Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 13:44, лекция
Термин бытие впервые был введен Парминидом (античный философ). Этим термином он подчеркивает, что все существующие не может возникнуть из ничего (есть бытие, не бытия нет). Бытие едино и неподвижно, Парминид утверждал, что бытие можно только мыслить.
Проблема бытия в философии.
Термин бытие впервые был введен Парминидом (античный философ). Этим термином он подчеркивает, что все существующие не может возникнуть из ничего (есть бытие, не бытия нет). Бытие едино и неподвижно, Парминид утверждал, что бытие можно только мыслить.
Первый шаг из ничего «можно» создать нечто. Античные философы под материальным имели вещественное . Как существует дух? Дух не субстанциональное бытие. Аристотель: «идеально это то, чего в природе нет, но против чего природа не возражает».
Что же представляет собой окружающий нас мир вещей? Дух сам по себе не существует, он существует только через материальное. Считается идеальным (отсюда философия Идеализм).
Материальные вещи: тела природы, физические и химические процессы и т.д. Книга, скульптура, архитектура – не материальны, т.к. эти предметы созданы человеком для человека являются носителями неких образов. Эти вещи идеальной природы. Идеальное может менять формы своего материального существования без ущерба для себя. Материальное бытие при изменении формы меняет и само (единство и содержания).
Вопрос о единстве бытия. Проблема: многообразие мира, каждая часть индивидуальна, множество разнообразных индивидуумов (вещи, люди т.д.), вещи независимы друг от друга с точки зрения нашего познания. Мир един, но как тогда объяснить многообразие мира? В философии принцип единства бытия чрезвычайно важен. Аргументы о единстве мира были у каждого философа еще до науки.
Предположим, что мир не един. Множество вещей, миров, которые между собой не связаны. Тогда каким образом они нам даны, если они не взаимодействуют? На каком основании существует множество миров? Получается, что мир един. Основная идея: все, что существует, существует в силу взаимодействия. Вещи взаимодействуют и благодаря этому являют себя. Небытия нет потому, что все что существует – взаимодействует. Возможно, мы не знаем всех путей взаимодействия. Самая главная связь в бытие – развитие (по диалектике).
Рене Декарт: «Между мышлением и бытием нет ничего общего». Он не смог найти связь, т.к. считал, что причинная связь – универсальна. Первый Бенедикт Спиноза понял, что причинная связь не универсальна, а связь между мышлением и бытием – функциональна. Декарт этого не понимал, поэтому констатировал психофизическую проблему связи мышления и бытия. Принцип единства бытия и мышления очень важен, т.к. без него не получится ставить вопросы в философии.
Философская проблема: с одной стороны мышление и бытие должны быть связанны, т.к. человек может управлять своим телом, но с другой стороны, как они могут быть связанны, если между ними нет ничего общего. Гегель первый в общих чертах решил эту проблему – он сказал, что связь – развитие. Противоречие выступает как единство противоположностей, противоположности разрешаются – поэтому мир развивается.
«Наука без мировоззрения» - Конт. Философское мышление позволяет формировать четкую мировоззренческую картину (что такое мир и т.д.).
Важная деталь в учении о бытии – понимание того, что такое субстанция. Принцип субстанции впервые осознан Спинозой – «То, что существует на своей основе и через себя проводится». В мире есть только одна субстанция, она же бесконечная природа, она же бог.
Как объяснить многообразие вещей? Принцип Спинозы – принцип манизма. Одна субстанция, остальное лишь ее различные формы. Лейбниц – принцип плюрализма. Плюрализм – исходная субстанция – бог, каждая вещь – отдельная субстанция. Субстанция – активна (в каждой субстанции есть душа). Все они взаимосвязаны своим изначальным происхождением.
Гегель ушел от манизма и плюрализма. Учение Гегеля не исключает многообразия. Многообразие мира объясняется взаимодействием всего существующего. Взаимодействие позволяет рассматривать мир как единый.
Материалисты утверждают первичность материальной субстанции, вторичность духа. Идеализм – наоборот. Нужно ответить на вопрос, какое из этих учение более последовательно.
Самая первая форма материализма – метафизический материализм. С точки зрения этого материализма материя – пассивная, неуничтожимая масса, которая не обладает способность к развитию. Обычно причиной изменения материи называют время.
Примерно такая картина мира была у античных философов и в науке 19го века.
Людвиг Первый: «Нельзя отрывать пространство от времени»
Французские материалисты: «Материя движется».
Теория отражения. Отражение – некое всеобщее свойство материи. Это есть следствие взаимодействия материальных тел, в результате которого эти материальные вещи запечатлеют некоторые особенности друг друга.
Сознание и мышление – высшая форма отражения. Мышление и сознание – результат взаимодействия мыслящего и сознательного тел. 4 атрибута: пространство, движение, сознание, время (или мышление вместо чего-то там).
Декарт – представитель метафизического идеализма. Развивающийся дух переходит из одних в другие ( это у Гегеля). Объективный, достигший стадии самосознания дух (Гегель о человеке).
Гегель замкнул процесс развития по кругу. Гегель – протестант. Гегель не смог понять, откуда возникает знание. Крах Гегеля –саморазвитие материи доказано естествознанием.
Новое философское учение – материализм диалектический (МД). Основатели: Марк, Энгельс…
Опирается на принцип развития и единства бытия.
Первоматерии нет, ибо иначе она не развивается самостоятельно (без внешних причин).
Материя – круговорот. Каждая точка круга начало и конец одновременно. Каждая точка мира – начало и конец мира. Впервые очень четко эту мысль стал понимать Энгельс.
Проблема возникновения мышления. Материя это объективная реальность, все, что существует независимо от сознания, духа людей. Мир структурен и в этом выражается пространство. Материальное движение пространственно.
Введем некое понятие. Все вещи существую только во взаимодействии. Внутренняя определенность вещи тождественная с ее бытием. Вещь, возникнув, начинает сама себя строить из тех условий, которые ее породили, и превращает их в условия существования. Как только вещь не может разрешить внутренние противоречия, происходят качественные изменения.
Познакомиться с синергетикой.
Вальтер – теория о том, что общество развивается прогрессивно.
Первый диалектик – Гераклит.