Принцип развития.Две концепции развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:21, реферат

Описание работы

Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам диалектики. Диалектика, как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Принцип развития. Две концепции развития…………………………………….4
Заключение…………………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………………….15

Файлы: 1 файл

реферат естествознание.docx

— 36.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Принцип развития. Две концепции  развития…………………………………….4

Заключение…………………………………………………………………………14

Список использованной литературы…………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Постоянно развивающаяся  борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и  исчезающего приводит мир к новым  структурам.

Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики - научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.

Всё, что происходит в  мире, а именно: изменение, движение и развитие - подчиняется законам  диалектики. Диалектика, как наука  составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских  взглядов и является бесценным творением  человеческого разума.

В современной науке невозможно обойтись без диалектических обобщений  опытных данных, результаты которых - суть понятия, умение оперировать  которыми - большое искусство. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.

Чтобы понять диалектику, надо выяснить ее исходные положения, структуру, принципы и ее историческое развитие. Чем я и займусь в ходе этой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип развития. Две концепции развития.

Как любое фундаментальное  понятие, термин «развитие» имеет достаточно емкое семантическое пространство и включает как объективные, общефилософские  смыслы, так и субъективные, личностные.

Принцип развития - это исходная диалектическая идея, с осознания которой началась разработка диалектики. Принятие данной идеи позволяет представить мир в постоянном движении, увидеть, что он находится в развитии, то есть претерпевает качественные изменения различной (прогрессивной или регрессивной) направленности. Принцип материального единства мира, осмысленный применительно к раскрытию сущности движения, приводит познающего мир человека к убеждению в том, что всеобщее развитие есть результат движения материи. Последовательное развитие данной идеи позволяет заключить, что “в мире нет ничего, кроме движущейся материи”. 

Начало научно-логической системе значений понятия «развитие» положила диалектика Гераклита. Образ  потока, как вечно текущего, изменяющегося, движущегося сущего, стал центром  его философского учения о текучести  вещей. Вечное и постоянное изменение  передано метафорой реки, в которую  нельзя войти дважды и нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном  и том же состоянии. Понятие необратимости  времени и изменений развивал Августин Блаженный через метафору «стрелы времени».

В глубокой древности  был известен образ спирали - метафоры диалектического развития. Принцип  диалектического развития остается до настоящего времени одним из центральных  мировоззренческих и методологических оснований в естественных и социальных науках.

Диалектический  метод лег в основу идеи эпигенетического развития (Аристотель, Ламарк, Гете). Суть идеи развития в учении Аристотеля - в принципе поступательности и  все возрастающей сложности организации  живых тел. Г.Лейбниц соединил принципы диалектики с идеей преформации, где в самом начале заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые организм пройдет, так и конечный результат. А. Бергсон противопоставляет этим теориям идею творческой эволюции, т. е. многовариантности развития. Утверждая, что эволюционное движение не может быть столь простым, что жизнь описывала бы одну единственную траекторию, предлагает трактовать развитие как огромное число расходящихся направлений.

Универсальность принципа развития была показана в немецкой классической философии. Гегель, диалектика которого - учение о всеобщем развитии, раскрыл его механизм, источники  возникновения и основные законы. Гегель представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. беспрерывного движения, изменения, преобразования и развития. Каждая из ступеней развития имеет свой принцип: переход, рефлексия (отражение) и собственно развитие. В диалектическом принципе, идеалистическом по объекту изучения, представлены все категории философского и научного мышления: качество, количество, мера, сущность и явление, тождество  и различие, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность  и действительность и т.д. Большинство последующих теоретических концепций, базирующихся на диалектике, в той или иной мере опирается на выдвинутые Гегелем идеи и принципы, дополняя и развивая выработанный им понятийный аппарат, но, никогда не отвергая его.

Рассматривая соотношение  идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода от идеального (логического) к реальному, от абсолютной идеи к природе. В этом смысле гегелевская абсолютная идея – это своеобразный логический принцип рационального объяснения бытия. Сама абсолютная идея изначально погружена у него внутрь логического идеального пространства и должна каким-то образом «вырваться» оттуда. В результате природа оказывается лишь одной из сфер реализации абсолютного духа, инобытием абсолютной идеи, ее внешним воплощением или отчужденной формой. «В природе, – писал Гегель, – мы не познаем ничего другого, кроме идеи, но идея существует здесь в форме овнешнения (EntauBerung), внешнего обнаружения точно так же, как в духе эта же самая идея есть сущая для себя и становящаяся в себе и для себя» . Таким образом, природный организм во всех его материальных проявлениях манифестирует идеальную субстанцию, давшую ему бытие, а человеческий разум в актах познания совершает процедуру «идеализации» природы, т. е. выявления ее скрытого идеального номологического и функционального содержания.

Гегелевская диалектика оказала огромное влияние на все  последующее развитие философии, привела  к становлению особой диалектической культуры мышления, давшей блестящие  результаты. Философский анализ проблем  с позиции диалектики является одной  из наиболее эффективных форм философского понимания бытия, так как позволяет  рассматривать мир как особую целостную систему, развивающуюся  по специфическим универсальным  законам.

Попытку материалистического  осмысления диалектики осуществили  Герцен, Белинский, Чернышевский, которые  усмотрели объяснительные возможности  диалектического принципа не только относительно идеалистических категорий, но и применительно к естествознанию и явлениям социальной действительности.

Античные философы, считавшие, что все в мире непрерывно изменяется, пришли к пониманию этих изменений как круговорота материи: да, все в мире изменяется, любая вещь рано или поздно погибает, но нынешнее состояние вещей - это одна из ступеней, пройденных миром, которые, повторяясь, образуют круговорот Вселенной. Исключения делались только для атомов (Демокрит, Эпикур), для идей (Платон), которые не возникают, неуничтожимы и неизменны. Получалось, что мир всегда был такой, как есть. Причиной же круговорота считали ЛОГОС (Гераклит), НУС (Анаксагор), КОСМИЧЕСКИЕ ВИХРИ 

(Демокрит), ВНУТРЕННЮЮ ЦЕЛЬ (Аристотель).

Таким образом, в истории  философии существовала тенденция, которая позднее, в марксистской философии, получила название метафизики. Это либо отрицание движения, либо признание его, но отрицание развития, либо признание развития, но как повторения прошлого. В то же время идеи вечного изменения, перехода противоположностей друг в друга формировали представления о развитии всего мира в целом, о наличии в нем прогресса, т.е. движения по восходящей линии, движения от простого к сложному. В XVII в. Декарт выдвинул гипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате вихреобразного движения частиц материи. В XVIII в. Кант поддержал эту идею. Наука подтверждала, что Земля пережила ряд стадий своего развития, что на Земле сменилось много видов растений и животных. Эмбриология установила порядок этой смены. Наконец, Ч. Дарвин доказал, что все виды, в том числе и человек, - это результат длившегося миллионы лет процесса. Такие взгляды на развитие получили название диалектических или просто диалектики. 

Происхождение терминов "диалектика" и "метафизика" следующее:

Термин "метафизика" (с  греческого - "после физики") ввел в I в. до н.э. библиотекарь Андроник Родосский, который назвал так группу трактатов Аристотеля о "бытии самом по себе", которые он поставил на полку после физики, т.е. после трактатов Аристотеля о природе.

На Западе до сих пор  под метафизикой понимают учение о бытии (онтологию) или философию  в целом. У нас же долгое время  под метафизикой понималось учение о развитии, противоположное диалектике. В настоящее время употребляется  и в первоначальном ее значении.

Диалектика (греч.) - искусство  вести беседу, спор. Главным в  споре считалось умение подвести соперника под противоречие, поэтому  впоследствии диалектикой стали  называть сами противоречия. Гегель назвал свою философию диалектикой, так  как у него структура изложения  всех философских проблем представляла собой разрешение противоречия: сначала  следовало утверждение, затем опровержение и, наконец, синтез.

Предшествующая философия  для Гегеля оставалась метафизикой.

Диалектикой он называл и  умение отыскивать противоположности  в самой действительности, поэтому  свой метод он назвал диалектическим.

Понятие "развитие" в  настоящее время определяется по-разному:

- развитие есть движение от низшего к высшему (прогресс);

- развитие есть необратимые качественные изменения (прогресс или регресс);

- развитие есть мировой круговорот, прогресс есть в то же время и регресс.

Диалектика дает разные ответы об источнике развития. Идеалистическая  диалектика объясняла появление  нового вхождением в косную материю  различных, находящихся в развитии, духовных форм, идей. Так, по Гегелю, развитие природы есть саморазвитие абсолютной идеи, ее противоречивость. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс) источником развития признала внутренние противоречия материального мира.

Диалектика и метафизика различно описывают не только развитие, но и связи предметов и явлений, возникающие и существующие в  развитии. Диалектика считает, что в  мире все взаимосвязано и взаимообусловлено. Метафизика либо отрицает связи, либо считает их случайными, внешними.

Диалектика использует понятия, они называются категориями. Это предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например: сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие, случайность и необходимость и т.д.

Установленные связи между  категориями называются  зако-нами  диалектики. Все законы и категории диалектики выражают ее принципы: а) всеобщей связи, б) детерминизма, в) развития.

a) Принцип всеобщей связи раскрывается категориями: общее и единичное, явление и сущность, необходимость и случайность, закон и др. Как они связаны между собой?

На протяжении всей истории  философии существовала проблема взаимосвязи общего и единичного. Диалектика утверждает, что общее существует через единичное, а единичное содержит в себе общее. (Нефилософские понятия, выражающие эти категории: типовое, стандартное, индивидуальное, уникальное и т.д.)

Явление и сущность. Явление - это внешне наблюдаемые характеристики предметов. Сущность - это внутренняя, глубинная, устойчивая сторона предметов. Они не совпадают друг с другом. Диалектика их связи такова: сущность является, явление есть проявление сущности.

Сущность перед нами не может предстать непосредственно (иначе наука была бы излишней).

Сущность взаимодействует  с другими сущностями и предстает  нам в искаженном виде - в явлении. В античности явление называли мнением. Юм, Кант считали, что сущность непознаваема.

Необходимость и случайность. Диалектика утверждает, что случай есть проявление необходимости. То есть одно и то же явление и случайно, и необходимо. Мера необходимого в случайном, есть вероятность случая. Демокрит считал, что случайность не существует, все необходимо. Спиноза утверждает, что случайным называют что-то из-за несовершенства знания.

б) Принцип детерминизма раскрывается категориями: причина и следствие.

Действительную причину  явлений установить трудно, так как  все явления взаимосвязаны. Диалектика утверждает лишь то, что следствие  всегда имеет причину, что причина  предшествует следствию, что причина  порождает следствие, в отличие  от повода, который является случайной  связью. Все связи, кроме причинной, называются условиями. (Философское учение, отрицающее причинные связи, называется индетерминизмом.)

в) Принцип развития раскрывается категориями: содержание и форма, возможность и действительность и др.

Согласно диалектике, развитие есть превращение возможности в  действительность. Всякое действительное существовало раньше в возможности, но не всякое возможное становится действительным. Развитие есть изменение  содержания и смена формы. Содержание определяет форму, но форма организует содержание. (Форма - содержательна, содержание оформлено.)

Первым, кто предоставил  понятию "диалектика" значение метода умного познания, был Гегель. Он подчеркивал, что диалектика постигает мир  в единстве противоположных определений  в самодвижении, саморазвития.

Она учит о необъятной связи, которая объединяет между собой  все вещи, явления, процессы. Эти  связи внедряются в их сущность, поэтому вырвать явление с  них невозможно, поскольку это  лишит нас глубокого и полного  его понимания.

Метафизика, наоборот, рассматривает  вещи, явления и их умственные отображения, понятие отдельно одно от одного, как  отделенные, между собой не связанные (или связанные лишь внешними отношениями). Она анализирует вещи, явления, а  также понятие вне процесса развития, как за своей сутью неизменяемые (а если и признает развитие, то упрощенно, поверхностно, не раскрывая его сущности и движущих сил).

Информация о работе Принцип развития.Две концепции развития