Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 11:40, реферат
Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. “Излюбленная - тема русских размышлений - человек” /Франк/.
Панорама концепций человека, созданных в XIX веке, обширна. В нее входят “авторские” антропологии представителей различных философских направлений.
Введение………………………………………………………2
Антропоцентризм русской философии…………………...2
Персонализм Бердяева; учение о личности, свободе и творчестве…………………………………………………….7
Список использованной литературы…………………….11
Проблему творчества Бердяев тесно переплетал с проблемой свободы.
Понятие свободы – центральная категория бердяевского философствования.
Свобода безосновна, она не втянута в причины отношений, которым подчинено бытие. Бердяев отмечал, что свобода является обязательным условием в творчестве. Но с другой стороны великий творческий акт нуждается в материи, потому, как он совершается не в пустоте. Но творчество человека не может определяться только материалом, в нём есть нечто, не подчиняющееся мировым законам. Это и есть элемент свободы.
Свобода истолковывается им не как врожденная, природная или социальная способность человека, а как первичная и фундаментальная реальность, проникающая во все сферы бытия — космос, общество и самого человека. Свобода первична, беспредпосылочна и безосновна.
По
Бердяеву, человек как носитель
первоначальной свободы есть
носитель новизны, прибавления
бытия, реальности, добра или зла.
Свобода человека заключена
Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным.
Выступая против любых форм тоталитаризма, подавления творческой активности человека, Н.А.Бердяев считал первичными духовные ценности, а смысл истории рассматривал как развитие свободы.
Абсолютом
в философии Бердяева является сам
человек в полноте своей
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Информация о работе Проблема человека в русской религиозной философии