Природа заблуждений. Критерии истины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:24, реферат

Описание работы

Цель реферата – изучить истину и ее критерии, а также природу заблуждений.
Задачи:
1. Определить что такое истина.
2. Выявить основные критерии истины.
3. Изучить природу заблуждений.
4. Сделать вывод.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….
Глава I. Учение о природе заблуждений и истины…………………....
Глава II. Истина, ее виды и критерии…………………………………..
1.1. Понятие истины в философии……………………………….
1.2. Виды истины………………………………………………….
1.3. Критерии истины……………………………………………...
Глава III. Природа заблуждений………………………………………..
Заключение………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат-философия.docx

— 58.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Природа заблуждений.    

Заблуждение (лат. erratum) — понятие, фиксирующее момент ограниченности знания, его несоответствия своему объекту или несовместимости с принятым знанием. Как философское понятие заблуждение обозначает неотъемлемый аспект познавательного процесса, состоящий в незавершенности и исторической переоценке его результатов, зависимости знания от изменяющихся условий его производства, а также являющийся источником содержательного многообразия знания, противостоящего познавательным идеалам и нормам. В повседневном общении и словоупотреблении непроизвольность и объективная обусловленность заблуждения отличают его от случайной ошибки, преднамеренной лжи и неосведомленности (отсутствия знания).     

Заблуждение как оценочная характеристика является функцией аналитико-критической способности рассудка, обнаруживающего внутреннюю противоречивость знания, рассогласованность отдельного утверждения с принятой системой знания, с результатом его практического применения. В более широком смысле заблуждение становится проблемой в результате социокультурной миграции, постоянного столкновения мировоззренческих и культурных стереотипов. Магический акт, мифический архетип, религиозная вера внутренне не предполагают заблуждения. Понимание объективной природы заблуждения и поиск его причин знаменовали собой рождение критической рефлексии и стали одним из основных источников развития философии и науки.

В античности впервые были разграничены подлинное и неподлинное бытие (небытие у Парменида), которым соответствует противоположность разума и чувства, истины и мнения. Заблуждение неизбежно как элемент повседневной человеческой реальности, и познание истины означает, в сущности, переход на новый уровень бытия. Познание неотделимо от практического и нравственного действия; не только теоретико-диалектический дискурс, но и образ жизни философа позволяет ему выйти из состояния заблуждения, приобщиться к подлинному бытию-истине.

Средние века придали заблуждению еще больший морально-онтологический смысл, сведя познание к греховной свободной воле и неподлинному бытию; истина была отождествлена с праведностью, предопределением и верой в Бога.

Секуляризация познавательного отношения в Новое время приводит к пониманию заблуждения как результата свободной воли, выражающейся в произвольности мышлении (эмпиризм) и двусмысленности, изменчивости чувственного восприятия (рационализм).

Критика заблуждений (“идолов разума”) становится отправным пунктом теории познания. Гегель впервые понял заблуждение как процессуальную сторону познания, открыв его диалектическую связь с истиной. Потенциальную ошибочность всякого знания, рискованность познавательного акта, его проблематичность и незавершенность подчеркивает принцип фаллибилизма К. Поппера.     

Нелинейное, поливариантное развитие знания включает в себя заблуждение в качестве пробных, разнонаправленных потоков целостного процесса познания, ни один из которых не имеет монополии на истину. Право на заблуждение, на индивидуальное своеобразие, на отклонение мышления индивида от магистральной линии является завоеванием современного плюрализма и демократии. Такая трактовка заблуждения противоположна просветительскому его пониманию как невежества и обмана. Вместе с тем преувеличение роли заблуждения в познании ведет к релятивизму, скептицизму и агностицизму.

 

 

 

Заключение:

Для многих людей понятие «истина» просто сливается с понятием «совести», с непостижимым «нравственным законом внутри нас». Этот «закон» может совпадать с тем, что предписывает та или иная религия, но может и не совпадать. Вера, уверенность в невидимом, желаемом, ожидаемом. Истина в своих словах и поступках нужна человеку, как духовная сила, моральная норма.

Право на заблуждение, на индивидуальное своеобразие, на отклонение мышления индивида от магистральной линии является завоеванием современного плюрализма и демократии. Такая трактовка заблуждения противоположна просветительскому его пониманию как невежества и обмана. Вместе с тем преувеличение роли заблуждения в познании ведет к релятивизму, скептицизму и агностицизму.

Таким образом, в данном реферате я полностью изучила такие понятия как истина и заблуждение в философском смысле. Цель и задача реферата достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Приложение №1: Аспекты истины.

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина

Относительная истина

  • исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;
  • знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
  • неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;
  • знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами


 

Приложение №2. Истина и заблуждение.

Список литературы:

  1. Дунаева Н.Н. Философия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 160с.
  2. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч.- Ч. 1: Исходные философские проблемы, понятия и принципы. — М.: Политиздат, 1991.
  3. Соловьев В. С. Лекции по истории философии за 1880 — 1881 гг. // Вопросы философии. - 1989. - № 6. – с. 76
  4. Спиркин А.Г Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с.
  5. Философия нового времени. / Под ред. Парамонова М.И. - М.: ВЛАДОС, 2005.
  6. URL:http://bestreferat.ru
  7. URL:http: bibliofond.ru
  8. URL: http://coolreferat.com
  9. URL: http://iph.ras.ru
  10. URL:http://knowledge.allbest.ru
  11. URL:http://topref.ru

 


Информация о работе Природа заблуждений. Критерии истины