Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 21:50, шпаргалка

Описание работы

Историческое событие закономерно происходит, являясь равнодействующей разнонаправленных сил и воль множества людей. Общество движется от одной формации к другой в соответствии с присущими ему законами, люди же своей деятельностью могут лишь ускорить либо замедлить исторический процесс, но не отменить его направление. Современная наука стремится раскрывать особенности социальной динамики в терминах синергетики-науки о закономерностях самоорганизации сложных систем. Синергетика объясняет социальную динамику в понятиях самоорганизации, нелинейности, открытости, хаоса.

Файлы: 1 файл

53.docx

— 16.70 Кб (Скачать файл)

53. Проблема исторической необходимости  и свободы личности. Свобода и  ответственность. 

Историческое событие закономерно  происходит, являясь равнодействующей разнонаправленных сил и воль множества людей. Общество движется от одной формации к другой в соответствии с присущими ему законами, люди же своей деятельностью могут лишь ускорить либо замедлить исторический процесс, но не отменить его направление. Современная наука стремится раскрывать особенности социальной динамики в терминах синергетики-науки о закономерностях самоорганизации сложных систем. Синергетика объясняет социальную динамику в понятиях самоорганизации, нелинейности, открытости, хаоса. Она показывает, как неравновесность социальных сил, наличие обратных связей между социальными структурами обусловливают эволюцию общества. В некоторые периоды истории неограниченное возрастание отдельных социальных процессов за конечное время может обусловливать либо чрезвычайно быстрое развитие общества, либо его распад. В современной истории наблюдается гиперболический рост народонаселения, нарушения экологического равновесия в природе, безудержный рост техники. Каждый из названных процессов несет опасность сверхкатастрофы, гибели человечества. Это ситуация тотальной несвободы, когда человек может стать жертвой стихийного проявления законов протекающей эволюции. С точки зрения синергетики случайность является необходимой составляющей развития сверхсложных систем. Их развитие  в период распада непредсказуемо, в силу преобладания случайных, а не необходимых факторов. Ни одно историческое событие не может быть объяснено без учета роли человека, действий личности и социальных групп. А. Тойнби пришел к выводу, что процесс роста цивилизации осуществляется не  сам по себе, а вследствие действий субъектов истории. Источником социального действия не может быть общество в целом, но лишь индивид или группа индивидов. Цивилизация, социум-посредник, с помощью которого отдельные люди взаимодействуют между собой. Поэтому личности, а не общество создают человеческую историю. Развитие общества многовариантно, имеет несколько альтернативных путей. Это открывает путь к свободе. Конкретное общество содержит не любой вариант эволюции, а лишь определенный спектр возможностей. Поэтому сложноорганизованным системам невозможно навязать пути их развития, но можно способствовать проявлению их собственных тенденций. И здесь приобретает особое значение поведение личности, ее способность понимания ситуации и влияние на ход событий. Синергетика по-новому позволяет раскрыть роль личности в истории, поскольку правильно организованные, но «малые» по силе воздействия могут быть более эффективными, чем мощные. Синергетика по-новому раскрывает роль хаоса, который может выступать в качестве конструктивного начала эволюции общества, фактора образования сложных социальных структур. Хаос создает предпосылки новых связей разных уровней общественной организации.  Из хаоса могут возникать принципиально новые, неизвестные ранее  сложные структурные образования в природе и обществе. Под хаосом можно понимать и множество разнонаправленных действий личностей, деятельность которых в совокупности обусловливает содержание и направленность общественных процессов. Упорядоченность общественной системы, проявляющаяся в форме жесткой регламентации любых проявлений индивидуальности,-несвобода. Позитивный, животворящий хаос, напротив, означает свободу самопроявления личности, ее инициативы. Роль личности в истории и проявляется как «малое» воздействие, «подталкивающее» социальную систему на один из благоприятных человеку вариантов развития. Но значимость и содержание социальных действий личности зависят:  1)  насколько ее деятельность совпадает с потребностями общественного развития; 2) от степени ее свободы. Свобода- определенная сторона взаимоотношений, характеризуемая отсутствием связи между объектами. Свобода есть взаимная обособленность двух сторон, выступающая обратной стороной связи. Связь-зависимость одного явления от другого в коком-либо отношении. Высокоинтенсивная, тесная, жесткая связь означает минимум свободы. Независимость, обособленность одного предмета от другого означает максимум свободы. Поскольку не существует явлений, не связанных с другими явлениями, постольку свобода всегда относительна. Существует внутренняя и внешняя детерминация свободы. Внешняя- обусловлена закономерностями природы и общества. Поведение человека  несвободно постольку, поскольку оно ограничено природными условиями и регламентировано жесткими социальными нормами. Опыт взаимодействия с природой, полученный в борьбе за выживание, фиксировался в жестких нормах, требующих неукоснительного, строго определенного порядка действий. Когда человек преодолевает границу адаптивного принуждения, обусловленного борьбой за выживание, возникает некоторое пространство для свободной деятельности, где возможно творчество, культурная изменяемость форм и смыслов. В истории человечества жесткая, отлаженная система регуляции поведения индивида, взаимоотношений личности и общества постепенно сменялась либерализацией общественных отношений, нарастанием личной свободы и формированием благоприятных условий для культурного творчества.


Информация о работе Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность личности