Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 02:09, реферат
Вопрос о предсказуемости событий в жизни отдельно взятого человека и общества в целом всегда играл большую роль.
В своем стремлении познать природу вещей и научиться ее контролировать на протяжении всей истории человечества, общество придерживалось разных мнений – от полной зависимости от судьбы, воли богов и предрассудков до рационализма и полного контроля за ситуацией.
С развитием науки, которая во многом противоречила и противоречит религии, а зачастую
Предсказуемость и детерминизм.
Вопрос о
предсказуемости событий в
В своем стремлении
познать природу вещей и
С развитием науки, которая во многом противоречила и противоречит религии, а зачастую и нравственности, поменялось и понимании природы реальности. Встал вопрос, хаотичен ли мир или же предсказуем и постижим? Способен ли человек в полной мере править своей судьбой или же это набор несвязанных событий, которые неподконтрольны никому? Или же вся проблема в нехватке знаний всех имеющихся фактов, влияющих на события в реальности. Так, шотландский философ Дэвид Юм, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения, считал внешне случайное событие лишь знаком того, что мы не способны познать все действующие при этом силы и то, что профаны называют случайностью, есть не что иное, как тайная и скрытая причина (Трактат о человеческой природе, 1739 г.).
Иммануи́л Кант немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма также поддерживал эту идею. Я бы сказала, что Кант придерживается идеи предсказуемости мира внутри себя самого (“Критика чистого разума” 1781г.), в котором события происходят следуя опеределенным закономерностям, неким итогом в результате наличия предыдущего опыта, а любые случаи, отклонения от предполагаемого течения событий должно служить сигналом, что представления о мире неправильны и их надо поменять. Главное у Канта, что нет места случайному явлению или непредвиденному событию, все либо известно и предсказуемо, либо изначально возможно.
Идеальным примером, иллюстрирующим такое положение вещей является астрономия, в которой движения планет происходят согласно чётким формулам небеснох законов и могут быть просчитаны и предсказаны на многие сотни лет вперёд. Проблема же познания мира состоит в том, что такая идеальная модель знания возможна только в таких точных науках, как астрономия, в которых известны реально действующие факторы и могут быть превращены в формулы. Большинство же наук и, прежде всего науки гуманитарные, имеют дело либо с не до конца изученными факторами, или же с факторами предполагаемыми, чьё влияние, признаваемое одной группой учёных, отвергается другими.
Классическая формулировка подобного взгляда дана Пьером Симоном Лапласом - выдающимся французским математиком, физиком и астрономом, приверженцем абсолютного детерминизма, который создал гипотетическое существо, впоследствии названое демоном Лапласа, суть которого можно выразить таким отрывком: “Мы можем рассматривать настоящее состояние Вселенной как следствие его прошлого и причину его будущего. Разум, которому в каждый определенный момент времени были бы известны все силы, приводящие природу в движение, и положение всех тел, из которых она состоит, будь он также достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, смог бы объять единым законом движение величайших тел Вселенной и мельчайшего атома; для такого разума ничего не было бы неясного и будущее существовало бы в его глазах точно так же, как прошлое”.
Само понятие детерминизма (от лат. determino - определяю) означает философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций. Понятие детерминизма возникло в средневековье как противостояние обобщению. В 16-17 в.в. понятие детерминизма начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период появления элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминизма и причинности, устанавливается тесная связь между закономерностью и причинностью, закладываются основы механистического детерминизма.
Детерминизм можно толковать двояко:
• как теоретическую возможность
объяснить любой выбор
• как концепцию, согласно которой все является частью единой цепи причинности.
Если первая трактовка относится к морали, то вторая представляет особый интерес для философии науки. Если считать верным второе представление, то выходит, что всякий наш выбор оказывает серьезное влияние на будущее, ведь даже при допущении свободы выбора сам выбор тотчас предстает звеном цепи причин. Это допускает личную свободу в том смысле, что не требует полной обусловленности будущего прошлым (позиция Лапласа). Но стоит данное понятие сочетать с предсказуемостью выбора, как окажется, что свобода либо является иллюзией, либо не принадлежит физическому миру.
Из истории: греческий философ Демокрит был атомистом. Он полагал, что все состоит из и заключил, что физические тела суть лишь временные соединения атомов и что они изменяются. Отсюда он допускал теоретическую возможность предсказания того, как поведет себя любая вещь, поскольку само поведение обусловлено составляющими ее атомами. Такого же взгляда придерживался Эпикур, представлявший Вселенную в виде единого обусловленного в своем существовании механизма, который подчинен законам.