Природа и общество как предмет философского осмысления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 14:19, реферат

Описание работы

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии общества и человека, отношения природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху.

Файлы: 1 файл

рефераткс.docx

— 24.05 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы  в развитии общества. Именно поэтому  природа была объектом внимания философов  и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются  в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к  космосу. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии общества и человека, отношения природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы  заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и  природы на разных этапах исторического  развития человека и каков характер их взаимодействия в современную  эпоху.

Основной предмет философии - это система «человек-мир». В  основе этой системы лежит два  активных организующих начала: природный  мир, в котором господствует необходимость, закон и духовный мир, мир идеального, в котором господствует логос, дух, бог. Мир культуры - это тот, который  мы создаем сами для себя, который  является связующим между первыми  двумя. Здесь двоевластие. С одной  стороны на него влияет природа, с  другой стороны - человеческая воля, субъективность. Формой выражения взаимодействия этих начал является ценность. Поэтому, философское  знание прежде всего ценностное. И в основе рассмотрения мира философия кладет именно фундаментальные ценности, выработанные человеческим сознанием.

Отношение философии к  духовному миру человека определяется системой базовых ценностей, которые  лежат в основе взаимодействия человека и общества.

Отношение философии к  миру природы определяется двояко. Такие философы, как Гегель, Спиноза, Аристотель считали философию наукой о наиболее общих закономерностях окружающего мира, поэтому считали, что учение о природе - это необходимая часть философствования.

Революционный переворот  совершил Маркс, который отошел от тождества  социального и природного мира. Он подчеркивал, что существует наличие  общего. Именно это общее рассматривает  философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие природы. Природа и культура.

 

 Прежде чем рассматривать  сложную проблему взаимосвязи  общества и природы, тенденций  в их взаимоотношениях, следует  определить основные понятия.  Среди массы различных подходов  и определений природы одно  из наиболее устоявшихся —  понимание природы (в широком  смысле слова) как всего окружающего  нас мира во всем бесконечном  многообразии его проявлений. Природа  представляет собой объективную  реальность, которая существует  вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.                         

Природа — совокупность естественных условий существования  человеческого общества, на которую  прямо или косвенно воздействует человечество, с которой оно связано в хозяйственной деятельности. Взаимодействия человека с природой — проблема вечная и одновременно современная: человечество связано своим происхождением с природным окружением, существованием и будущим. Человек как элемент природы является частью сложной системы «природа — общество». За счет природы человечество удовлетворяет многие свои потребности.  Общеизвестно, что само слово «cultura» возникло как оппозиция понятию «natura» – природа. Однако такое противопоставление не вполне корректно. Ибо человек не только создает вторую природу, он меняет и облик и первой. Природа земли все в большей степени окультурена, а сама культура неизбежно включает в себя природное. Природа и культура едины и неразрывны, они отрицают и взаимно обогащают и дополняют друг друга.

 Понятие «природы»  употребляется в русском языке  в различных смыслах. Природой  подчас именуют сущность какого-либо  явления. Природой мы называем  непосредственно окружающую нас  естественную среду. Наконец,  в самом общем смысле слова  «природа» - синоним понятия «материальный  мир», точнее весь материальный  мир не созданный человеком. Рассматривая вопрос культуры и природы, под природой следует понимать совокупность естественных условий существования человеческого общества.   Природа имеет свою историю, неотделимую от истории человеческого общества. Это освоенная человеком, вовлеченная в орбиту его жизнедеятельности часть мира. В ходе истории человечества все новые и новые пласты окружающего мира входят в эту сферу, становятся природой. Культура выступает своеобразным посредником между природой, с одной стороны, и обществом с другой. Влияние общества на природу, равно как и влияние природной среды на общество, опосредуется культурой.

 Природа и культура  неразрывны. Они связаны генетически, ибо человек – высший цвет развития природы, а культура – величайшее из творений человека. Природа – материал и почва культуры. В конечном счете, все естествознание – изучение, «испытание природы». Природа – древнейший и наиболее постоянный объект эстетического и художественного освоения. На заре человечества слитность человека и природы еще не была так сильно нарушена. Основой первобытной культуры являлся культ природы – человек жил природой и чувствовал себя ее неотъемлемой частицей. Природа была близкой, ибо она поила и кормила человека, но и далекой – грозной, неизвестной, таинственной. Затем возникло противопоставление человека природы. Скорее всего, это произошло тогда, когда были противопоставлены телесное и духовное, с пониманием природного как чего-то низшего, неполноценного. К этому добавилось отношение к природе естествоиспытателей Нового времени: природа – мастерская, ее надо подчинить человеку, «преобразовать» согласно его интересам. Утилитарное отношение к природе привело к тому, что по отношению к ней все стало дозволенным. Здесь не действовали запретительные нормы права, религии и морали. Исчезло восхищение природой. Природа стала восприниматься как антитеза духа и культуры.

  В философии марксизма  природа рассматривалась как  объект производственной деятельности  человека. До сих пор в качестве  образца «творческого марксизма»  приводят фразу И.В. Мичурина, которая, кстати, никогда не рассматривалась  им как некий философский принцип:  «Нам нечего ждать милости  от природы, взять их у нее  – наша задача». Так подход  противоположен коренным принципам  народной культуры, для которой  всегда земля была «родной  матушкой», священным именем отца  назывались реки. Без такого любовного  отношения к природе невозможна  высокая культура сельскохозяйственного  труда. Сегодня люди привыкли  жить на взятые у природы  в кредиты, вернуть которые  уже невозможно. Ныне все человечество  стоит пред новым витком спирали  – единством природы и культуры, когда все богатство культуры  должно быть поставлено на  службу защиты природы. Единство  человека и природы было верно  понято еще И. Кантом, для которого  человек – «последняя цель  природы», а природа, в свою  очередь «материя всех его  целей». В этом и заключается  единство природы и культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Общество как предмет философского анализа.

 

Задача философии заключается  в том, чтобы осмыслить, что такое  общество, какое значение оно имеет  в жизни человека.

Понятие "общество" определяется как в широком, так и в узком  смысле слова. В узком смысле под  обществом понимают определенный этап исторического развития человечества или конкретную страну. Например, феодальное общество или французское общество. В широком смысле слова обществом  называют обособившуюся от природы  часть материального мира, которая  включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Из всех явлений действительности общественная жизнь - одно из наиболее сложных. Если в природе взаимодействия между материальными образованиями осуществляются без вмешательства сознательных существ, то в обществе действуют одаренные сознанием люди, которые ставят перед собой определенные цели и стремятся к их достижению. В результате действий людей общество постоянно изменяется и развивается.

Существенный поворот  в осмыслении общественной жизни  произошел в учении К. Маркса и  Ф. Энгельса. Они создали материалистическое понимание истории. Вся сложность  формирования материалистического  понимания истории заключалась  в том, чтобы открыть в обществе, в котором вообще трудно найти  явления, независящие от человеческого  сознания, такую область, которая  существовала бы вне сознания. Реальный процесс жизни людей Маркс  определил как общественное бытие. Общественное бытие включает в себя всю совокупность общественных материальных отношений, возникающих между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ, в семье, в культурно-бытовой  сфере. Общественное бытие обусловливает  содержание общественных идей, воззрений, чувств. Решающее значение в осмыслении общественной жизни в рамках концепции материалистического понимания истории придается, прежде всего, материальному производству и производственно-экономическим общественным отношениям. Общественное сознание определяется экономическими условиями жизни людей.

Социальные философы постоянно  размышляют над проблемой связи  человека и общества. Существует два  подхода к этой проблеме - объективистский  и субъективистский. Объективизм  отличается детерминизмом: общество производит тех людей, которые ему нужны. Учение известного французского философа и социолога Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917) может служить примером такого понимания взаимосвязи человека и общества.

Общество Дюркгейм понимал  как совокупность социальных фактов. Социальными фактами он называл  образы мыслей и действий, которые  имеют коллективную природу и  обладают таким признаком, как оказывать  принуждение на индивида. Именно коллективное сознание, общественное мнение направляют поведение индивида, который не может  произвольно выбрать путь жизни, не продиктованный обществом. Он не волен  выбрать свой язык или отказаться от существующей денежной системы. Индивид  вынужден подчиняться коллективному  сознанию. Дюркгейм обращал внимание на то, что изучать общественное сознание следует по его объективным  проявлениям в различных памятниках культуры: по кодексам права, по пословицам, обычаям, нравам и т.п. Субъективистский подход к проблеме "человек - общество" основывается на понимании общества как суммы автономных индивидов, способных к осмысленным поступкам  и сознательному выбору. Субъективизм был свойствен немецкому философу и социологу Максу Веберу (1864- 1920). Он создал концепцию социального  действия. Социальное действие - это  действие, мотив которого осознается индивидом; это действие, которое  имеет общественную реакцию, т.е. направлено на других людей и вызывает реакцию  других. Общество, согласно Веберу, есть совокупный результат осмысленного поведения людей, продукт их сознания и воли. Возникновение капиталистического общества, например он объяснял формированием у человека способности к рациональному поведению в хозяйственной области и повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Проблемы во взаимодействии общества и природы

 

Проблема народонаселения

 

Воспроизводство общества не только биологический, но и социальный процесс. Многие философы отвергают  идеи о том, что рост народонаселения  является определяющей силой в развитии общества.

Человеческое население  распределено на Земле неравномерно: 7% суши занимают 70% всего населения  планеты, а 10% суши (горы, приполярные  области, пустыни) – совершенно необитаемы.

Проблема народонаселения  с течением времени приобретает  все более острый характер. Основной ее аспект – рост населения –  ведет к усилению эксплуатации природы; численность населения приближается к количественному порогу, технический  прогресс не успевает за ростом численности  населения и его потребностями, не хватает материальных средств для обеспечения нормальных условий жизни членов общества.

 

Экологическая проблема

 

Все большее значение в  современную эпоху приобретает  решение проблем экологии. Термин «экология» образован от греческих okos - дом, жилище и logos – наука; употребляется чаще всего для обозначения науки о взаимоотношениях общества и природы.

Взаимоотношения общества и  природы носят сложный и противоречивый характер. Они исторически менялись. Сначала люди просто пользовались окружающей их природой, дарами земли, лесов, рек, морей и т.д. На этой основе развивались  охота, рыболовство, приручение животных, простые формы скотоводства и  земледелия. Постепенно их влияние  на природу углублялось и расширялось. Материал природы подвергался все  более основательному воздействию  в их производственной деятельности. Применялись более сложные способы обработки почвы, вводились севообороты, промышленные способы обработки шкур животных, более развитые формы рыболовства. Вводились новые виды растений и природы животных. Развивались деревообрабатывающее производство, судостроение, производство одежды и других изделий из льна, шелка, хлопка и кожи, а также строительство дорог, зданий, всевозможных сооружений. Словом, по мере развития производительных сил — орудий труда, технологии различных производств, знаний и навыков людей — все более возрастало их господство над окружающей природой, за счет которой удовлетворялось всё большее количество их потребностей.

Однако, увеличивая свою власть над природой, люди попадали во все  большую зависимость от нее. Эта  зависимость особенно усилилась  с развитием промышленного производства. Перейдя к массовому применению паровых машин и двигателей внутреннего  сгорания, люди попали в прямую зависимость  от наличия в их странах полезных ископаемых, прежде всего угля и  нефти. В дальнейшем все большее  потребление электроэнергии в промышленных, бытовых и иных целях многократно  увеличило зависимость людей  от наличия так называемых энергоносителей  — угля, нефти, газа, водных и других источников энергии.

Проблема взаимоотношения  общества и природы есть глобальная, всечеловеческая экологическая  проблема. Она давно вышла на первый план и особенно обострилась во второй половине ХХ века, когда масштабы и  характер воздействия человека на природу  приобрели угрожающий характер для  самого его существования. Сущность современной экологической проблемы заключается в глобальном изменении  природной среды существования  человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных  процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого  общества.

Информация о работе Природа и общество как предмет философского осмысления