Проблема бытия в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2015 в 11:43, реферат

Описание работы

Актуальность темы: Философские понятия нередко предельно абстрактны. Иначе говоря, они несут в себе некое умозрительное содержание. Вот, скажем, понятие бытие. Оно происходит от слова быть и обозначает беспредельную реальностъ – все, что нас окружает, независимо от конкретных объектов. Все, что есть, укоренено в жизни – реки, пустыни, горы, космос, культура – можно назвать бытием. Итак, бытие – это философская категория, которая обозначает прежде всего существование в мире. Бытию противостоит наше сознание. Платон, возможно, первым в европейской философии задумался над вопросом: что же первично? Ответ мыслителя был однозначным: сознание первично, оно породило мир. Еще Сократ рассуждал о том, что познание есть припоминание.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Основные понятия бытия, философский смысл……..........................5
Глава II. Проблемы бытия в философии
2.1. Экзистенциальные истоки проблемы бытия……………………………...9
2.2. Проблема бытия в античности……………………………………………10
2.3. Проблема бытия в западноевропейской философии нового времени….13
2.4. Проблема бытия в русской религиозной философии……………………20
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

реферат по философии.docx

— 55.03 Кб (Скачать файл)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

Кафедра философии и социальных наук

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Философия»

 

Тема:

Проблема бытия в философии.

 

 

 

Выполнил: студент _1_ курса

                                                                       группы (потока)_57 У__,

                                                                 факультета __ФЭФ__

Шухман Диана Валентиновна

                                              Проверил:

                                                                                 _д.фил.н., профессор

                                                                                  В.В.Груздева_

          

 

 

Нижний Новгород

2014

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Основные понятия бытия, философский смысл……..........................5

Глава II. Проблемы бытия в философии

2.1. Экзистенциальные истоки проблемы бытия……………………………...9

2.2. Проблема бытия в античности……………………………………………10

2.3. Проблема бытия в западноевропейской философии нового времени….13

2.4. Проблема бытия в русской религиозной философии……………………20

Заключение

Список использованных источников

                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы: Философские понятия нередко предельно абстрактны. Иначе говоря, они несут в себе некое умозрительное содержание. Вот, скажем, понятие бытие. Оно происходит от слова быть и обозначает беспредельную реальностъ – все, что нас окружает, независимо от конкретных объектов. Все, что есть, укоренено в жизни – реки, пустыни, горы, космос, культура – можно назвать бытием. Итак, бытие – это философская категория, которая обозначает прежде всего существование в мире. Бытию противостоит наше сознание. Платон, возможно, первым в европейской философии задумался над вопросом: что же первично? Ответ мыслителя был однозначным: сознание первично, оно породило мир. Еще Сократ рассуждал о том, что познание есть припоминание. Сначала в мире царила некая истина, мир идей. Изначально существовали некие зрительные образы, духовные абстракции. Затем они превратились в вещи, предметы. Раньше, чем появилось «море», уже существовал некий образ моря, его «идея».

Платону возражали многие философы: нет, сначала появилось вещество, предметы. То, из чего устроен мир, можно назвать философским понятием «материя». Конкретное, естественнонаучное представление о материи меняется, преобразуется. Поначалу думали: все, что составляет Вселенную, состоит из атомов. Потом оказалось, что есть гораздо более мелкие частички. Однако каким бы ни был мир с точки зрения физиков, философы обозначают реальность мира одним словом «материя».

Итак, что было вначале  материя или сознание? Такой основной вопрос философии.

Цель работы: изучение проблемы бытия в философии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать основные подходы к определению понятия «бытия»
  2. Провести сравнительный анализ проблем бытия в философии.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, сравнительный анализ  литературы, анализ понятийно-терминологической системы.

Основные понятия:

Бытие — философская категория, обозначающая существование,реальность.

Структура работы:  реферат состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы,  включающего  в себя __8__ наименований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Основные понятия бытия, философский смысл

Бытие - одна из важнейших категорий философии. Она фиксирует и выражает проблему существования в её общем виде. Эта категория появилась только тогда, когда философия поставила перед собой проблему существования и стала её анализировать. В современной философской литературе указывается на два значения слова «бытие». В узком смысле слова - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это всё существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя». Бытие - это всё то, что существует. Предельно общим определением бытия является то, что оно есть - бытие. Бытие есть сущее, которым обозначаются свойства, отношения, явления. По Соловьёву, внешняя явленность - бытие, внутренняя - сущее. Хайдеггер считал наоборот. Бытие имеет своё противоположное понятие - небытие. 
Под бытием понимается всеобщая характеристика всего сущего, которое заключается в том, что оно есть. Основой бытия является субстанция, его инвариантная основа. Уже древние философы разделяли бытие на бытие явлений и бытие сущностей. То бытие, которое воспринимается органами чувств, есть бытие явлений. Бытие - есть фундаментальная характеристика всего существующего. 
В бытии выделяют следующие уровни: 1 уровень - объективная реальность. Это уровень материи, когда всё выводится из объективной реальности. Но если всё бытие свести к уровню материи, то тогда человек (как материальный объект) вполне может быть объектом социальной инженерии, т.е. при этом не учитывается самоценность и самостоятельность человека, что он не только объект, но и субъект. Человек не сводим к совокупности общественных отношений. Он - существо способное к выбору, творчеству, созданию смыслов. 2 уровень - субъективная реальность, связанная с миром ценностей личности. Это не просто форма человеческого бытия, а свойство реальности вообще. У каждого человека есть своя необъективированная субъективная реальность. Другими словами, уровень объективной реальности представляет собой не что иное как уровень цивилизации, а уровень субъективной реальности - это мир культуры. Вместе с тем выделяется и третий уровень бытия, который русский философ С.Л. Франк связывал с объективным нематериальным бытием - духом. В своей работе «Непостижимое» он ставит вопрос: что может быть более объемлющим и глубоким, чем бытие? С точки зрения идеализма, полнота предметного бытия укоренена в сознании, мышлении. Но ведь мышление, сознание тоже в каком-то смысле есть - значит входит в состав бытия и ему подчинено. Бытие есть, согласно Франку, момент более глубокий и первичный, чем мышление и сознание. Глубина его измеряется состоянием духа, как наиболее существенного уровня в развитии бытия. Головокружительный, по Франку, вопрос: «что собственно подразумеваем мы под словом «есть», что это значит?" - этот вопрос разрешается сам собой через усмотрение, что выход за пределы всего постижимого и выразимого в понятии и есть существенный определяющий признак именно того, что мы разумеем под реальностью. 
Уровни бытия по сути дела определяют его основные формы, или разрезы бытия по терминологии Николая Гартмана. Разрез - это некая незримая граница, разделяющая области или слои бытия, но, как всякая граница, не только разделяющая, но и связывающая эти области. Сам Гартман выделял три разреза: первый разрез проходит между физическим и психическим, между живой природой и духовным миром; второй разрез между неживой и живой природой; третий разрез проходит внутри сферы духовного. Он разделяет психическое и собственно духовное. Надо сказать, что общепринятыми формами бытия в литературе так и выделяются: неживая природа, живая природа и социальные формы, которые вполне объемлют психическое и собственно духовное бытие или реальность. Конкретизация же понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя».

 

В античной философии преобладает стремление бытие истолковать как мысль, а все разумное, многочисленное - это кажимость доступная чувствам. В средневековье, когда господствующим было религиозное учение, бытие трактовалось как Бог, духовное первоначало, а все остальное порождается мыслью. Существование вещей связывалось с формой бытия. Главный тезис был:" Бог есть само бытие". А человек - ничто, стремящееся перейти к духовному состоянию. В Новое время понятие бытия играло существенную роль во всех философских системах. В век просвещения, философы вырабатывали такую концепцию бытия, которая позволяла дать обоснование научному знанию. Здесь, с одной стороны, проявляется тенденция рассматривать бытие как единичное фактическое существование с другой - строится система абсолютного бытия.

Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности. Следует различать виды бытия - объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия - актуальное и потенциальное бытие, формы бытия - природное и социальное бытие.

Объективная реальность охватывает все то, что существует и независимо от сознания (т. е, что составляет неживую и живую природу, сам человек, общество. Субъективная реальность - это ни что иное, как сознание, мышление, духовный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, идеях, гипотезах, теориях. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, в свою очередь оказывает влияние на нее.

Следует различать актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие - это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале, все то, что существует в данный момент. В актуальном бытии выделяют прежде всего бытие естественных вещей и процессов. Актуальное бытие вещей и процессов природы, человека и того, что создано им, содержит в себе массу нереализованных возможностей. Это потенциальное бытие, которое может в зависимости от условий стать или не стать актуальным.

Критерии существования: 1) физико-теоретический критерий существования (научное объяснение; опыт; то что может реализоваться в рамках физических законов; то что можно установить в пространстве и во времени; элемент системы), 2) математический критерий существования (то что непротиворечиво в каком-либо математическом образовании; то что может быть вычислено и определено; то что может быть построено (логическое строение)), 3) прагматический критерий (существует то, что имеет значение для меня, то что может принести пользу), 4) экзистенциальный критерий (то что воспринимается; имеет ценность для меня; то что можно выразить на языке), 5) религиозный критерий (то что твориться и познается Богом), 6) метафизический и философский (любой реальный объект, сущее - многообразие бытия (частица, мысль и др.)

Мысль о существовании беспредельного мира как целого, далее сводилась в философии с тезисом либо о переходящем, либо о непреходящем существовании мира. Идея о непреходящем (или очень длительном) сущ-ии мира как целого в свою очередь подводила к вопросу о том, как с этим соотносится заведомо преходящие, конечные вещи и человеческие существа. Так выстроилась именно уже целая цепочка идей, вопросов. Возникла именно проблема бытия, расчлененная на тесно связанные аспекты: Корень, смысл проблемы в противоречивом единстве непреходящего бытия природы как целого и приходящего бытия вещей, состояний природы, человеческого существования связан с вопросом о единстве мира. Мир как непреходящее единство вне и независимо от нашего сознания. Действительное единство мира состоит в его материальности. Мир в целом и все, что в нем существует, есть действительность, которая имеет внутреннюю логику своего, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных людей.

 

Глава II. Проблемы бытия в философии

2.1.  Экзистенциальные истоки проблемы бытия

 

Какие же человеческие проблемы описывает и объясняет категория бытие? Комфорт человеческого существования предполагает опору на некоторые простые и естественные предпосылки, которые понятны сами собой и не требуют специальных обоснований. Среди таких универсальных предпосылок самой первой является уверенность людей в том, что при всех видимых изменениях, происходящих в природе и мире в целом, существуют какие-то гарантии его сохранения как стабильного целого. История человечества демонстрирует извечное стремление людей отыскать такие опоры своего существования, которые блокировали бы в его повседневном сознании ужас, связанный с мыслями о возможности ежеминутной гибели мира. И каждый раз, когда начиналось сомнение в прочности такого рода опор, привычные данности реальной жизни становились предметом специального размышления, переходя из ранга чего-то само собой разумеющегося в ранг проблем отыскания новых установлений - опор.

Так, в дофилософский, мифологический период жизни греки видели гарантии стабильности мира как единого целого в традиционной религии, связанной с богами Олимпа. Но первые философы стали разрушать связь личности с преданиями, традицией, поставив под вопрос безусловность самих традиций и веры в Олимп. Философия ввергала древнего грека в пучину сомнения относительно возможности видеть в олимпийских богах гарант стабильности мира, разрушив тем самым основы и нормы традиционного спокойного быта. Мир и Вселенная уже не казались столь прочными и надежно существующими как прежде: все стало шатким, ненадежным, неопределенным. Античные греки потеряли жизненную опору. Современный испанский философ Ортега-и-Гассет отмечал, что тревога и страх, которые испытывали люди, потерявшие опору жизни, надежный мир традиций, веру в богов, были несомненно ужасными, тем более, что в древности страх - это самое сильное переживание. В этой ситуации необходим был поиск новых прочных и надежных оснований жизни людей. Им нужна была вера в новую силу: Философия и начала поиски новых оснований мира и человека, ввела проблематику бытия, придала этому термину, взятому из греческого разговорного языка, категориальный смысл.

                    2.2. Проблема бытия в античности

Впервые термин «бытие» в философию ввел античный философ Парменид (V-IV вв. до н.э.) для обозначения и одновременно решения одной реальной проблемы. Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Мир, Вселенная уже не казались прочными, надежными: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору.

В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, сомнение, не видящее выхода из тупиковой ситуации. Необходим был поиск выхода к чему-то прочному и надежному. Людям нужна была вера в новую силу. Философия в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию, которая обернулась трагедией для человеческого существования (экзистенции), отразила эмоциональный накал и попыталась успокоить смятенную душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли. Парменид как бы оповестил людей об открытии им новой силы, силы Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает миру стабильность и надежность, а следовательно, человек снова может обрести уверенность в том, что все с необходимостью будет подчинено какому-то порядку.

Парменид характеризует бытие следующим образом: бытие - это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.

Чтобы облегчить понимание того, что такое бытие, людям, не искушенным в искусстве философского мышления, Парменид дает следующее толкование бытия: бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера - совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур.

Убеждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос - космический Разум, через который раскрывается содержание мира непосредственно. Иначе говоря, не человек открывает Истину бытия, а, наоборот, Истина бытия открывается человеку непосредственно. Истина бытия открывается без помощи рефлексии и логических операций человеческого ума. Человек призывался к смирению перед высшим могуществом необходимости, перед Истиной. Вся гордыня оказывалась в этой ситуации неуместной. Парменидовская интуиция бытия внушала человеку чувство зависимости от Божества, находящегося за пределами повседневности, и одновременно давала ему ощущение защищенности от субъективного произвола и всяких случайностей.

Информация о работе Проблема бытия в философии