Предмет и специфика Филосовского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Философия – это предельно обобщенное, теоретическое видение мира. Она отличается и от религиозного и от научного способа постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Содержание работы

1. Понятия философии и её функции.
2. Основной вопрос философии.
3. место философии в системе научного знания

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 29.26 Кб (Скачать файл)

             Тема 1  Предмет и специфика Филосовского знания.

                                                 

                                          План

            1.  Понятия философии и её функции.

            2. Основной вопрос философии.

            3. место философии в системе научного знания 

 

                         1 Понятия философии и её функции.

 

Философия –  это предельно обобщенное, теоретическое  видение мира. Она отличается и  от религиозного и от научного способа  постижения действительности. От религиозного она отличается своей рациональностью, научностью построения и опорой на науку. От научного она отличается тем, что являет собой обобщенное осмысление мирового целого и отношения человека к миру.

Философское мировоззрение – это теоретический  взгляд на мир с позиций активного  существа, осознающего как самого себя, так и то, с чем ему  приходится взаимодействовать. Это  совокупность фундаментальных идей о человеке, мире и об отношении  человека к миру. Эти идеи позволяют  людям сознательно ориентироваться  в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки. Их специфика – в  том, что они позволяют предельно  широко, в рамках определенной цивилизации, воспринимать происходящие события  и при этом руководствоваться  в своих действиях краеугольными  для данной цивилизации ценностями. Философия разрабатывается отдельными людьми, но не является их произволом и  капризом. «Что касается отдельных  людей, то уж, конечно, – отмечает Гегель, – каждый из них сын своего времени; и философия есть также время, постигнутое в мысли».

Аристотель  называл философию «главной и  главенствующей наукой, которой все  другие науки, словно рабыни, не смеют  прекословить». Для Сенеки философия  основное средство развития гражданских  качеств личности, нравственно-духовной доблести и интеллектуальной силы.

При всем преувеличении  значимости философии в жизни  общества и Аристотель, и Сенека правильно отмечали лидирующее положение  философской мысли в духовной культуре, а замечания Сенеки о  нравственной пользе философии сохраняют  свое значение и по сей день.

Не будучи оракулом, философия, постигая историческую эпоху, опережающе отражает направления  и пути развития человечества, предупреждает  о скрытых опасностях, Так было на всех крутых поворотах истории, во все переломные исторические эпохи. К этому сводится задача и современной  философии. Исследуя мир в целом  и положение человека в нем, философия  выполняет мировоззренческую функцию, Общество требует от философии ответа на вопросы: Каким должен быть мир, чтобы  он соответствовал человеку? Каким  должен быть сам человек, чтобы соответствовать  миру? Достоин ли мир того, чтобы  в нем жить? Достоин ли сам человек  того, чтобы выступать от имени  жизни, понимает ли он ее ценность? Отвечая на эти вопросы, философия выступает как теоретическая основа мировоззрения, Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека. К таким мировоззренческим принципам относятся утверждения: Мир «не создан никем из богов, никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем»; «Мир не бессмыслен и абсурден, но находится в бессмысленном состоянии»; и т.д.

Мировоззренческие принципы различаются как идеалистические  и материалистические в зависимости  оттого, что в них ставится на первое место: сознание или материя. Их же можно классифицировать как  диалектические и антидиалектические в зависимости от того, признается в них развитие или отрицается. Мировоззренческие принципы тесно  связаны с практической жизнью, с  жизненными установками познающего человека. Так мировоззренческий  принцип: «Бога нет, все дозволено» оправдывает бесчеловечность и  аморализм, беззаконие и преступность. Утверждение «Ничто в мире не совершается  помимо воли богов» порождает безволие, примиренческое отношение к происходящему. Леворадикальный лозунг: «Кто был  никем, тот станет всем» опасен произволом в социально-культурном отношении. Овладение достижениями мировой  культуры – длительный процесс, и  чудес здесь не бывает.

Несомненной заслугой современной философской  мысли является выдвижение ее представителями  новых ценностей. К ним относятся  общегуманистические, экологические  ценности и ценности качества жизни. Ценность качества жизни противопоставляется  уровню жизни, массовому производству и потреблению. Для человека, его  здоровья и счастья не так важен  уровень жизни, как ее качество. Оно  определяется не столько ее комфортом, сколько добрыми и гуманными  отношениями в обществе, социальным равенством и близостью к природе.

 

 

 

 

 

                                

 

 

 

                              2 Основные вопросы философии.

                       

 Так, Ф. Бэкон выделял в философии как основной - вопрос о расширении могущества человека над природой, благодаря познанию явлений окружающего мира и внедрению знания в практику.

Р. Декарт и  Б. Спиноза в качестве основного  вопроса философии выделяли вопрос о завоевании господства над внешней  природой и совершенствования человеческой природы.

К. А. Гельвеций  основным вопросом считал вопрос о  сущности человеческого счастья.

Ж.-Ж. Руссо  такой вопрос сводил к вопросу  о социальном неравенстве и путях  его преодоления.

И. Кант считал основным в философии вопрос о  том, как возможно априорное знание, т. е. такое знание, которое добывается доопытным путем, а И. Г. Фихте  данный вопрос сводил к вопросу об основоположениях всякого знания.

Для известного российского философа С. Л. Франка такой  вопрос звучал так: что такое человек  и каково его истинное назначение, а известный представитель французского экзистенциализма А. Камю считал, что  в этом качестве выступает вопрос о том, стоит ли жизнь того, чтобы  быть прожитой?

В современной  отечественной философской мысли  многими специалистами основным считается вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Такая  постановка основного вопроса философии  отражена в работе Ф. Энгельса “Людвиг  Фейербах и конец классической немецкой философии”. В ней отмечено: “Великий основной вопрос всей, в особенности  новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию” , и далее “философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечают они на этот вопрос” , т. е. на материалистов и идеалистов. Принято считать, что основной вопрос в такой постановке имеет две стороны. Первая — связана с ответом на вопрос о том, что первично — материя или сознание, а вторая сторона сопряжена с ответом на вопрос о познаваемости мира.

Вначале рассмотрим вопрос, относящийся к первой стороне  основного вопроса философии.

                                            

 

                                         Идеалисты

 

Что касается идеалистов, то они признают первичным  идею, дух, сознание. Они считают  материальное продуктом духовного. Однако соотношение сознания и материи  представителями объективного и  субъективного идеализма понимается не одинаково. Объективный и субъективный идеализм — это две разновидности  идеализма. Представители объективного идеализма (Платон, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель и др.), признавая реальность существования мира, полагают, что  помимо сознания человеческого существует “мир идей”, “мировой разум”, т. е. нечто  такое, что определяет все материальные процессы. В отличие от этого взгляда, представители субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант и др.) полагают, что предметы, которые мы видим, осязаем  и обоняем, выступают комбинациями наших ощущений. Последовательное проведение такого взгляда приводит к солипсизму, т. е. к признанию реально существующим лишь познающего субъекта, который  как бы примысливает реальность.

 

 

 

                                                Материалисты

 

Материалисты, напротив, отстаивают мысль о том, что мир представляет собой объективно существующую реальность. Сознание же считается производным, вторичным  по отношению к материи. Материалисты стоят на позициях материалистического  монизма (от греческого монос — один). Это означает, что единственным началом, основой всего сущего признается материя. Сознание считается продуктом  высокоорганизованной материи —  мозга.

Однако существуют и другие философские воззрения  на соотношение материи и сознания. Некоторые философы рассматривают  материю и сознание как два  равнозначных основания всего сущего, независимых друг от друга. Таких  воззрений придерживались Р. Декарт, Ф. Вольтер, И. Ньютон и другие. Их называют дуалистами (от латинского dualis — двойственный) за признание в качестве равноправных материю и сознание (дух).

Теперь выясним, как материалисты и идеалисты  решают вопрос, относящийся ко второй стороне основного вопроса философии.

Материалисты  исходят из того, что мир познаваем, наши знания о нем, проверенные практикой, в состоянии быть достоверными, и  служат основой для эффективной, целесообразной деятельности людей.

Идеалисты в  решении вопроса о познаваемости  мира разделились на две группы. Субъективные идеалисты сомневаются  в том, что познание объективного мира возможно, а объективные идеалисты, хотя и признают возможность познания мира, но ставят познавательные способности  человека в зависимость от Бога или  потусторонних сил.

Философов, отрицающих возможность познания мира, называют агностиками. Уступки агностицизму делают представители субъективного  идеализма, которые сомневаются  в возможностях познания мира или  объявляют некоторые области  действительности принципиально непознаваемыми.

Существование двух главных направлений в философии  имеет социальные основания или  источники и гносеологические корни.

Социальным  основанием материализма можно считать  потребность некоторых слоев  общества в том, чтобы при организации  и ведении практической деятельности исходить из опыта или опираться  на достижения науки, а в качестве гносеологических его корней выступают  претензии на возможность получения  достоверных знаний об изучаемых  явлениях мира.

К социальным основаниям идеализма можно отнести  неразвитость науки, неверие в ее возможности, незаинтересованность в  ее развитии и использовании результатов  научных исследований определенных социальных слоев. К гносеологическим корням идеализма — сложности  процесса познания, его противоречия, возможность отрыва наших понятий  от реальной действительности, возведения их в абсолют. В. И. Ленин писал: “Прямолинейность и односторонность, деревянность и  окостенелость, субъективизм и субъективная слепота... (вот) гносеологические корни идеализма” . Главный источник идеализма заключается в преувеличении значения идеального и в преуменьшении роли материального в жизни людей. Идеализм развивался в истории философии в тесной связи с религией. Однако философский идеализм отличается от религии тем, что облекает свои доказательства в форму теоретизирования, а религия, как отмечалось ранее, базируется на признании непререкаемого авторитета веры в Бога.

Материализм и идеализм представляют собой два  течения в мировой философии. Они выражаются в двух различающихся  типах философствования. Каждый из этих типов философствования имеет  подтипы. Например, материализм выступает  в форме стихийного материализма древних (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар), механического материализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. О. Ламетри, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах) и диалектического  материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов и др.). Идеализм также заключает в себе два подтипа философствования в форме объективного идеализма (Платон, Аристотель, В. Г. Лейбниц, Г. В. Ф. Гегель) и субъективного идеализма (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант). Кроме того, в рамках названных подтипов философствования можно выделить особые школы с присущими им особенностями философствования. Материализм и идеализм в философии находятся в непрерывном развитии. Между представителями того и другого идет полемика, способствующая развитию философствования и философского знания.

                                                     Рационализм

 

В качестве широко распространенной разновидности  философствования выступает рационализм, который означает признание ценности и авторитета разума в познании и  в организации практики. Рационализм  может быть присущ как материализму, так и идеализму. В рамках материализма рационализм допускает возможность  разумного объяснения всех процессов  в мире. Философы, стоящие на позициях материалистического рационализма (К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин и другие), полагают, что люди, опираясь на сознание, сформированное в них в ходе взаимодействия с  природой, способны осуществлять познавательную деятельность, благодаря которой  можно достичь адекватной осведомленности  об объектах окружающего их мира и  на этой основе рационально, т. е. разумно, оптимально, экономно организовать практику. Идеалистический рационализм, типичными  представителями которого являются Ф. Аквинский, В. Г. Лейбниц и Г. В. Ф. Гегель, придерживаются того взгляда, что основу всего сущего составляет разум, который правит всем. При этом считается, что человеческое сознание, являющееся порождением высшего  божественного разума, способно постигать  мир и предоставлять возможность  человеку действовать успешно.

                         

                                  Иррационализм

 

Противоположностью  рационализма является иррационализм, который, принижая значение разума, отрицает правомерность опоры на него как  в познании, так и в практике. Основанием взаимодействия человека с  миром иррационалисты называют откровение, инстинкт, веру, бессознательное.

Помимо названных  оснований, характер философствования может опосредоваться такими принципами, как монизм, дуализм и плюрализм. Монизм может быть как идеалистическим, так и материалистическим. Те, кто  придерживаются идеалистического монизма, в качестве единого первоначала рассматривают Бога, или мировой разум, мировую волю. Согласно же материалистическому монизму в качестве первоначала всего сущего выступает материя. Монизму противостоит дуализм, признающий равноправие двух начал сознания (духа) и материи.

Философы, считающие  равноправными самые разные точки  зрения, называются плюралистами (от латинского pluralis — множественный). Допущение  плюрализма при наличии высокой  философской культуры в условиях неопределенности общественных целей  и задач порождает возможность  открытого обсуждения проблем, закладывает  почву для полемики между теми, кто отстаивает разные, но правомерные  на данный момент общественной жизни  идеи, гипотезы и построения. В то же время формальное и жесткое  использование этого принципа может  создавать почву для уравнивания  в правах истинных, подлинно-научных  и ложных мнений и тем самым  затруднять философствование как процесс  поиска истины.

Информация о работе Предмет и специфика Филосовского знания