Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 16:57, реферат

Описание работы

Современные процессы, связанные с увеличением интенсивности воздействия человека на природную среду, рост многообразия форм ее преобразования не только ставят на повестку дня исследование необходимых гармоничных связей внутри системы "общество – природа", но выдвигают как наиболее актуальную проблему сохранения естественного мира. Неоправданный, излишний оптимизм, с которым не только практики, но и теоретики подходят к формированию среды обитания человека без учета всей ее сложности, приводит к неизвестным ранее коренным изменениям природы, отрицательно сказывающимся как на ее ценности вообще, так и на эстетических значениях.

Файлы: 1 файл

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Более того, оказываясь в процессах производства во власти природы, человек воспроизводит  свою органическую связь с ней, свою зависимость от нее. В результате скорее интуитивного, чем осознанного  чувства возникают первые формы  природоохранных мероприятий, создающие условия самовосстановления природы. МЛ. Лифшиц замечает, что человек мифологической эпохи, “поднимаясь над окружающей его природной средой, вступает в союз с ее элементарными механическими силами... Сама природа на уровне человеческого бытия обретает субъективные свойства, но это совершается не в человеческой голове, взятой отдельно от внешнего объекта, а в практическом взаимодействии людей с природой”. Использование законов природы в хозяйственной деятельности как компенсаторных сил и охрана природы в этот период были в основном спорадическими по характеру, но они все-таки создавали возможность для самовосстановления природы.

Собственно  процессы самовосстановления природы  как часть общего процесса сохранения присущи и более поздним периодам человеческой культуры. Так, по достаточно компетентному источнику – "Запискам о московитских делах", составленным австрийским посланником ХVI в. Герберштейном, в период основания и развития Москвы в ближайших окрестностях шла активная вырубка леса. В то же время оставлялись урочища, заповедники, являющиеся сегодня своеобразной летописью изменения растительного покрова, который не потерял эстетическую ценность.

Следует обратить внимание на фактор времени, играющий немаловажную роль в процессах самовосстановления природы. Уже на ранних ступенях становления человеческой цивилизации процессы самовосстановления не всегда поспевают за разрушениями, наносимыми живой природе. Механизм стихийной охраны природы, наблюдающийся у ряда народов, не способен компенсировать изменения в природе, вызванные тотальным использованием человеком биосферы земли. На этой почве возникает диспропорция, которая по мере интенсификации общественного производства углубляется и достигает на стадии высокого развития индустрии конфликтного состояния.

Фактор  интуитивной художественной деятельности по восстановлению утраченного гармоничного единства человека и природной среды  доминирует преимущественно в докапиталистический  период. Целенаправленное созидание  в природе не характерно для этого этапа социального развития. Неразвитость общественного производства, нерасчлененность во взаимодействиях общества и природы обусловливает природоограниченную целостность в докапиталистических формациях. "Во всех формах общества, где господствует земельная собственность, преобладают еще отношения, определяемые природой", – пишет К. Маркс. Уровень познания природы, также обусловленный преобладанием сельскохозяйственного производства, ориентирует человечество на утилитарное знание, оставляя в тени ее эстетическую ценность. Поэтому первые немногочисленные произведения природотворчества решают прежде всего практические задачи и лишь затем эстетические. Таковы сады Семирамиды древнего Вавилона – уникальное архитектурное сооружение, на террасах которого были собраны коллекции древесных и кустарниковых растений. Они имели в первую очередь климатическое и экологическое значение и лишь в длительной эволюции эстетических потребностей человечества стали прообразом висячих садов как жанра искусства.

В современной урбанизированной культуре "висячие сады" на крышах, балконах домов, так называемое вертикальное озеленение, примыкающее к ним по характеру устройства и принципам оформления комнатное цветоводство получают все более широкое распространение. Но этот вид деятельности, хотя и содержит прежде всего эстетическую функцию, продолжает сохранять стихийно-художественный характер. В определенной степени компенсируя разрыв между человеком и природой, который принимает вид антагонизма в условиях современных мегаполисов, он объективирует стремление широких масс к гармонизации отношений с естественной средой.

Возникновение искусства садов и парков как  особой области художественной деятельности связано с практикой культурного  освоения природных ресурсов. В своих  истоках оно опирается на эстетический опыт народа, который становится в дальнейшем основой собственно художественного мышления. Известный исследователь и историк садовопаркового искусства В.Я. Курбатов пишет: "Сопоставляя, однако, все известное, можно думать, что первые искусственные сады появились в местах, бедных влагой и растительностью. Там было необходимо устраивать искусственное орошение, само направление проложенных каналов заставляло располагать посадки определенным образом, и таким образом создавался план парка. Так и в наше время вся долина Ломбардии, бывшая когда-то сухою и унылою равниною, прорезана правильной сетью каналов. Вдоль последних рассажены шелковичные деревья, между ними протянуты виноградные лозы, а середины образовавшихся четырехугольников засеяны рисом и кукурузой. Таким образом путешественнику кажется, что он едет по бесконечно правильно разбитому.

В русской  культуре утилитарное назначение садов  господствует вплоть до нового времени. В приусадебный парк, например, всегда входили плодовые посадки, занимающие важное место в общей композиции. Более того, как правило, хозяйственные сады, как более ранние, определяют расположение парковых зон. Такова, например, роль плодовых садов царской резиденции Коломенского и Измайлова, использовавшиеся не только в утилитарных, но и в эстетических целях, предопределивших кольцевое построение возникших значительно позже парковых ансамблей. Однако если парк создается в результате творческой деятельности архитектора-декоратора и развивается в русле других видов искусств, испытывая на себе влияние их стилистических особенностей, то утилитарные приусадебные сады, предоставленные вкусам специалистов-естественников, открывают перспективные традиции эстетической культуры промышленного природопользования.

Целенаправленная деятельность человека по созданию культурного, эстетически значимого ландшафта приобретает специфические черты в эпоху становления и развития буржуазных отношений, роста больших городов, сосредоточения масс в местах, оторванных от девственной природы, механизации производственных процессов, в том числе сельскохозяйственных, интенсификации труда. В этот исторический период – период обострения социальных противоречий до антагонизма – отрыв человека от природы также принимает характер антагонистического конфликта. Меняя в корне характер взаимодействия общества и природы, капиталистические отношения обусловливают превращение естественных условий труда – земли, биосферы – в отделенный от человека и противопоставленный "свободный фонд", который выступает в форме "прочно обособившихся стоимостей''. Природная среда, вовлеченная в систему капиталистического воспроизводства, становится объектом самой беззастенчивой и хищнической эксплуатации, ничем не ограниченного использования, а вместе с тем условием и средством отчуждения личности от природы.

Другой, противоположной стороной процесса развития буржуазных форм общественной жизнедеятельности является рост сознания и самосознания масс, повышение общей  культуры трудящихся, связанной с  индустриализацией и урбанизацией. Проявляющееся стремление народа к демократизации всех форм общественной жизни находит выражение и в природотворческой деятельности. В результате широкого демократического движения в этом направлении создаются парки и сады, являющиеся достоянием не отдельных семей, а достаточно широких слоев населения.

Возникают новые формы творчески преобразованной, искусственно оформленной природы. Отдельные формы садово-паркового  искусства становятся самостоятельной  частью городского пейзажа, обнаруживая  тенденцию к дальнейшей эволюции на основе иного функционального значения. Происходит формирование особого дендродекорационного жанра в системе природотворческой деятельности, который в дальнейшем оказывает сильное влияние на оформление сельских регионов.

Качественный  скачок в искусстве природотворчества связан с появлением ландшафтного мышления. Вместе с ним практика преобразования природы по законам красоты получает новый стимул развития. Не случайно созданная в этот период в Сен-Жермене Ленотром терраса на вершине берегового откоса Сены, открывающая вид на долину и панораму Парижа, становится поворотным пунктом как в искусстве садов и парков, так и в общей ориентации природопреобразующей эстетической деятельности. Центром внимания, организующим ландшафтную архитектуру террасы, становится природный ландшафт с его эстетическими значениями.

Выдвижение  на первый план ландшафта и художественно  преобразованного растительного мира в качестве эстетической ценности усиливает  возможности поисков самых разнообразных  вариантов преобразований окружающей среды, вплоть до включения их в процессы производства, связанные с промышленным освоением геобиосферы. Привычная картина, где редкими оазисами выглядят отдельные сады, парки, заповедники, сменяется культурно оформленными сельскохозяйственными регионами, многочисленными малыми и большими формами творчески преобразованной природы. Однако частная форма собственности на землю, бесплановость, стихийность ведения хозяйства служат серьезным ограничителем дальнейшего совершенствования природотворческой деятельности общества в целом.

Планирование  природопреобразующей деятельности в  масштабах всего общества и разумный контроль со стороны общества открывают  беспредельные перспективы сохранения природы. Уже на уровне социалистической организации на смену буржуазному принципу хищнической эксплуатации и господства над природой приходят идеи рачительного, бережного отношения к ней как богатству, принадлежащему всему обществу, сознательно организованного. партнерства, на базе которых создается научно регулируемая и управляемая система практических и эстетических отношений с природой.

Социалистическая  культура сохранения природы, опираясь на мировой опыт, вместе с тем  вырабатывает принципиально новый  подход к компенсаторной деятельности в природе. Сегодня уже можно говорить о сформировавшейся в природопользовании системе из трех сложно связанных компонентов: входящей в производство индустрии; арены действия – природы; творческой деятельности людей. В социалистическом обществе создаются в государственном масштабе условия для преодоления отрицательного воздействия индустриализации на природу, повышения роли производства как ускорителя природных процессов, решающей природосохраняющей силы. Творчество широких масс в этих условиях направлено как на оптимизацию процесса использования природных и технических ресурсов, так и на искусственную эстетизацию естественной среды.

Оптимизация связей с природой становится важным принципом в природопреобразующей деятельности социалистического общества. Здесь формируются методы функционирования системы "общество – природа", которые обеспечивают при наименьшем расходовании средств полезные результаты с точки зрения как сохранения естественной среды, так и удовлетворения социальных интересов, вырабатывается научно обоснованная оптимальная стратегия, позволяющая выбирать из многих вариантов, которые способствуют постепенному развитию природной системы в целом. Примером могут служить национальные парки, заказники, заповедники, где практические, научные и рекреационные задачи не вступают в противоречие, а меры по их решению дополняют друг друга.

Деятельность  человека в природе даже в форме  оптимальной стратегии может  наталкиваться на сопротивление  среды. Вся геобиосфера в целом  и каждый из ее элементов развиваются  по собственным закономерностям и могут быть модифицированы в крайне узких пределах. Однако человек в своей хозяйственной деятельности далеко не всегда способен учитывать этот фактор, поэтому особое значение приобретает принцип организации. Три основных положения в реализации принципа организации играют существенную роль: цель и научная концепция, логическая схема, единый характер управления. Их решение составляет основу создания нового типа хозяйствования в природе. При этом современная социальная и экологическая ситуация как необходимое условие оптимизации отношений с природой обусловливает обращение к эстетическим подходам. Их реализация в практике природопреобразования обеспечивает высокую эффективность производства, улучшает вместе с тем условия сохранения окружающей среды. Примером может служить организация сельскохозяйственных ландшафтов в русле архитектурных требований. Архитектурная организация промышленного ландшафта, опирающаяся на эстетические принципы, благоприятствует осуществлению управления и препятствует дезорганизации среды. Наиболее высоким уровнем организации являются сады и парки, которые в условиях социализма занимают все большее место в жизни людей.

Идеи  об эстетической организации природного мира всей планеты последовательно  разрабатываются в научных трудах. Над этой темой работали Ж. Дорст, П. Дювинье и М. Танг'. Однако их взгляды и позиции нуждаются в критическом осмыслении, так как некоторые утверждения выглядят максималистски. Оценивая идеи тотальной культуризации природы, нельзя не выделить в качестве объективного фактора то, что эстетическое воздействие девственной природы не может быть приравнено к эффекту культивированной среды. Обращение к истории искусств свидетельствует, что все большие мастера пейзажной живописи черпали вдохновение и искали натуру преимущественно в природе, нетронутой цивилизацией. Поэтому даже в период интенсивного развития "второй природы", расширения сферы природотворчества как искусства по-прежнему остро стоит проблема сохранения первоприроды.

Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным, эстетическим и научным целям, станет приобретать все большее значение эталона, критерия, в частности эстетического, в дальнейшем возможно появление и других неизвестных ныне значений этих зон. Поэтому необходим рациональный, научно обоснованный подход к практике расширения областей девственной природы, заповедников, тем более что по мере развития научно-технической революции объем негативных влияний на природные эстетически ценные объекты увеличивается настолько, что культурная деятельность, направленная на компенсацию наносимого ущерба, подчас не справляется со своими задачами.

Информация о работе Преобразование и сохранение естественной среды обитания человека