Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 12:50, контрольная работа
В современной философии выделяется шесть видов бессмертия: 1) в генах потомства, этот вид близок и понятен большинству людей; 2) мумификация тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое тело и вечный кругооборот материи; 4) бессмертие связано с результатами жизненного творчества человека; 5) с достижением различных состояний, которые в науке называются «измененными состояниями сознания»; 6) религиозное, в частности христианское, понимание проблемы бессмертия, вытекающее из вечности потусторонней жизни и кратковременности, мгновенности жизни земной.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Пермский
государственный гуманитарно-
(ПГГПУ)
№ темы
Название темы : Проблема бессмертия в антропологической философии Л.Фейербаха
Студентка: Власова Татьяна Валерьевна
Факультет: Педагогики и психологии детства
Курс: 2
Группа: 523
Проверила: Краузе А.А
Пермь 2012г.
В современной философии выделяется шесть видов бессмертия: 1) в генах потомства, этот вид близок и понятен большинству людей; 2) мумификация тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое тело и вечный кругооборот материи; 4) бессмертие связано с результатами жизненного творчества человека; 5) с достижением различных состояний, которые в науке называются «измененными состояниями сознания»; 6) религиозное, в частности христианское, понимание проблемы бессмертия, вытекающее из вечности потусторонней жизни и кратковременности, мгновенности жизни земной.
- Л.Фейербах не считал, что сохранению религии способствуют интересы определенных классов, как это принято в марксизме. По его мнению, основные причины сохранения религии, а следовательно, и религиозных взглядов на бессмертие кроются в общественных традициях.
-А роль традиций в общественной жизни Фейербах рассматривал преимущественно в негативном ключе. Религия – это фантазия, - считал он. Отсюда и ее отношение к бессмертию. «Смерть забирает жизнь в этом мире, - пишет он, - но фантазия ее восстанавливает, она снова возвращает мужу его жену, воину – его оружие, ребенку – его игрушку». Следовательно, «потусторонний мир есть не что иное, как чувственный, действительный мир, но мир фантазии». Потусторонний мир, в котором человек, согласно христианской религии находит решение проблемы бессмертия оказывает, по Фейербаху, сложное, неоднозначное влияние на земной мир. «Здешний мир, - пишет Л.Фейербах, - впервые раскрывается перед человеком благодаря смерти. Человек впервые познает и ценит силу фантазии после того, как какой-либо любимый им предмет исчез из его поля зрения».
- Фантазия же,
наоборот, количественно не ограничена,
она может сделать все, без
различия, в любое время и в
любом месте. «Она может
Человек делает все, даже наиболее конечное, под углом зрения бесконечности, - считал философ. Он пишет: «Если я думаю, что для меня ныне самое высшее и святое обратится некогда в ничто, то эта мысль для меня столь же уничтожающа, невыносима, как и мысль о моей смерти в расцвете моих жизненных сил, в разгаре моей жизненной страсти. Поэтому я должен предположенный моим представлением наконец уничтожить при помощи противоположного представления – представления о вечности». Правда, такое представление оказывается субъективным, наступает такой момент, когда такая вечность оказывается преходящей; выясняется, что представление о вечности было потребностью лишь в тот период, когда представление о конечности было следствием «излишнего любопытства», было несвоевременным представлением, ибо все те неприятные последствия, которые в нашем мышлении связывались с представляемым концом какого-либо дела, науки, веры, - последствия, от которых мы как раз пытались уклониться при помощи мысли о вечности, в ходе жизни оказываются при наступившем действительном конце незначительными. И представление человека о вечной жизни согласно канонам христианской религии в действительности с точки зрения материалистической антропологии Фейербаха является «иллюзией», в которую верят потому, что думают о ней «преждевременно». Если человек думает о смерти в молодом возрасте, когда полон сил и ощущений «прелестей» жизни, – эта мысль кажется ему ужасной и она «страшит» его, а если человек думает о ней будучи в преклонном возрасте, когда у него многие жизненные функции уже не действуют в полной мере, он внутренне готов к смерти и смотрит на нее более спокойно, чем ранее
Христианство поставило себе целью выполнение невыполнимых желаний человека, но именно поэтому оно не выполнило «достижимых желаний». Христианство в столь малой степени есть классически завершенное выражение человеческой природы, что вернее сказать: «оно основано лишь на мнимой человеческой природе, лишь на противоречии человеческого сознания человеческой сущности». А отсюда - «бессмертие есть желание человеческого воображения, а не человеческой сущности». Бессмертие – это те субъективные картины человеческого воображения, в которых «сила воображения» заглушила голос человеческой природы, в действительности это есть то, во что «ни один человек не верит», что доказывается тем фактом, что «верующие в бессмертие столь же спокойно умирают, как и верящие в смерть» – факт, удивительно тонко и точно подмеченный Фейербахом
Отвергнув христианское решение проблемы бессмертия как несостоятельное, Л.Фейербах обращается к рационалистическому решению. Он показывает, что рационализм и христианство исходят из общего принципа, «однако лишь в теории, а не на практике, т.е. лишь в общем, а не в частном, в представлении, но не в действительности и в истинности». Фейербах пишет о том, что рационалист в той же степени верует в Бога, как и христианин или язычник, атеизм для него есть чудовищная глупость или заблуждение, но на практике, в особенном, он атеист, так как он объясняет все без Бога. Его Бог - есть лишь выражение его теоретической ограниченности, там, где он не может себе чего-либо объяснить, там, где «бессилен его разум, как, это, например,имеет место относительно начала мира или же органической или сознательной жизни, только там он представляет Бога, т.е. необъяснимое он объясняет себе посредством необъяснимого существа, дополняет или олицетворяет недостаток необходимых определенных позитивных оснований в некоем неопределенном, необоснованном, но именно поэтому бесконечном, всемогущем существе». Однако, считает Л.Фейербах, это существо «находится лишь на крайней точке мира», а в остальном все происходит весьма ответственно и по - мирскому. «Бог – король мира, но лишь номинально, а не реально, на словах, но не на деле. Рационалист не отрицает возможность чуда, то есть возможность невозможного, ибо он нигде не ищет первопричины, он не спрашивает, что есть чудо, однако выводы из этого представления – необходимость и действительность – рационалист отрицает. Фейербах видит непоследовательность рационалиста в том, что он в сложных, не решенных наукой проблемах прибегает к их объяснению с теологических позиций.
Ф.Энгельс отмечал два
недостатка, характерные для книги
Л.Фейербаха «Сущность
Фейербах считает, что он борется против «глупой идеи бессмертия» и потустороннего мира «оружием злейшего издевательства» для того, чтобы «человек полностью применил свой подлинный талант» к данной жизни, «не принося его в жертву воображению». Философ полагал, что вера в бессмертие отнимает у человека способности и средства для земной жизни. Здесь перед нами налицо подчеркивание Л.Фейербахом утилитаристского момента критики веры в бессмертие, причем односторонне понимаемого потому, что форма бессмертия, связанная с результатами жизненного творчества человека, мобилизует его способности и волю на достижение наиболее значимых, но общечеловеческих ценностей.
Знакомство с трактатом Л.Фейербаха о бессмертии подводит нас к убеждению, что критика Ф.Энгельсом его философии является основательной и доказательной. Энгельс показывает и доказывает, что только распространение положений материализма на общественную жизнь, только материалистическое понимание истории дает ключ к действительно философскому и в то же время научному решению проблемы бессмертия.
Фейербах «изо всех сил хватается за природу и за человека». Но и природа, и человек остаются у него только словами. Он не может сказать ничего определенного ни о действительной природе, ни о действительном человеке, ни о бессмертии. Внимательное прочтение трактата Л.Фейербаха «Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии» убеждает нас в том, что, рассматривая человека как природное существо, не уделяя должного внимания изучению общества, его социальным связям, сводя их к анализу взаимоотношений между «Я» и «ТЫ», философ не смог предложить убедительного решения проблемы бессмертия ни в результатах трудовой деятельности человека, ни в его морали, ни в его идеях, меняющих пути
развития человечества в прогрессивном направлении.
Проблема бессмертия идей, мыслей, деяний человека может быть правильно понята и поставлена исходя из связей человека с большими социальными группами общества, а через них и со всем человечеством. Именно в делах больших исторических социальных групп, классов, наций человек может реализовать свои сущностные силы и соответственно в их социальной памяти он может обеспечить себе бессмертие. Фейербах, сконцентрировав основное внимание на несостоятельности религиозного бессмертия, не уделил проблеме того внимания, которого она заслуживает. В результате получилось, что из шести форм реализации человеком идеи бессмертия Л.Фейербах сконцентрировал внимание только на двух. Критика религиозной христианской идеи бессмертия убедительна и в значительной своей части сохраняет значение для современности. Она привлекает афористичностью языка, меткостью сравнений и метафор, она захватывает внимание читателя резкостью и парадоксальностью постановок вопроса о потусторонней вечной жизни. Однако этим и ограничен положительный вклад Фейербаха по вопросу о бессмертии человека.
Информация о работе Проблема бессмертия в антропологической философии Л.Фейербаха