Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 13:57, доклад
Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это — взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность» — базовое социологическое отношение.
Проблема человека, личности
является одной из фундаментальных
междисциплинарных проблем. С древних
времен она занимает умы представителей
разных наук. Накоплен огромный теоретический
и эмпирический материал, но и сегодня
эта проблема остается самой сложной,
самой непознанной. Ведь не зря говорится,
что человек вмещает в себя
целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых
и невидимых, связан с внешней средой,
с обществом, вне которого он не может
сформироваться как личность. Именно это
— взаимодействие индивида и общества
рассматривает социология, а отношение
«общество-личность» — базовое социологическое
отношение.
^ Личность,
индивид, человек —- эти близкие, но
не тождественные понятия являются объектом
различных наук: биологии и философии,
антропологии и социологии, психологии
и педагогики.
Человек рассматривается как вид, представляющий
высшую ступень эволюции жизни на Земле,
как сложная система, в которой соединено
биологическое и социальное, т. е. как биосоциальное
существо. Каждый единичный, конкретный
человек — это индивид, он неповторим;
отсюда, когда говорят об индивидуальности,
то подчеркивают именно эту неповторимость,
уникальность.
Своеобразие социологического подхода
к человеку характеризуется тем, что он
изучается прежде всего как социальное
существо, представитель социальной общности,
носитель характерных для нее социальных
качеств. При исследовании процессов взаимодействия
человека и социальной среды личность
рассматривается не только как объект
внешних воздействий, но главным образом
как социальный субъект, активный участник
общественной жизни, имеющий собственные
потребности, интересы, устремления, а
также способности и возможности оказывать
собственное воздействие на социальную
среду.
Как видно, социологов интересуют социальные
аспекты жизнедеятельности человека,
закономерности его общения и взаимодействия
с другими людьми, группами и обществом
в целом. Однако интересы социологов не
ограничиваются лишь социальными свойствами
человека. В своих исследованиях они учитывают
и влияние биологических, психологических
и других свойств.
Индивид является личностью тогда, когда
он во взаимодействии с обществом через
конкретные социальные общности, группы,
институты реализует социально значимые
свойства, социальные связи. Таким образом,
наиболее широкое «рабочее» определение
личности можно сформулировать так: личность
— это индивид, включенный в социальные
связи и отношения.
Данное определение открыто и подвижно,
оно включает меру усвоения социального
опыта, глубину социальных связей и отношений.
Ребенок, воспитывающийся в человеческом
обществе, уже включен в социальные связи
и отношения, которые расширяются и углубляются
с каждым днем. В то же время известно,
что дитя человека, воспитанное в стае
животных, так и не становится личностью.
Или, к примеру, в случае тяжелого психического
заболевания происходит разрыв, распад
социальных связей, индивид утрачивает
качества личности.
Итак, личность — наиболее сложный объект,
поскольку она, находясь как бы на грани
двух огромных миров — биологического
и социального, вбирает всю их многоплановость
и многомерность. Общество как социальная
система, социальные группы и институты
не обладают такой степенью сложности,
ибо они сугубо социальные образования.