Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:56, контрольная работа
Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.
1. Специфика социального познания…………………………………...3стр
2. Предмет и функции социальной философии………………………..5стр
3. Объясните что такое объект социального познания и субъект социального познания. Покажите их конкретно-исторический характер и диалектику взаимодействия…………………………………………………7стр
4. Список использованной литературы ………………………………..10стр
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Всероссийский
заочный финансово-
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Философия»
на тему: «Предмет социальной философии»
Студент 2 курса:
Храменок Юлия Михайловна
№ лично дела: 10МЛБ01286
№ группы: бакалавр менеджмента
Проверил преподаватель:
Баранов Геннадий Владимирович
Омск 2012
Содержание
Специфика социального познания
Человеческое познание подчиняется
общим закономерностям. Однако особенности
объекта познания обусловливают
его специфику. Имеются свои характерные
черты и у социального
Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами.
Указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).
К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:
- каким образом осуществляется познание общественных явлений;
- каковы возможности их познания и каковы границы познания;
- роль общественной практики
в социальном познании и
- роль разного рода
социологических исследований
Немаловажное значение имеет
вопрос о возможностях человеческого
разума в познании духовного мира
человека и общества, культуры тех
или иных народов. В связи с
этим возникают проблемы возможностей
логического и интуитивного познания
явлений общественной жизни, в том
числе психологических
Онтологическая, гносеологическая
и аксиологическая стороны
Предмет и функции социальной философии
История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том что, же она собой представляет - мировоззрение, науку, идеологию, искусство? Всем известны разговорные, житейские определения философии:
1) философия - это сложившиеся убеждения по поводу чего-либо (например, жизненная философия, студенческая философия);
2) отвлеченные, общие,
не относящиеся к делу
Нередко под философией понимается чье-либо учение о мире (например, античная философия, философия Гегеля и т.п.).
Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и себя в этом мире.
Социальная философия берет своё начало в Античности. Ее появление связано с именами Сократа и Платона, впервые поставивших задачу философского осмысления общества и отдельных его сфер. Но формирование социальной философии как отдельной отрасли знания относится к середине XIX века. В это время происходит становление социологии и психологии.
"Социальное явление
есть мир понятий, мир
Рассмотрим определения
социальной философии. Одним из самых
известных определений является
следующее: "Социальная философия
призвана ответить на вопрос о том,
как вообще возможно сознательное упорядочение
людьми своих отношений в обществе,
какие открывались и
Функции философии: ведь в значительной мере они являются общими и для социальной философии.
1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей, представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая жизнь людей);
2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);
3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания, заблуждений, предрассудков, ошибок);
4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на определенной ступени развития общества.
Говоря о специфике социальной философии, следует особое внимание уделить следующим ее функциям:
1) гносеологическая функция
(исследование и объяснение
2) методологическая функция
(социальная философия
3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей социального бытия);
4) прогностическая функция
социальной философии (
5) мировоззренческая функция
(в отличие от других
6) аксиологическая или
ценностная функция (любая
7) социальная функция
(в наиболее широком смысле
социальная философия призвана
выполнять двуединую задачу - объяснять
социальное бытие и
8) гуманитарная функция
(социальная философия должна
способствовать формированию
Таким образом, очевидно, что
социально-философское
Объясните, что такое «объект социального познания» и «субъект социального познания». Покажите их конкретно-исторический характер и диалектику взаимодействия
В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание или приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.
Познание — это процесс получения человеком нового знания, открытие неизвестного ранее.
Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.
Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.
Список использованной литературы