Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 08:13, контрольная работа
Философия взялась за решение проблем бытия тогда, когда она была практически единственной формой теоретического знания. Сейчас же совсем другая ситуация. Естественнонаучные дисциплины могут за секунду объяснить существование вселенной, ее структуру, эволюцию и другие характеристики. Но философия не утратила своего интереса к этим проблемам.
Необходимость философского объяснения этих проблем объясняется, прежде всего, тем, что построение любой теоретической модели требует исходных аксиом, обоснованность которых не может быть найдена в пределах человеческого опыта.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..2
Проблема бытия в истории философской мысли…………………….3
Оcновные формы бытия………………………………………………..6
Перечислите особенности бытия, выявленные философией и наукой в ХХ-ХХ1 веках…………………………………………………………8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..12
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..12
ВВЕДЕНИЕ
Проблема бытия как смысла жизни в глубине души осознанно или неосознанно волнует каждого человека. А категория бытия является всеобщей универсалией в любой культуре. Представление о бытии человек впитывает в себя из непосредственного окружения, литературы, искусства. И каждый не раз в жизни задает себе вечный гамлетовский вопрос: "Быть или не быть?" Вопрос о смысле человеческого бытия – это вопрос о смысле жизни человека, вопрос о том, для чего живет человек. Обыденность, повседневные заботы подчас заслоняют от человека этот судьбоносный вопрос. Но в сложных жизненных ситуациях, когда человек стоит перед выбором, в моменты одиночества или перед лицом смерти, он невольно задается вопросом о смысле собственной жизни, а через него и о смысле человеческого бытия вообще.
Философия взялась
за решение проблем бытия
Необходимость философского объяснения этих проблем объясняется, прежде всего, тем, что построение любой теоретической модели требует исходных аксиом, обоснованность которых не может быть найдена в пределах человеческого опыта.
Философский анализ проблем бытия как был актуальным, так и остается таковым в настоящее время.
Исследование наиболее общих вопросов бытия составляет содержание специального раздела философского знания – онтологии. Его проблематика начинается еще в античности. Этот термин сочетает в себе сочетание двух греческих слов : онтос( бытие) и логос( знание). Онтология определяется как учение о бытии, его структуре, свойствах, изменении и развитии.1
Онтология пытается разрешить целый ряд вопросов, касающиеся окружающей нас среды, которые возникают у каждого человека. К числу таких вопросов относятся:
Все эти вопросы, так или иначе, ставит перед собой каждый мыслящий человек. Но в отличие от конкретных наук философия ставит эти проблемы в их предельной форме.2
Первым, кто рассматривал проблему бытия как особую, был Парменид, когда философия уже стала выступать как форма самоопределения, как “мета” физика. Он отверг формулу “мир был, есть и будет”, свойственную большинству натурфилософов, и сказал: “Бытие есть”. И стал его определять.
Несмотря на то, что бытие было определено как сверхчувственная реальность, как понятие, оно стало как бы ближе к человеку, потому что акцентирована проблема, что такое быть. Быть – это значит быть в настоящем, это значит жить, существовать.
В период античной классики (IV-III вв. до н. э.) проблему бытия решает Платон. По Платону, бытие субстанционально. И оно носит идеальный характер. Это целый мир идеального, содержанием которого является весь вещественный мир. Идеи прочны, устойчивы и неуничтожимы.
Аристотель, будучи учеником Платона, внес в учение о бытии качественные изменения. Предметом этого учения является “сущее как таковое”. Философ подходит к сущему (бытию) в аспекте его четырех причин: материи, формы, начала движения и цели. Перечисленные начала осмысливаются Аристотелем в системе категорий – возможного и действительного, абстрактного и конкретного. Материя и начало движения толкуются как возможность, а форма и цель – как действительность. Материя и цель выступают как абстрактно-всеобщее, а форма и начало движения как конкретное.
Следует отметить, что в период Средневековья стал интенсивно развиваться поиск методологического обоснования теоретических представлений о бытии. Основным принципом такого обоснования является идея тождества мышления и бытия. Согласно данному принципу необходимость существования чего-либо выводится из мысли о нем. Таким аргументом пользовался еще Парменид. Впоследствии он получил название онтологического аргумента.
В Новое время онтология используется для обозначения теоретической конструкции бытия и в качестве онтологического аргумента, то есть способа мышления, метода. В XVII веке – веке научной революции – естественно актуализировались вопросы научного познания, метода и методологии. Проблема бытия рассматривается в аспекте связи с человеком, субъектом. “Я мыслю, следовательно, существую”, – говорит Р. Декарт. Но мысль, по Декарту, должна отвечать истине. Человека интересует прежде всего “раскрываемость” бытия. Онтологический аргумент здесь выступает как способ обоснования истины. “Истинная дедукция” Декарта означает не просто логическую операцию доказательства, но теоретико-познавательную, методологическую разработку пути к признанию очевидности действительного бытия.
Философия XIX в. отрицает онтологизм, считая его возвратом к средневековой схоластике. Это связано со многими причинами. Развитие науки обусловливает вытеснение самой философии. Наука считает лишним философское понятие бытия и намерена справиться своими инструментальными силами с конструированием единой картины мира. Функции философии сужаются до простых обобщений результатов конкретно-научного знания.
С конца XIX в. и в течение всего XX философия представляет собой довольно пеструю картину с точки зрения отношения к онтологической проблематике. Позитивистская традиция, особенно в варианте логического позитивизма (М. Шлик, В. Карнап, О. Нейрат) категорически не признает классических онтологических концепций. Здесь абсолют, бытие, субстанция – псевдопонятия. Мировоззренческая функция философии ликвидируется.
Сейчас( как и в античные времена) философия снова отправляется на поиски бытия, как высшей реальности оперевшись на которую можно отыскать приемлемый смысл человеческого сознания.3
Итак, бытие – наиболее широкая по объему, охватывающая все многообразие реального мира категория, обозначающая всю доступную нам совокупность существующего, мир в целом. Небытие – все, недоступное нашему мышлению, все, что не имеет каких-либо определенных качеств, свойств, признаков.4
Проблема форм бытия важна для повседневной практики и познавательной деятельности людей (пусть в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в философских терминах).
Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
Следует отметить, что данные формы самостоятельны только в теории, в реальности же они неразделимы друг от друга.
Бытие природы. Исторически первой предпосылкой, основой человеческой деятельности были и остаются сегодня вещи, процессы, состояния природы, которые возникли, существовали до человека, существуют вне и независимо от сознания и действия людей ("первая природа"). Потом человек стал мощно и широко воздействовать на природу Земли. Возник целый мир произведенных человечеством вещей, процессов, состояний. В философии его назвали "второй природой".
Существует три характеристики природы: системность, универсальность эволюции, самоорганизация.
Бытие социального. Бытие отдельного человека и человечества в целом специфично, уникально. Однако в этом бытии есть стороны существования, общие и для человека, и для любой преходящей вещи природы.
В последнее время эта форма бытия проявила следующие тенденции:
Бытие духовного, идеального. Эта форма напрямую зависит от социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет основные тенденции его развития. Вместе с тем духовное бытие получило и индивидуальные , специфические характеристики:
Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и материальное едины, и предпосылкой этого единства является бытие.
Конец XIX – начало XX в. характерны
тем, что в философии большое внимание
уделялось проблемам познания. Гносеология
заняла господствующее положение. Более
того, развиваются учения, отрицающие
значение общефилософских понятий и призывающие
отбросить такие фундаментальные философские
понятия, как материя, дух, бытие. Особенно
заметной такая тенденция была в позитивизме.
В 20–30-х
гг. в Германии начинают разрабатывать
проблемы бытия. Николай Гартман написал
несколько книг, в которых исходным пунктом
являлось утверждение о том, что все существующее,
как материальное, так и идеальное, охватывается
понятием «реальность». Нет реальности
высшей или низшей, нет первичности идей
или материи, реальность материи есть
не менее и не более реальность, чем реальность
идей, реальность духа. Реальность, говорил
Гартман, оставляет место действия (дословно
– место для игры) для духа и материи, для
мира и Бога. Н. Духовное бытие, согласно
Гартману, нетождественно психическому.
Оно проявляется в трех видах, в трех модусах:
как личностное, как объективное и как
объективированное существование духа.
Личностный дух может любить и ненавидеть,
только он несет ответственность, вину,
заслугу. Только он имеет сознание, волю,
самосознание. Объективный дух является
носителем истории в строгом и первичном
смысле. Объективированный дух врастает
во вневременном идеальном, сверхисторическом.
В противовес
классическому онтологизму и гносеологизму
представители анализируемых направлений
XX века считали необходимым действительно
сделать человека центром философии. Ведь
сам человек есть, существует, является
бытием, притом бытием особым. Философы
XX века высокого ценили заслуги Канта
и его идею, согласно которой мы видим
мир сквозь призму сознания. Однако в отличие
от классиков, и даже от Канта, центром
антропологической философии XX века является
не учение о разуме, не гносеология и логика,
а онтология. Центром же новой онтологии
становится не некое изолированное сознание
человека, а сознание, точнее, духовное
(сознание и бессознательное), взятое в
неразрывном единстве с человеческим
бытием.
В
концепции немецкого экзистенциалиста
М. Хайдеггера критикуется традиционный
подход к бытию, основанный на рассмотрении
бытия как сущего, субстанции, как чего-то
извне данного и противоположного субъекту.
Для самого Хайдеггера проблема бытия
имеет смысл лишь как проблема человеческого
бытия, проблема предельных оснований
человеческого существования. Самым важным
выражением общечеловеческого способа
бытия является страх перед ничто.
Идеалистическая
философия Сартра – одна из разновидностей
атеистического экзистенциализма, сосредоточена
на анализе человеческого существования,
как оно переживается, осмысляется самой
личностью и развертывается в веренице
ее произвольных выборов, не предопределенных
законосообразностью бытия, какой-либо
заведомо заданной сущностью.
Философы XX века справедливо подчеркивали
опасность отождествления человеческих
представлений о реальности с самим миром.
Особенно важной была борьба феноменологов
и экзистенциалистов против такой натурализации,
биологизации человека, когда его изучение
естественными науками, сколь бы ни было
оно ценным, выдавалось за последнее слово
изучения человеческой сущности, тем более
за сущность человека как таковую. Один
из важнейших акцентов новой онтологии,
как, впрочем, и других гуманистически
ориентированных философских течений
XX века, - идея об уникальности, неповторимости
человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего изложенного логически следует вывод, что поиск первоначал, первооснов бытия никогда не был для философии некой интеллектуальной самоцелью. Он всегда движим острейшей практической и мировоззренческой потребностью: уяснить место человека в мире, величие и ответственность человеческих деяний, найти «земные» основы такого величия, земные же условия и пути его достижения.
Постижение категорий бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории философии. Атрибуты бытия (движение, пространство, время) абсолютны. Но поскольку это формы движущейся материи, то они относительны, они обусловлены ею, как форма своим содержанием, и каждый уровень движения материи характеризуется своей пространственно-временной структурой, составляет определенную иерархическую систему бытия, достаточно сложную в своем развитии по пространственно-временным характеристикам и отражающуюся на восприятии человеком мира в целом.
Наверное, нет и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому «поворачивают» устоявшиеся представления и, казалось бы, давным-давно исчерпавшие себя проблемы. Вот почему философия не сводится ни к одной из своих разновидностей, сколь бы разработанной и всесторонней она ни была. Философия – это история философии, это ее наследие за много веков, и к этому наследию человечество обращается вновь и вновь в поисках ответов на вечные вопросы бытия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1,2 Островский Э.В. Философия: учебник для вузов. - М.: Вузовский учебник, 2012., страница 159.
3 Лавриненко, В. Н. Философия [Электронный ресурс] : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко; под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 622 с, страница 313.
4 Островский Э.В. Философия: учебник для вузов. - М.: Вузовский учебник, 2012., страница 164.
5 Лавриненко, В. Н. Философия [Электронный ресурс] : учебник для вузов / В. Н. Лавриненко; под ред. проф. В. Н. Лавриненко, проф. В. П. Ратникова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 622 с, страница 314.
Информация о работе Проблема бытия в истории философской мысли