Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 11:08, доклад
На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.
Впервые вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира - в его материальности. Проблема единства мира по-своему решалась и другими античными мыслителями, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей, или ощущений человека. Последовательность в признании единого начала - материи или духа - называется философским монизмом. Существует идеалистический монизм и материалистический монизм
Проблема единства мира: основные концепции.
На всем протяжении
развития философии наблюдаются
различные подходы к
Впервые вопрос о единстве
мира поставили античные мыслители Фалес,
Демокрит и др. Поскольку их взгляды на
мир, материю носили наивный характер,
они не сумели полностью решить этот вопрос.
Для них характерны догадки о том, что
единство мира - в его материальности.
Проблема единства мира по-своему решалась
и другими античными мыслителями, которые
исходили из признания основы единства
мира в существовании первичных абсолютных
идей, или ощущений человека. Последовательность
в признании единого начала - материи или
духа - называется философским монизмом. Существует
идеалистический монизм и материалистический
монизм.(В идеалистическом направлении возможны различные позиции, как утверждающие единство мира на основе его бытия или вселенской духовности (идеалистический монизм-единство в
духе), так и отрицающие таковое единство. Сторонники материалистического монизма стремятся объяснить единство мира, исходя из него самого, считая его самодостаточности, ни в ком и ни в чем не нуждающимся для поддержания своего бытия, который из самого себя порождает все многообразие сущего. Они признают в качестве доказательства только рациональное обоснование и согласующийся с ним опыт и опираются в этом на общественную практику и науку, природа которой сугубо рациональна.)
Противоположностью
монизма является дуализм. Дуалисты считали,
что существуют два равноправных начала,
две независимые друг от друга субстанции:
материя и дух.
Виднейшим представителем
дуализма был французский философ и математик
XVI в. Р. Декарт.
В этот же период материалистическую
линию в решении вопроса о единстве мира
проводили представители метафизического
материализма Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза,
французские материалисты XVIII века.
Глубже, чем другие
материалисты, подошли к решению проблемы
единства мира русские философы середины
XIX века. Опираясь на достижения философии,
а также на новые успехи естествознания,
они пытались взглянуть на мир как на процесс
развития. По Чернышевскому, природа представляет
собой не что иное, как разнородную материю
с многообразными качествами. Он утверждал,
что органические и неорганические "комбинации
элементов" образуют единство и что
органические элементы возникают из неорганических.
Однако, идеалистически рассматривая
сущность общественных явлений, русские
революционные демократы не смогли до
конца последовательно разрешить проблему
материального единства мира.
Проблему единства
мира с материалистических позиций решали
Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения
естественных и общественных наук. Они
отвергли метафизическое представление
о непроходимой пропасти между живой и
неживой материей, обосновав положение
о возникновении жизни из неорганической
материи, дав определение жизни как способа
существования белковых тел, являющихся
ее материальными носителями.
Марксизм при рассмотрении
вопроса о единстве мира исходит из того,
что в мире нет ничего, кроме движущейся
материи, и что движущаяся материя не может
двигаться иначе, как в пространстве и
времени.
Материальное единство
мира как диалектическое единство многообразия
проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная
дискретность строения объективной действительности.
Наличие в ней качественно различных,
отграниченных друг от друга вещей, явлений,
процессов, систем. Во-вторых, как иерархические
отношения между системами разной степени
сложности, организованности, выражающиеся
во "включении" менее сложных систем
в более сложные. Несводимости специфических
закономерностей последних к первым.
Диалектико-материалистическое
положение о материальном единстве мира
соответствует развитию естествознания
того периода. Открытие электромагнитных
волн и светового давления свидетельствует
о материальности электромагнитного поля
и о наличии массы света, который представляет
собой, как оказалось, электромагнитные
волны определенной длины. Открытие клетки
показало единство в строении всего живого
при всем многообразии его видов. Важными
открытиями в этом отношении являются
открытие закона сохранения и превращения
энергии и создание эволюционной теории
происхождения видов Дарвиным.
Овладение методом
спектрального анализа позволило установить,
что Солнце и другие звезды, звездные ассоциации
и планеты имеют в своем составе те же
химические элементы, что и Земля. Многообразие
химических элементов раскрывается периодической
системой элементов Д.И. Менделеева.
Особенно знаменательными
были открытия в физике на рубеже XIX-XX вв.,
показавшие сложную структуру атома. Обогатились
представления об основных формах движения.
Эти открытия отвергают субстратно-вещественную
модель мира, авторы которой пытались
свести всю материю во Вселенной к некоей
"праматерии". Такой первоматерией
всех вещей английский физик Праут считал,
например, атом водорода.
Кроме субстратно -
вещественной модели единства мира, существует
функциональная модель, согласно которой
каждая малая частица во Вселенной связана
с другой, сколь угодно удаленной от нее.
Вселенная функционирует как единый механизм,
в котором каждое явление строго необходимо
и занимает вполне определенное место
в общей цепи событий. Взятая изолированно
от других, эта модель упрощает действительность.
В наибольшей степени
действительности соответствует атрибутивная
теория единства мира. В этой теории предполагается
единство всех видов материи и форм движения.
Здесь имеется в виду единство атрибутов
материи, ее законов. Это единство проявляется
и в единстве законов сохранения.
Единство мира находит
свое отражение, например, в математике,
которая раскрывает некоторые общие связи
в окружающем мире. Так, например, решения
уравнений общей теории относительности,
основанные на различных допущениях, дают
модели, математически описывающие Вселенную.
Какая из этих моделей наиболее точно
описывает мир, выяснится в ходе дальнейшего
развития физики и астрофизики.
Вносит свой вклад
в раскрытие сущности материального единства
мира и кибернетика, устанавливающая общее
в различных явлениях и процессах.
Помимо естественнонаучных доказательств идея единства мира нуждается также и в историческом обосновании, чего нельзя сделать без философии, которая рассматривает весь мир в виде целостной системы, обнаруживает единство в многообразии и многообразие в единстве.
Возможны три варианта
ответа на вопрос о единстве и многообразии
мира: монизм,
дуализм и плюрализм.
Позиция монизма - самая распространенная
в философии, поэтому на ее содержании
следует остановиться подробнее.
Постулируя единство мира, философское
мышление может основывать это единство
либо в духе, либо в материи. В первом случае
мы получаем идеалистический
монизм, во втором - материалистический.
Сторонники философского монизма независимо
от его конкретного варианта, утверждают,
что бесконечное мироздание едино, связано
универсальными законами, и проявляет
себя через многочисленные формы.
Плюрали́зм (от лат. pluralis — множественный) — позиция, согласно
которой существует несколько или множество
независимых и несводимых друг к другу
начал или видов бытия, оснований и форм
знания, стилей поведения и пр.
Информация о работе Проблема единства мира: основные концепции