Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:05, контрольная работа
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, так как определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.[7]
Введение…………………………………………………………………………3
Проблема сознания в истории философии…………………………………5
Сознание - функция человеческого мозга, высшая форма отражения действительности……………………………………………………………8
Социальная природа сознания. Сознание и язык…………………………10
Заключение……………………………………………………………………..17
Список литературы…………………………………………………………….19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный торгово-экономический университет»
(Пермский институт (филиал) РГТЭУ)
Кафедра Социальных и гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине «Философия»
Тема «Природа сознания»
Пермь 2014
2
Содержание
стр
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
3
Введение
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, так как определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.[7]
Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная деятельность как специфическая форма человеческого отношения к миру с необходимостью предполагает в качестве своей предпосылки создание "идеального плана" этой реальной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, "пронизано" им, то есть, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм.. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности,
4
но их осуществление обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение "бытийного горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции.[4]
Представления человека о сознании различны, и зависят они от жизненного опыта людей, их культуры, религиозной и общественной ориентации. Но, тем не менее, проблема сознания остается одной из самых трудных и загадочных. То есть, является еще одной тайной человека.
Тем не менее, рассмотрение проблемы сознания чрезвычайно актуально, поскольку связано с ролью этого феномена в жизни общества: сознание отличает человека от всех живых существ, и, не поняв сущности сознания, нельзя понять природу человека и творимого им мира.В этом и заключается проблематика изучения сознания.
Цели и задачи данной контрольной работы - изучение философской проблемы сознания, знакомство с концепциями сознания, изучение сознания как функции головного мозга, рассмотрение социальной формы сознания.
5
1.Проблема сознания в истории философии.
Проблема сознания является одной из самых загадочных проблем, так как описать его очень трудно: ведь оно не существует как отдельный предмет, вещь. Но все о мире и о самом себе нам дано знать только благодаря сознанию. Весь мир переживаний, чувств, мыслей проходит через то, что мы называем сознанием.
Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку. Многие философы определяют его как чудо мироздания, как великий дар человеку. Но, считают другие, сознание не только чудо мироздания, но и его тяжелый крест, поскольку в сознании человеку дано не только знание о мире, но и вся боль мира. Ведь человек, чтобы унять боль (душевную или физическую) в первую очередь старается отключить сознание. Некоторые для этого употребляют алкоголь и т.д.[9]
При понимании жизненного мира как означенного и осмысленного пространства бытия человека сознанию отводится конструктивно-порождающая роль. Оно рассматривается не как копирующая одномерная «прокладка» между субъектом и действительностью, а как сложнейшая (пожалуй, самая сложная из всех рассматриваемых наукой систем) многомерная и многоуровневая, открытая, эволюционирующая система. Все это делает сознание предметом изучения многих наук, в том числе философии, психологии, биофизики, информатики, кибернетики, юриспруденции, психиатрии.
Вплоть до ХХ в. философия занималась описанием способа существования вещей в сознании и изучением самого процесса сознания. В ХХ в. философы стараются понять, как и почему в сознании человека мгновенно создается единый образ, каковы пределы его возможностей и есть ли они вообще? Существуют различные историко-философские толкования
6
проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху, менялось и понимание сознания.
Античности принадлежат великие научные догадки, в том числе и о сознании. При господствующем космоцентрическом мировоззрении, внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которое существует независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след на поле разума.[12]
Таким образом, античный человек еще не сосредоточен на своем внутреннем мире. Но эта философия открыла важнейшую сторону сознания – направленность на объект. В культуре христианства возникает потребность во внутреннем средоточии, которая была вызвана необходимостью общения с Богом. Через молитву человек погружался вовнутрь себя, отключаясь от внешнего мира. То есть, молилась душа человека. Вот она то, душа человека, его внутренний мир и становится объектов внимания средневековых философов. Кроме того, наряду с молитвой возникла практика исповеди, своего рода самоанализа и самоконтроля. Философы этого времени, пытаясь найти способы выражения религиозных переживаний, открыли новую грань проблемы сознания: сознание – это не только знание о внешнем мире, но, прежде всего, знание о себе, своем собственном духовном мире.[1]
Впервые оно было сформулировано Аврелием Августином (354-430гг.). Он делит сознание на уровни и представляет в виде сложной и упорядоченной системы духовного мира человека. Первый, высший уровень – сверх сознание, на уровне которого человек общается с Богом и эти редкие минуты «слияния» с ним он называет «отдохновением в Боге» и лучшими минутами его жизни. Второй уровень – рефлексы и рассуждения, уровень сознательной повседневности, но освещенной светом сверх сознания. И, наконец, уровень бессознательного, то, что впоследствии стали называть
7
«подвалами психики». Речь идет об инстинктах и страстях человека, называемая им «греховной» сутью человека. То есть, здесь мы уже видим направленность философии на субъект, самого человека. Это не только в корне отличало средневековую философию от античной, но и дополняло ее открытием еще одной (важнейшей) стороны сознания – души.[9]
В Новое время человек (европеец), опираясь на его «величество – Разум», объявил себя «царем природы», началом и причиной всего, что с ним случается в мире (своей деятельностью даже способного творить мир). Это было началом антропоцентричного мировоззрения, что свидетельствовало о формировании нового духовного опыта в Европе. Человек освобождался от власти религии, объясняя свое происхождение не божественным творением, а природной эволюцией: согласившись с теорией Ч.Дарвина, согласно которой человек произошел из животного, человек признал свое прямое родство с обезьяной. По этому поводу русские философы – В.Соловьев, Н.Бердяев, не признавая столь ничтожное происхождение человека, недоумевали: «как можно претендовать на способность создавать великое, одновременно соперничая с богом, от которого так легко отказались?» «Мысль» стала основанием существования самого человека: во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что «я мыслю, значит – существую» (Р.Декарт). Поэтому сознание представлялось неким «сосудом», в который изначально заложены идеи (образцы) того, с чем предстоит человеку столкнуться в мире. Эти взгляды были переосмыслены К.Марксом. Он сформулировал идею вторичности сознания, то есть обусловленности сознания внешним факторам и, прежде всего, экономическими условиями. Такое развитие взглядов на сознание определило современный подход к данной проблеме.[6]
8
2.Сознание - функция человеческого мозга, высшая форма отражения действительности.
Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром.
Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасают и функции сознания.[2]
Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.