Проблема человека в русской религиозной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 11:40, реферат

Описание работы

Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрирует предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий. “Излюбленная - тема русских размышлений - человек” /Франк/.
Панорама концепций человека, созданных в XIX веке, обширна. В нее входят “авторские” антропологии представителей различных философских направлений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………2
Антропоцентризм русской философии…………………...2
Персонализм Бердяева; учение о личности, свободе и творчестве…………………………………………………….7
Список использованной литературы…………………….11

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 25.25 Кб (Скачать файл)

Проблему  творчества Бердяев тесно переплетал с проблемой свободы.

Понятие свободы – центральная категория бердяевского философствования.

Свобода безосновна, она не втянута в причины  отношений, которым подчинено бытие. Бердяев отмечал, что свобода является обязательным условием в творчестве. Но с другой стороны великий творческий акт нуждается в материи, потому, как он совершается не в пустоте. Но творчество человека не может определяться только материалом, в нём есть нечто, не подчиняющееся мировым законам. Это и есть элемент свободы.

Свобода истолковывается им не как врожденная, природная или социальная способность  человека, а как первичная и  фундаментальная реальность, проникающая  во все сферы бытия — космос, общество и самого человека. Свобода  первична, беспредпосылочна и безосновна.

 По  Бердяеву, человек как носитель  первоначальной свободы есть  носитель новизны, прибавления  бытия, реальности, добра или зла.  Свобода человека заключена именно  в творчестве добра и зла,  а вовсе не в выборе между  ними.

Истинная свобода личности заключается в «соборности», концентрации индивидуальной духовной силы и воли, т.е. подразумевается верховенство личного начала над коллективным.

Выступая  против любых форм тоталитаризма, подавления творческой активности человека, Н.А.Бердяев  считал первичными духовные ценности, а смысл истории рассматривал как развитие свободы.

Абсолютом в философии Бердяева является сам  человек в полноте своей внутренней творческой энергии и свободы. Для  него христианство – это освящение  человеческой личности и ее абсолютной, ничем не стесненной свободы.

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание. – Свердловск, 1991
  2. Горянов К. Жизнь и творчество Виктора Несмелова// Человек. – 1992. - №2
  3. Делокаров К.Х. Философия Л.И.Шестова// Социально-политический журнал. – 1998. - № 2

 

 


Информация о работе Проблема человека в русской религиозной философии