Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:00, контрольная работа
История и есть та совершенно особая реальность, которая неотделима от «деяний человека» и одновременно не исклю¬чает влияние природных факторов, не зависящих от челове¬ка; предполагает существование законов, «не проходящих че¬рез сознание» людей.
Жизнь общества испытывает вли¬яние природных условий (климата, рельефа местности, почвы и т.п.).
Введение 3
1. Сущность исторического процесса 4
2. О смысле истории 7
3. Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы, насилие и ненасилие 10
Заключение 17
Список литературы 19
Нужно заметить, что использование данных философии может привести и к спекулятивному догматическому философствованию по правовой проблематике, да к тому же - с идеологической нагрузкой, а то и к другому отрицательному результату - всего лишь к "философско-терминологическому переодеванию" давно известных понятий, результатов исследований, фактов. Справедливо замечено в литературе - со ссылкой на Б. Спинозу: - что "само по себе применение философских терминов к праву новых смыслов не рождает, оно их только поверхностно множит". В советском обществе именно последняя из указанных тенденций стала определяющей при конструировании "марксистско-ленинской философии права". «Рассуждения о "свободе воли в праве", о "случайном и необходимом" в правоотношениях, о "формах" права (сопровождавшиеся порой предложениями заменить сложившиеся юридические термины философскими, например, "источник права" термином "форма права") представлялись в виде философии права - своего рода последнего слова в юриспруденции» [1].
Вместе с тем результативное использование философских положений в правовом материале само по себе если и приводит к формированию особой области общетеоретических знаний, то таковой является не философия права, а общетеоретические разработки более высокого уровня. Происходит в данном случае, как мы видели, обогащение теории права - той обобщающей теоретической правовой науки, исходную фактическую основу которой образуют "выведенные за скобки" общие и повторяющиеся данные конкретных юридических дисциплин, а на более высоком научном уровне - логика права (и быть может , в перспективе другие общетеоретического разработки "философского" уровня - такие, как юридическая герменевтика, психология права).
Когда же, при наличии
каких условий использование
философских идей дает наиболее значимый
науковедческий эффект - формирование
и развитие философии права как
особой научной дисциплины, призванной раскрыть с мировоззренческих
позиций смысл и предназначение права
в жизни людей?
Исходный момент здесь таков. Поскольку
право - область практической жизни людей,
философско-правовые разработки лишь
тогда обретают необходимую содержательность
и теоретическую весомость, когда они
применительно к позитивному праву в целом
органически увязываются с непосредственно
"живым" правовым материалом, становятся
прямым результатом его творческого осмысления.
Философские основы в рассматриваемой
дисциплине должны получать продолжение
и в итоге образовать материал целостной
науки на основе данных, непосредственно
вытекающих из существующей правовой
культуры, самой развивающейся правовой
материи - законодательства, общественно-политической
и правовой практики его применения.
Таким образом, философия права - не только идеи, но и реальная правовая жизнь, через которую (жизнь права) философско-правовые идеи не просто уточняются, корректируются, а формируются. Известно, например, что замечательный философ Фихте дал настолько точную, изящно-философскую разработку категории прав человека и - что особо существенно - их особенностей как категорий естественного права1., что казалось бы, они уже в то время, на пороге ХVIII-ХIХ веков, должны были бы образовать основополагающую часть философии права как особой, высокозначимой науки.
Однако прошло почти
полтора столетия, прежде чем в
условиях развивающейся либеральной
цивилизации сама реальная, "живая"
действительность и соответствующий
ей правовой материал в 1950-1960 годах обусловили резкое возвышение
гуманистического права на основе фундаментальных
прав человека (характеристика которых
чуть ли не пункт в пункт совпадает с давними
философскими разработками Фихте).
Только тогда, когда "пришло время"
и накоплен достаточный правовой материал,
наступает необходимый науковедческий
эффект - происходит формирование и развитие
философии права.
Таким образом, в XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом, критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории все более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как средняя продолжительность жизни, уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворенности жизнью и т. п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за все происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении. Очевидно, что это связано с понятием смысла жизни и смысла истории.
Многие мыслители подчеркивали важность таких атрибутов жизни, как свобода и творческое самовыражение человека, без чего она превращается в бессмысленное существование. При этом нужно стремиться не к достижению каких-то точно определенных целей, а к тому, чтобы при всех поворотах судьбы «возделывать свой сад» (Вольтер). Главное в этом процессе — постоянное стремление к чему-то более высокому, чем сама жизнь. Это может быть Бог или Высший Разум, служение человеку и человечеству, близким и далеким. Жизнь человека и общества не может рассматриваться только как средство достижения блага для будущих поколений, как вечная жертва. Человек и его нынешняя история — подлинная и единственная цель общества, придающая смысл нашему существованию и определяющая, в конечном итоге, понятие прогресса.
Поэтому, соотношение понятий личность и массы в ходе истории необходимо понимать как внутренне противоречивую сложнейшую систему, находящуюся, как правило, в неравновесном состоянии. Личность может «плыть» в русле исторического процесса, когда ее думы и деяния соответствуют «логике истории», а может и противиться ее тенденциям. В любом случае возникает вопрос — насколько любая личность, каждый из нас может воздействовать на ход исторического процесса или все мы марионетки, которых дергают за ниточки неведомые нам высшие силы. Если это так, то наше поведение уже заранее предопределено, и мы как актеры можем только более или менее талантливо исполнить волю великого режиссера — Бога, Абсолютного Духа, Провидения и т.д.
Такой провиденциализм, в сущности, ведет к фатализму, оставляя человеку достаточно узкий выбор возможностей в ходе развития. С другой стороны, каждая личность не является в полной мере продуктом истории и именно этот момент делает человека уникальным существом и индивидуальностью. Особенно это относится к историческим личностям, гениям, сутью которых является именно наличие того, что прямо не вытекает из особенностей среды их породившей. Отсюда вытекает трагедийность судеб многих гениев, их непонятость современностью и современниками и упование на потомков.
Что же касается миллионов обыкновенных людей, объединенных в понятие «массы», то, разумеется, наиболее крупные сдвиги в истории объясняются действием этих групп. В этом смысле правы те, которые утверждали, что идея становится силой, когда она овладевает массами. Вместе с тем, рождение идеи, ее созревание, изложение в доступной массам форме — все это удел личностей. Таким образом, можно констатировать, что личность и массы — это два полюса единого целостного организма, общества, связывающего людей сетью общественных отношений, интересов, взглядов и концепций.
Информация о работе Предмет истории философии и философии истории. Философия и право