Представления о душе в Древнем Египте и Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:11, реферат

Описание работы

Одним из важнейших понятий человеческой культуры является понятие о душе. Выражение типа: снять груз с души, отдохнуть душой, душа моя, отдать богу душу, душа - девица и др. давно вошли в языковую культуру русского народа. Что за этим стоит? Какова история этого понятия? Эти вопросы сегодня все чаще задают себе люди разных возрастов, профессий и социальных слоев.

Содержание работы

Введение
Представления о душе в Древнем Египте
Представления о душе в Древней Индии
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат_душа в Др. Египте и Индии.doc

— 52.50 Кб (Скачать файл)

 

Факультет педагогики и психологии

 

Кафедра психологии развития

 

 

 

 

 

 

 

Реферат:

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДУШЕ В ДРЕВНЕМ  ЕГИПТЕ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

кандидат психологических  наук,

доцент 

 

Автор:

студент I курса

 

 

 

 

 

 

 

Москва – 2013

 

Содержание

Введение

Представления о душе в Древнем Египте

Представления о душе в  Древней Индии

Вывод

Список литературы

 

 

Введение

 

Одним из важнейших понятий человеческой культуры является понятие о душе. Выражение типа: снять груз с души, отдохнуть душой, душа моя, отдать богу душу, душа - девица и др. давно вошли в языковую культуру русского народа. Что за этим стоит? Какова история этого понятия? Эти вопросы сегодня все чаще задают себе люди разных возрастов, профессий и социальных слоев.

В русском и некоторых других языках это понятие связывается со словом "дышать". Живой человек дышит. Мертвый же - не дышит, а потому не живет. Простые наблюдения над живыми и мертвыми людьми уже в первобытные времена привели к выводу о том, что внутри живого человека есть что-то такое, что делает его живым. Это что-то, главная особенность которого связана с дыханием, и получило название "душа".

Наряду с понятием "душа" человека во многих мифах и религиях существует близкое и родственное ему  понятие "дух" человека. Соотношение этих двух понятий может колебаться от их полного разделения до полного слияния. Древнегреческие философы Демокрит (V век до н.э.), Эпикур (IV век до н.э.) и Лукреций (I век до н. э.) считали, что душа - это материально оживотворяющий тело орган, руководимый материальным же началом - духом или, иначе, разумом. Иначе считал Платон (V век до н.э.), утверждавший что именно душа является носителем ума. Римский поэт Ювенал (I - II века н.э.) говорил, что творец дал животным только душу, а людям также и дух.

По учению ряда религий душа, как и дух, есть также у животных и растений. Древние египтяне верили, что душу имеют также и боги. Природные же объекты: горы, озера, реки, леса, поля, а также космические тела, звезды и планеты, имеют своих двойников в виде духов. Это могущественные и обычно невидимые существа. Одни из них посылают людям блага, другие - стремятся нанести им вред. Еще одно отличие души от духа состоит в том, что дух может иметь самостоятельное происхождение, а также представать в виде мифологического существа. В последнем случае, в отличие от божеств, духи стоят на более низком уровне мифологической системы. Таким образом, здесь понятие "дух" шире, чем понятия "душа".

Иногда эти понятия переходят  друг в друга. Так, по верованиям некоторых  народов душа после смерти человека становится духом. Например, у славян душа умершего превращалась в дух - "навь". Подобных взглядов придерживаются последователи одной из древнейших религий Индии - джайнизма. По их верованиям в момент смерти человека его душа освобождается от уз всяческой материи и далее пребывает, как дух.

Мудрость народов и  уникальность  человеческой фантазии  присутствуют почти во всех культурных направлениях и целью работы является краткий  обзор учений о душе в Древнем  Египте и в Древней Индии. Поиск основных различий в представлениях древнейших культур.

 

 

 

 

Представления о душе в  Древнем Египте

 

IV тысячелетие  до нашей эры отмечено возникновением  первых очагов государственности  в долинах великих рек субтропиков  Евфрата, Нила, Инда и Хуанхэ. Египет одним их первых стал великой державой, главенствующей над той частью земли, которая была известна древним египтянам.

Представления египтян о душевной жизни составляли довольно сложную  мистическую картину, неразрывно включенную в общую систему религиозных верований. Считалось, что у простого человека существует пять отдельных душ: Ка, Ба (у женщин, соответственно, Хемсут и Бат), Ах, Шуит и Рен. У богов и владык этих видов душ было по нескольку, например, у бога Ра – семь душ Ба и 14 Ка. Шуит означает “тень”, а Рен - “имя”.

Одной из душ был “двойник” - Ка. “Двойник” считался духовным началом  человека, соединение с ним означало жизнь. Помещения в гробницах, где  находились изваяния, назывались “двором  двойника”. Для того, чтобы человек  после смерти мог жить в своей нематериальной сущности, должна быть сохранена его материальная основа - тело. Без тела Ка не сможет принимать жертвоприношения, не услышит молитв, не увидит ритуалов, предназначенных умершему в поминальном храме. Ба в лучшем случае будет блуждать неприкаянной в одном из двух миров, а в худшем - наступит окончательная смерть. Хотя  души связаны с телом, они не мыслятся его частью, могут существовать вне его. Ни Ка, ни Ба, ни Имя, ни Тень, ни даже все они вместе взятые, не заключают в себе сущностную совокупность человека. “Вот Ба твоя с тобой, Ка твой с тобой”, - говорится в “Текстах пирамид”. То есть Я человека пребывает как бы в остатке после перечисленных духовных сущностей, а сами они лишь проявления этого Я.

Ба изображалась в виде птицы  с человеческой головой, она была как бы духовным двойником телесного сердца, или же, можно сказать. сердце - это тело Ба. У Ба много функций, часть из которых необходима, чтобы устоять перед опасностями загробного мира. В здешнем мире Ба выполняет две важные функции: физиологическую - посредством своего телесного двойника - сердца - Ба заставляет стареть тело человека; и психическую - между Ба и человеком периодически происходит разговор, т.е. вместо “думать”, “размышлять” египтяне говорили со своим сердцем”, или со своей Ба. Когда в результате такого общения выясняется нечто ранее неизвестное, то носителем этого нового знания является не сам человек, а его Ба. Человек испытывает испуг, беспомощность и досаду, когда обращается к Ба, а она безмолствует.  И наоборот, когда Ба “ведает пути”, когда совет подан и решение состоялось, тогда внутри человека происходит упорядочение. Когда действие предпринималось после логического рассуждения, египтяне говорили: “Ба посоветовала”. 

Тень-Шуит не просто физическая тень, она обладает активностью, действенной силой, защищающей своего владельца, наделяющей его жизнеспособностью. При рождении бога или человека боги-создатели “соединяют их с тенью их”, а смерть соответственно означает разъединение человека и его Тени.

Имя, Рен, стало духовной сущностью лишь с появлением письменности. Отныне оно получило возможность самостоятельного существования. Имя человека уже не отражает его связь с родом или племенем, оно в прямом смысле слова божественно, т.к. связывает человека с божеством, в нем в известной мере пребывает участь человека. Поэтому у древних египтян широко пользовались псевдонимами, чтобы нельзя было нанести вред человеку через его подлинное имя. Сохранение имени человека означало сохранение его личности. Отсюда желание увековечить свое имя, хотя бы нацарапав его на чужом памятнике. Надписи самых поразительных памятников древнего Египта - пирамид - говорят о том, что имя мертвого царя “живет во главе живущих”.

 

 

Представления о душе в  Древней Индии

 

Учения о душе, содержащиеся в  индийской ведической литературе, относящейся к началу I тысячелетия до н. э., а также в созданных на ее основе философско-мистических текстах Упанишад, напротив, исходили из принципа существования исходной первоосновы психической жизни. Усматривая во всем проявление единого мирового закона, они, несомненно, относились к древнейшим образцам динамической теории.

Идея вечного круговорота жизни  приводила древнеиндийских мыслителей к мысли о закономерном круговороте  жизни и смерти вообще и человека в частности. Идея о разделении духовного и телесного начал человека, особенно умершего, придала этому круговороту форму переселения душ. Так было положено начало характерной для всей религиозно-культурной традиции Индии концепции бесконечной цепи перерождений. Суть этой концепции в том, что смерть – это просто некий разрыв непрерывности, элемент бесконечного круговорота, за которым рано или поздно следует новая жизнь, точнее – новая форма, которую обретет некогда покинувшая тело душа. Эту форму определяла, по мысли древнеиндийских философов, карма - сумма злых и добрых дел каждого человека. Хорошая карма гарантирует удачное перерождение; средняя карма даст возможность возродиться примерно в том же качестве, какое было ранее; плохая  карма ведет к тому, что в новой жизни человек возрождается рабом или животным.

Закону кармы подвержены все, за исключением тех, кто отрекался  от мирской жизни, становился отшельником. Отшельники могут, не возвращаясь более  к жизни, выпадать из цепи перерождений, оказываясь, тем самым, независимыми от закона кармы.

Древнеиндийские мыслители полагали, что все, воспринимаемое чувствами  и находящееся в постоянном изменении, – не реально. Истинная реальность скрывается за любыми феноменальными, внешними проявлениями. Эта реальность (Брахман) есть первопричина мира.

У Абсолютной Реальности есть три  первоосновы: Пространство, Движение и  Закон. Любое материальное тело –  проявление Пространства, любая энергии  – проявление Движения, любые закономерности бытия – проявления всеощего Закона. В целом весь мир феноменального – проявление Абсолютной реальности. Отчуждения этого мира от его первоисточника, вел к тому, что этот мир, на самом деле иллюзорный, порождал всякого рода неуверенность, страдания, неудовлетворенность. Тот, кто постигал это (т. е. отшельники, которым и была открыта подлинная картина мира), уходил от иллюзорного мира. Только отказ от всего материального и сосредоточение на всем духовном, открывали путь к спасению, т. е. давали освобождение от цепи перерождений.

Эти идеи определили направление индийской философской и психологической мысли, преобразуясь в последствии в целый ряд практических технологий (йога и др.), направленных на достижение искомого идеала. 
Вывод

 

Таким образом, представления о  душе в Древнем Египте несли явный  отпечаток структурно-функциональной теории и противостояли в этом отношении другой системе религиозно-психологических представлений, сложившейся в Древней Индии. 
Список литературы

 

 

  1. Античная литература. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Антология мировой философии. Т. 1 – М.: Мысль, 1971.
  3. Васильев Л.С.  Религии древнего востока. –М., 1983.
  4. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. – М.: Изд. Российское педагогическое агенство, 1997.
  5. Конт О. Курс позитивной философии // Антология мировой философии. Т. 3. – М.: Мысль, 1971.
  6. Кун Т. Структура научных революций. - М.: АСТ, 2002.
  7. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М.: Наука, 1987.
  8. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1996.
  9. Энциклопедия истории психологии. Т.1 - М.: Школьная книга, 2001.
  10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. - М.: Высшая школа, 1981.
  11. Якунин В.А. История психологии. – СПб.: Изд. Михайлова, 1998. 

 


 


 


 


 


 

 

 

________________

 

 


 

 

 

 

 

 

 

__________________________

__________________________

__________________________

 

 

__________________________

__________________________

__________________________

 

 

 

 

 

 

 

________________ 


Информация о работе Представления о душе в Древнем Египте и Древней Индии