н.Ку-занский). Существует также такое направление, как деизм (от лат. deus - Бог), представители которого (Дж.Толанд, Вольтер) признавали внеприродное начало Бога, но сводили его роль в мире к минимуму. Особое место в философских учениях занимает гилозоизм (от греч. hyle - материя, вещество и zoe - жизнь), который «оживляет» материю, делает ее внутренне динамичной.          Достаточно противоречивую историю имеют такие направления философской мысли, как диалектика и метафизика. Термин «метафизика» близок термину «онтология», который возник позже. Гегель, а затем философия марксизма внесли новый оттенок в понимание метафизики. Для них метафизика означала отсутствие динамизма в первоначалах, непризнание внутренней противоречивости всего существующего. Диалектика (от греч. искусство ведения беседы, спора) - термин, впервые использованный Сократом для обозначения искусства ведения спора с целью достижения истины путем противоборства мнений. Гегель, а вслед за ним марксисты стали рассматривать диалектику в качестве противоположности метафизики. Диалектика в этом смысле - учение о внутренней связи движения, развития с первоосновой мира. Диалектика субъективная (познание) непосредственно отражает диалектику объективную в силу тождества мышления и бытия.  В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философы делятся на агностиков, считающих, что мир непознаваем, и мыслителей, признающих в той или иной форме познаваемость мира. Среди последних, в свою очередь, можно выделить сторонников рационализма (от лат. rationalis - разумный), для которых ведущая роль разума в познании и его независимость от наших чувств не подлежат сомнению (Р.Декарт, И.Кант), и сенсуализма (от лат. sensus - восприятие, чувство), считающего, что чувственное познание - основной способ познания мира (Э. Кондильяк, Дж.Локк и др.).          Существует определенная связь между материализмом и признанием познаваемости мира. Вместе с тем признание материальности мира может сочетаться с элементами агностицизма, сенсуализм - с субъективным идеализмом, объективный идеализм - с верой в познаваемость мира. Невозможно построить линейную схему классификации всех философских направлений, она носит многомерный характер.    Основной вопрос философии, также как и сама философия, эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Ещё никто и никогда  не сформулировал безупречного, годного  на все времена и всеми признанного  определения философии. И это  вполне естественно, поскольку с  развитием общества и познания меняется сам предмет её интересов. Слово «философия» состоит из двух греческих слов: phileo - любовь и sophia - мудрость. Любомудрие, любовь к мудрости. Но мудрости без конкретных знаний не бывает, в противном случае она утонет в мутном болоте витиеватых слов. Философию определяют как науку, изучающую первопричины и начала всего сущего. В этом смысле она является одной из самых важных для человека наук, так как пытается найти ответ и на вопрос о причине человеческого бытия. Зачем живет человек, для чего ему дана эта жизнь? Ответ на этот вопрос определяет и пути, которые человек выбирает. Будучи поистине всеобъемлющей наукой, философия включает в себя самые разные дисциплины и пытается найти ответы на важные для человеческого бытия вопросы – есть ли Бог, что есть добро и зло, вопросы старости и смерти, возможности объективного познания реальности и т.д. и т.п. Можно сказать, что естественные науки дают ответ на вопрос «как?», в то время как философия пытается отыскать ответ на вопрос «почему?» Несмотря на то, что новый век вроде бы оставляет философии мало места, ее практическая значимость ничуть не уменьшается – человечество по-прежнему ищет ответы на волнующие его вопросы бытия. И от ответа на эти вопросы зависит то, каким путем пойдет человеческая цивилизация в своем развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.- 623 с.
  2. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 688 с.
  3. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов – http://repository.vzfei.ru
  4. Словарь терминов: философия -http://www.slovari.info/philosophical/slovar_philosophical.htm
  5. Философия: Университетский курс / Под общ. ред. проф. С. А. Лебедева. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 528 с

 

 


Информация о работе Предмет и специфика философского знания