Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 15:13, контрольная работа
Описание работы
В нем отразилась вся сложность и глубина проблемы человека. Познав себя, человек обретает свободу; перед ним открываются тайны Вселенной, и он становится вровень с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря на то, что прошли тысячелетия истории. Человек был и остается загадкой для самого себя. Есть основания утверждать, что проблема человека, как и всякая подлинно философская проблема, представляет собой открытую и незавершенную проблему, которую нам надо только разрешать, но не надо решить окончательно. Кантовский вопрос: “Что такое человек?” остается по-прежнему актуальным.
Содержание работы
Введение 1. Человек как проблема для самого себя. 2. Единство природного, общественного и духовного в человеке. 3. Человек как индивидуальность и личность. Проблема смысла человеческого существования, Дополнительная литература
Подлинная
личность определенностью своего отношения
к основным явлениям жизни заставляет
и других самоопределиться. К человеку,
в котором чувствуется личность, редко
относятся безразлично, так же как сам
он не относится безразлично к другим;
его любят или ненавидят; у него всегда
есть враги и бывают настоящие друзья.
Как бы мирно внешне не протекала жизнь
такого человека, внутренне в нем всегда
есть что-то активное, наступательно -
утверждающее.
Проблема смысла человеческого существования
Вопрос о
смысле жизни есть вопрос о предназначении
человека. Не ”почему", а для чего живет
человек! С незапамятных времен он занимал
человека. Есть, пишет известный французский
моралист и философ Альбер Камю в эссе
“Миф о Сизифе”, только один фундаментальный
вопрос философии. Это вопрос о том, стоит
или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить.
Все остальное— имеет ли мир три измерения,
руководствуется ли разум девятью или
двенадцатью категориями— второстепенно.
Сама постановка этого вопроса свидетельствует
о том, что он рождается из сомнения в существовании
такого смысла. Сомнение же предполагает,
что сама действительность, возможно,
разорвана, непоследовательна и абсурдна.
Тогда проблема,
как ее сформулировал Камю, состоит в том,
“существует ли логика, приемлемая вплоть
до самой смерти?” Среди многих подходов
к решению этой сложной проблемы можно
выделить три главных: смысл жизни изначально
присущ жизни в ее глубинных основаниях;
смысл жизни за пределами жизни; смысл
жизни созидается самим субъектом. Для
всех трех подходов характерно представление,
что жизнь, как она фактически есть, бессмысленна
по формуле Екклезиаста: “Все суета!”,
само же понимание смысла жизни разнится.
Для первого
подхода наиболее характерно религиозное
истолкование жизни. Единственное, что
делает осмысленной жизнь и потому имеет
для человека абсолютный смысл, есть не
что иное, как действенное соучастие в
Богочеловеческой жизни. Именно так ответил
Христос на вопрос что делать?: “Вот дело
Божие, чтобы веровали в Того, Кого Он послал”.
Не переделка мира на началах добра, но
взращивание в себе субстанционального
добра, усилия жизни с Христом и во Христе.
Бог сотворил человека по своему образу
и подобию. И мы своей жизнью должны проявить
его. Эмпирическая жизнь мира бессмысленна,
так же, как выдранные из книги клочки
страницы бессвязны (С. Л. Франк).
В основе
второго подхода, характерного для эпохи
Просвещения и для марксизма, лежит секуляризованная
религиозная идея. Человек способен переустроить
мир на началах добра и справедливости.
Движение к этому светлому будущему есть
прогресс. Прогресс, таким образом, предполагает
цель, а цель придает смысл человеческой
жизни. Критики давно заметили, что в рамках
этого подхода будущее обоготворяется
за счет настоящего и прошлого. Прогресс
превращает каждое человеческое поколение,
каждого человека, каждую эпоху в средство
и орудие для окончательной цели— совершенства,
могущества и блаженства грядущего человечества,
в котором никто из нас “не будет иметь
удела” (Бердяев).
В соответствии
с третьим подходом, жизнь нe имеет смысла,
проистекающего из прошлого или будущего,
тем более, из потустороннего мира. В жизни
самой по себе вообще нет никакого раз
и навсегда заданного, однажды определенного
смысла. Только мы сами сознательно или
стихийно, намеренно или невольно самими
способами нашего бытия придаем ей смысл
и, тем самым, выбираем и созидаем свою
человеческую сущность. “Только мы и никто
другой”, пишет в своей книге “Время человеческого
бытия” (М., 1987) талантливый философ Н.Н.
Трубников. Уязвимая пята этого подхода
— релятивизм и субъективизм.
В заключение
следует сказать, что при всей важности
вопрос о смысле жизни и тем более о его
конструировании по принципу “делать
жизнь с кого? С товарища Дзержинского”
не должен быть абсолютизирован, ибо он
способен поработить человека при помощи
общих идей, подменить “драму жизни”
“логикой жизни”, вносимой в эту жизнь
извне.
Уже стали
крылатыми слова Ф.М. Достоевского, что
человек есть тайна и разгадывать ее нужно
всю жизнь. Сегодня, как никогда ранее,
человечество сосредоточенно вглядывается
в самого себя и порой как бы вновь открывает
Человека: то с радостным изумлением и
восхищением, то с горьким разочарованием.
Человек - уникальное и изумительное существо,
поразительное творение природы и истории,
утверждают одни мыслители. Человек - ошибка
природы, у него нет будущего, он обречен
на вырождение и гибель, считают другие.
Потому что человеческая природа отличается
разнообразием и непостоянством. Можно,
вероятно, указать на одно поистине уникальное
свойство человека: открытость, незавершенность
его как субъекта творческой деятельности.
В отличие от всех других живых существ
человек способен преодолевать собственную
видовую ограниченность, быть неотторжимой
частью живого мира и возвышаться над
ним. В этой особенности – удивительное
и существенное своеобразие человека.
Это во многом и определяет проблему человека
как открытую и вечно незавершенную, которая
аккумулирует в себе данные естественных
и гуманитарных наук, восприятие человека
средствами искусства, но которая была
и остается неисчерпаемой.