Природа человека и смысл его существования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 17:34, контрольная работа

Описание работы

Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно - научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное, так или иначе, влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно природой человека, но и другим вечно актуальным вопросом, «смысл его существования».
Целью данной работы является изучение таких вопросов, как природа человека и смысл его жизни.

Содержание работы

Введение……………………..……………………..……………………….…..3
Природа человека …….…………………………………………………4
Смысл существования человека ………………………………....….....8
Заключение………………………………...…………………………………..15
Литература………………

Файлы: 1 файл

Природа человека и смысл его существования.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

Проблема смертности, конечно, важная, но ее обсуждение необходимо увязывать с жизнью. Жизнь и  смерть отрицают друг друга, но не абсолютно, ибо смерть является необходимым  моментом и закономерным результатом жизнедеятельности организма. «...Отрицание жизни,— писал Ф. Энгельс,— по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью».

Осознание того, что человек  живет только один раз, что смерть неизбежна, в известной мере стимулирует  активность человека, постоянно возвращает его к вопросу о смысле жизни, о возможностях и способах осуществления  своих способностей, своего призвания, о своей роли в усилиях людей построить жизнь, счастливую для всех. Определенные границы жизни человека заставляют его действовать, принимать решения уже сейчас, а не откладывать свои решения и действия до бесконечности или попусту растрачивать свои силы.

Однако человек действует  отнюдь не потому, что предвидит  неизбежную смерть. Движущая сила человеческих поступков коренится прежде всего  в необходимости удовлетворять  свои насущные потребности. Поэтому, хотя человек должен помнить о своей  смертности, отсюда вовсе не следует, что перед лицом смерти жизнь его не имеет смысла. История развития человечества опровергает эту, по сути дела, патологическую точку зрения. Ведь мудрость человека не в том, чтобы быть во власти мыслей о смерти, а в размышлениях о жизни. Эпикур утверждал, что смерть для человека — ничто, «так как когда мы существуем, смерть еще не присутствует; а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем», то есть когда мы живем — смерти нет, а когда она пришла — нас уже нет.

Эту же мысль высказывал и Л. Н. Толстой в ответ на вопрос, боится ли он смерти: человеческая жизнь — это сознание, пока у меня будет сознание, я не умру, а когда у меня сознания не будет, мне тогда будет все равно. Из этого, однако, не вытекает, что Толстой был безразличен к вопросу о том, что будет «потом». Все его творчество проникнуто мучительными раздумьями о жизни и смерти, добре и зле, о проблемах религии. Вопросы о смысле жизни и смерти— одна из важнейших тем его художественных и публицистических произведений, записей в дневниках. Решение этих вопросов отражало внутреннюю противоречивость мировоззрения Толстого. Известно, что он подверг резкой критике богословие православной церкви. И в то же время пытался создать свою религиозно-этическую концепцию, усматривая назначение человека в нравственном самосовершенствовании. Интересны высказывания Толстого, направленные против религиозных утверждений о «бессмертии души»: «Мы говорим о жизни души после смерти. Но если душа будет жить после смерти, то она должна была жить и до жизни. Однобокая вечность есть бессмыслица». Отрицая «бессмертие души». Толстой верил в «бессмертие духа», но уже лишенного таких личностных качеств, как сознание, индивидуальность, «я».

Осознание человеком  неизбежности своей смерти, скорбь по умершему содержат в себе, конечно, и трагические мотивы. Но этот трагизм в какой-то степени смягчается (но не снимается) тем, что отдельный человек, будучи представителем человеческого рода, остается жить в роде посредством продуктов своего творчества. Если человек сознает, что его жизнь была прожита не бесцельно, что он оставил после себя добрые дела, нужные и полезные для других людей, то он не чувствует себя в одиночестве, покинутым, забытым, и проблема личной смерти не выдвигается на передний план, заслоняя все остальное, и отнюдь не исчерпывается фактом физической смерти.

Человек — единственное существо, знающее, что оно преходяще, и в то же время, борющееся за вечность, за продление своей жизни, за то, чтобы оставить о себе добрую память в сознании последующих поколений. Продлению жизни человека способствуют  гуманные социально-экономические  преобразования, развитие наук, усовершенствование медицины, борьба с загрязнением окружающей среды и т. д. Физическая смерть человека еще не означает духовной смерти его как личности. Если личность ставит перед собой социально значимые цели, вносит свой вклад на благо людей, то она как бы запечатлевает себя в создаваемых ею материальных и духовных ценностях, остается жить в этих ценностях, в памяти людей. Смерть же человека социально неразвитого и всю жизнь озабоченного лишь удовлетворением своих физиологических потребностей, то есть лишь потребляющего, означает, конечно, и смерть его как личности, бесследное ее исчезновение.

 

Заключение

В начале работы я ставила  вопрос: «Что такое человек», и после детального изучения материала можно ответить, что человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.

Понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функционирования и развития общества, эффективного управления им.

Человек формируется  и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.

 

Литература

  1. А. Г. Мысливченко, А. П. Шептулин. «Диалектический и исторический материализм», М., 1988.
  2. А. Г. Спиркин. «Основы философии», М., 1988.
  3. Г. Волков «У колыбели науки», М., 1971.
  4. Н. А. Бердяев  «Смысл творчества», М., 1993.
  5. Н. А. Бердяев «О назначении человека», М., 1993.
  6. В. Н. Лавриненко «Философия», М., 1998.
  7. С. Э. Крапивенский «Социальная философия», М., 1998.

Информация о работе Природа человека и смысл его существования