Предмет социальной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:56, контрольная работа

Описание работы

Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.

Содержание работы

1. Специфика социального познания…………………………………...3стр
2. Предмет и функции социальной философии………………………..5стр
3. Объясните что такое объект социального познания и субъект социального познания. Покажите их конкретно-исторический характер и диалектику взаимодействия…………………………………………………7стр
4. Список использованной литературы ………………………………..10стр

Файлы: 1 файл

контр раб №2(готова).docx

— 27.86 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО Всероссийский  заочный финансово-экономический  институт

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Философия»

на тему: «Предмет социальной философии»

 

 

 

Студент 2 курса:

Храменок Юлия Михайловна

№ лично дела: 10МЛБ01286

№ группы: бакалавр менеджмента

Проверил преподаватель:

Баранов Геннадий Владимирович

 

 

Омск 2012

Содержание

  1. Специфика социального познания…………………………………...3стр
  2. Предмет и функции социальной философии………………………..5стр
  3. Объясните что такое объект социального познания и субъект социального познания. Покажите их конкретно-исторический характер и диалектику взаимодействия…………………………………………………7стр
  4. Список использованной литературы ………………………………..10стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика социального познания

Человеческое познание подчиняется  общим закономерностям. Однако особенности  объекта познания обусловливают  его специфику. Имеются свои характерные  черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что  в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте  речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого  слова, когда оно выражается в  системе знаний об обществе на его  различных уровнях и в различных  аспектах.

Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь  выступает деятельность самих субъектов  познания. То есть сами люди являются и  субъектами познания, и реальными  действующими лицами.

Указанная специфика во многом определяет характер и особенности  различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и  ценностную (аксиологическую).

  1. Онтологическая (от греч. on (ontos) — сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений.
  2. Гносеологическая (от греч. gnosis — знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.

 К гносеологической  стороне социального познания  относится также решение таких  проблем:

- каким образом осуществляется  познание общественных явлений;

- каковы возможности  их познания и каковы границы  познания;

- роль общественной практики  в социальном познании и значение  в этом личного опыта познающего  субъекта;

- роль разного рода  социологических исследований и  социальных экспериментов в социальном  познании.

Немаловажное значение имеет  вопрос о возможностях человеческого  разума в познании духовного мира человека и общества, культуры тех  или иных народов. В связи с  этим возникают проблемы возможностей логического и интуитивного познания явлений общественной жизни, в том  числе психологических состояний  больших групп людей как проявлений их массового сознания. Не лишены смысла проблемы так называемого «здравого  смысла» и мифологического мышления применительно к анализу явлений  общественной жизни и их пониманию.

  1. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная — аксиологическая его сторона (от греч. axios — ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания — с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания. То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах познания.

Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального  познания тесно связаны между  собой, образуя целостную структуру  познавательной деятельности людей.

Предмет и функции социальной философии

История философии насчитывает  более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество  определений философии, но до сих пор не утихают споры о том что, же она собой представляет - мировоззрение, науку, идеологию, искусство? Всем известны разговорные, житейские определения философии:

1) философия - это сложившиеся  убеждения по поводу чего-либо (например, жизненная философия,  студенческая философия);

2) отвлеченные, общие,  не относящиеся к делу рассуждения  (например, разводить философию).

Нередко под философией понимается чье-либо учение о мире (например, античная философия, философия Гегеля и т.п.).

Определить социальную философию  ещё более сложно, поскольку эта  область знания непосредственно  затрагивает интересы людей, понимание  ими мира и себя в этом мире.

Социальная философия  берет своё начало в Античности. Ее появление связано с именами  Сократа и Платона, впервые поставивших  задачу философского осмысления общества и отдельных его сфер. Но формирование социальной философии как отдельной отрасли знания относится к середине XIX века. В это время происходит становление социологии и психологии.

"Социальное явление  есть мир понятий, мир логического  (научного - в строгом смысле этого  слова) бытия, получающийся в  процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов", - писал американский ученый Сорокин П.А.

Рассмотрим определения  социальной философии. Одним из самых  известных определений является следующее: "Социальная философия  призвана ответить на вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе, какие открывались и открываются  перед ними в различные исторические эпохи пути и средства строительства  социальных отношений, какой характер носили и носят здесь объективные  преграды, встающие перед людьми, как  эти ограничения осознаются людьми и проявляются в практике, насколько  адекватно эту проблему отражали философские системы и идеологические конструкции прошлого и настоящего".

Функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии.

1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей);

2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);

3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);

4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества.

Говоря о специфике  социальной философии, следует особое внимание уделить следующим ее функциям:

1) гносеологическая функция  (исследование и объяснение наиболее  общих закономерностей и тенденций  развития общества в целом,  а также общественных процессов  на уровне больших социальных  групп);

2) методологическая функция  (социальная философия выступает  как общее учение о методах  познания социальных явлений,  наиболее общих подходах к  их изучению);

3) интеграция и синтез  социального знания (установление  всеобщих связей социального  бытия);

4) прогностическая функция  социальной философии (создание  гипотез об общих тенденциях  развития социальной жизни и  человека);

5) мировоззренческая функция  (в отличие от других исторических  форм мировоззрения - мифологии  и религии - социальная философия  связана с понятийным, абстрактно-теоретическим  объяснением социального мира);

6) аксиологическая или  ценностная функция (любая социально-философская  концепция содержит в себе  оценку исследуемого объекта;

7) социальная функция  (в наиболее широком смысле  социальная философия призвана  выполнять двуединую задачу - объяснять  социальное бытие и способствовать  его материальному и духовному  изменению);

8) гуманитарная функция  (социальная философия должна  способствовать формированию гуманистических  ценностей и идеалов, утверждению  позитивной цели жизни).

Таким образом, очевидно, что  социально-философское исследование общественных процессов будет тем  более успешным, чем с большей  тщательностью будет обращено внимание на каждую из функций философии.

Объясните, что такое «объект социального познания» и «субъект социального познания». Покажите их конкретно-исторический характер и диалектику взаимодействия

В системе многообразных  форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его  природе и структуре, закономерностях  развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание — это процесс  получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.

Если рассматривать процесс  научного познания в целом как  системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь  следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный  человек (индивид), так и различные  социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может  быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.


 

  1. Классическая схема процесса познания


 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Научная схема процесса познания


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь  выступает деятельность самих субъектов  познания. То есть сами люди являются и  субъектами познания, и реальными  действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и  других наук в самом объекте социального  познания изначально присутствует и  его субъект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лаврененко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  2. Барулин В.С. Социальная философия. Часть I и II. – М.: 2002.
  3. Канке В.А. Философия истории. – СПб., 2007.
  4. Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. – СПб.: Питер, 2005.

 


Информация о работе Предмет социальной философии