Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:47, реферат
Гегелевский принцип диалектического тождества противоположностей (бытия и мышления прежде всего), несмотря на то, что он, несомненно, предполагает наличие между ними сущностных различий и противоречий (в этом, собственно, и состоит диалектический характер тождества), является глубинным теоретическим обоснованием не только философского, но и социально-политического пафоса всей системы философа, необходимым выражением которого оказывается идея примирения сознания с действительностью. Правда, действительность трактуется Гегелем как в принципе отличное от просто существующего, как безусловно необходимое в отличие от случайного, которого могло и не быть. Такое разграничение призвано предотвратить бездумную апологию status quo.
Воля характеризуется Гегелем как практический дух, заключающий в себе «двойное долженствование». С одной стороны, воля как стремление, присущее индивиду, выступающему в качестве отдельного, единичного существования, носит характер ограниченного субъективного стремления. Но, с другой стороны, та же воля, воля отдельного человеческого существа, поскольку она осуществляет имманентно присущую ей разумность, возвышается к всеобщности своих целей, что находит свое адекватное выражение в нравственном поведении, которое следует не просто желанному, но должному. Неудивительно поэтому, что Гегель в конечном итоге приходит, по существу, к кантовской формулировке основной нравственной заповеди: «Я должен исполнить долг ради него самого, и то, что я выполняю и как долг, есть моя собственная объективность в подлинном смысле этого слова: исполняя долг, я нахожусь у самого себя и я свободен». Хотя в этой формулировке Гегель почти буквально повторяет кантовскую формулу категорического императива, следует иметь в виду, что Гегель, в отличие от Канта, связывает этот нравственный закон с развитием личности, с одной стороны, и развитием всего человечества,— с другой. В кантовской философии такой исторический подход к нравственным нормам лишь намечен в его философско-исторических сочинениях, в то время как у Гегеля историзм образует основную черту его метода исследования.
В гегелевской философской
Гегель выступает против тех идеалистических концепций, которые принижают жизненное значение человеческого тела, противопоставляет этим концепциям идею диалектического тождества души и тела. Это тождество, разумеется, предполагает различие, из которого проистекает долженствование души по отношению к телу. Весьма показательно (и это свидетельствует о реалистической тенденции философии Гегеля), что философ связывает реальную свободу человека с реализацией долженствования в отношении тела. Он пишет: «Если я буду вести себя соответственно с законами моего телесного организма, то моя душа будет в своем теле свободна». В таком понимании долженствование выступает как необходимость, превращающаяся в свободу.
Мы рассмотрели некоторые
[1]Гегель Г. В. Ф.
[2]Кант И. Соч. М., 1966. Т. 3. С. 487—488.
[3]Гегель. Философия права. М., 1990. С. 55.
[4]Гегель. Энциклопедия философских наук.. Т. 1. С. 91.
[5]Гегель. Философия истории. Соч. М., 1974. Т . VIII. С . 35.
[6]Гегель. Философия права. С. 55.
[7] Там же. С. 305.
[8] Там же. С. 57.
[9]Кант И. Соч. М., 1965. Т. 4. Ч. 2. С. 63
[10]Кант И. Соч. Т. 6. С. 11.
[11] Там же. С. 309.
[12]Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. С. 418.
[13]Маркс
К., Энгельс Ф. Из ранних
[14]Гегель. Соч. Т. VIII. С. 395.
[15]Гегель. Соч. Т. III. С. 42.
Информация о работе Проблема долженствования в философии Гегеля