Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:38, реферат
Целью данной работы является изучение проблемы человека в истории философии, обобщение разрозненного и, порой, противоречивого материала и создание стройной системы знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной. Также рассмотрена история возникновения философии экзистенциализма и ее основные представители.
1.Понятие проблемы личности в философии.
2.Понятие философии экзистенциализма
и история ее возникновения.
3.Проблема личности в философии экзистенциализма.
4. Природа и сущность человека
Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Кафедра философии и социальных наук
Реферат по философии на тему:
Проблема человека в философии.
Выполнила:
Проверил:
Нижний Новгород 2012
Содержание
Введение
С давних времен человек в той или иной мере постоянно был объектом философских размышлений, но не всегда стоял в центре внимания философов. Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.
Человека, в его частных проявлениях, изучают специально посвященные ему науки: биология, медицина, психология, социология и др. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире.
Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления.
В конце 19-го и в 20-м веках
проблема человека и его бытия
приобрела наибольшую актуальность
и выдвинулась на передний план философских
поисков. Это была реакция на предчувствие,
а потом на последующее наступление
страшных потрясений, затронувших все
человечество, время, когда потерпели
крушение попытки строительства
“новой” жизни, основанные на рационалистических
принципах. Потерпела крах концепция
объективного и безразличного к
человеку бытия, овладев законами которого,
человек мог “как высшее существо
преобразовать мир по своему усмотрению.
Поэтому стали возникать
Целью данной работы является изучение проблемы человека в истории философии, обобщение разрозненного и, порой, противоречивого материала и создание стройной системы знаний и положений, определяющих место человека во Вселенной. Также рассмотрена история возникновения философии экзистенциализма и ее основные представители.
1.Понятие проблемы личности в философии
Проблема человека - одна
из основных, скорее центральная, во всей
мировой философской мысли. Протагор
охарактеризовал человека как меру
всех вещей, что стало одним из
основных мировоззренческих и
Какими бы абстрактными, естественнонаучными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком - с его внутренней сущностью или его потребностями. В достижении свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-технического прогресса, к постижению тайн человека стремится искусство, им вдохновляется любое и каждое человеческой деяние. Если изъять из всего многообразия человеческой деятельности ее ориентированный на самого человека стержень, то исчезнет и цель всякой деятельности, и ее движущие стимулы.
Человечество всегда
стремилось к построению
Философская мысль в определенные периоды то растворяла человека в природе или обществе, то относилась к нему как существу самодовлеющему, противопоставляя его природному и социальному миру. И тем не менее, полностью учитывая тот факт, что удельный вес человеческой проблематики в различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее истории.
Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. История философии - это сложный и длительный процесс сменяющих друг друга методов и целевых установок. Философия познания человека требовала, прежде всего, становление особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом процесса.
В античной философии человек
рассматривался преимущественно как
“микрокосм”, в своих человеческих
проявлениях подчиненный
В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны для начала: душа и тело, а также человек и Бог. Например, Августин представлял душу ка независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Этому воззрению чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивает зачастую суровое земное бытие.
Философия Нового времени
видела в человеке, как и христианство,
прежде всего его духовную сущность.
Естествознание смогло создать отличные
образцы натуралистических
Философия 19 - начала 20 в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других - к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами, но целостного учения о человеке еще не было. “Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной”.
Проблема личности в философии
- это вопрос о том, в чем сущность
человека как личности, каково ее место
в мире и в истории. Личность имеет
сложную структуру и
Чем интересна проблема
личности в философии
Экзистенциализм оправданно
исходит из того, что “пограничные
ситуации” действительно
2.Понятие философии экзистенциализма
и история ее возникновения
Экзистенциализм, смысл которого произошел от позднелатинского слова exsistentia - существование, означает “философию существования”. Эта философия возникает как антропологическая по своей направленности. Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире.
Согласно экзистенциализму,
задача философии - заниматься не столько
науками в их классическом рационалистическом
выражении, сколько вопросами сугубо
индивидуально-человеческого
Экзистенциональная философия
выражает общее чувство времени:
чувство упадка, бессмысленности
и безысходности всего
Если говорить об истории
возникновения
Проблеме человека уделяли значительное внимание мыслители эпохи Возрождения. Эта проблема находит все большее место в работах И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Г. Марселя, М.Бубера и др.
Идею “экзистенционального мышления” выдвинул С. Кьеркегор. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно абстрактно и безлично), экзистенциональное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями: именно такое мышление только и может быть доподлинно конкретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъективный мыслитель как экзистенциональный заинтересован в своем мышлении: он существует в нем. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, не “затронутому” человеческой субъективностью. Вместе с тем Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях “страх”, “сомнение”, “трепет”. Чрезвычайно сложная и полная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рассудка понять ее, результатом чего является “бессилие мысли”, подлинный “скандал для рассудка”, а отсюда - переход к мифу. В результате возвышающая идею человека личностная интуиция привела к апологии страха, для преодоления которого и утешения, полагал С. Кьеркегор, необходимо религиозное общение с Богом. При этом он не принял межчеловеческое общение за возможную форму выхода из личностного одиночества.
С. Кьеркегор критиковал предшествующих философов за слишком абстрактный подход к человеку. Философы, по Кьеркегору, превыше всего ставят что-либо всеобщее, абстрактное - дух, материю, Бога, прогресс, истину и этим всеобщим принципом стремятся подчинить реального человека вне его индивидуального бытия. Они ищут в человеке только его сущность, теряя из вида живую, уникальную индивидуальность с ее мыслями, чувствами, радостями и страданиями. Несомненная заслуга Кьеркегора заключается в постановке собственно человеческих вопросов, проблем субъективного бытия: он сосредоточил свое внимание на страхе и ужасе непосредственного бытия. По словам Л. Шестова, он отошел от традиционного онтологического анализа бытия и сосредоточился на тончайших переживаниях личностью своего уникального бытия. Как было выше сказано, Кьеркегор остро критиковал традиционного понимание задач философии за то, что она теряет именно личностный аспект бытия, его субъективную сторону. И в самом деле: какой интерес математике или физике, да и вообще научному познанию до индивидуальных страданий судеб, радостей, смеха и плача? Если в нескольких словах сформулировать заветные мысли Кьеркегора, следовало бы сказать: самое большое несчастье человека - безусловное доверие разумному мышлению. Во всех своих произведениях он на тысячи ладов повторял: задача философии в том, чтобы вырваться из власти разумного мышления и найти в себе смелость искать истину в том, что все привыкли считать парадоксом и абсурдом.