53. Проблема исторической необходимости
и свободы личности. Свобода и
ответственность.
Историческое событие закономерно
происходит, являясь равнодействующей
разнонаправленных сил и воль
множества людей. Общество движется
от одной формации к другой в соответствии
с присущими ему законами, люди же своей
деятельностью могут лишь ускорить либо
замедлить исторический процесс, но не
отменить его направление. Современная
наука стремится раскрывать особенности
социальной динамики в терминах синергетики-науки
о закономерностях самоорганизации сложных
систем. Синергетика объясняет социальную
динамику в понятиях самоорганизации,
нелинейности, открытости, хаоса. Она показывает,
как неравновесность социальных сил, наличие
обратных связей между социальными структурами
обусловливают эволюцию общества. В некоторые
периоды истории неограниченное возрастание
отдельных социальных процессов за конечное
время может обусловливать либо чрезвычайно
быстрое развитие общества, либо его распад.
В современной истории наблюдается гиперболический
рост народонаселения, нарушения экологического
равновесия в природе, безудержный рост
техники. Каждый из названных процессов
несет опасность сверхкатастрофы, гибели
человечества. Это ситуация тотальной
несвободы, когда человек может стать
жертвой стихийного проявления законов
протекающей эволюции. С точки зрения
синергетики случайность является необходимой
составляющей развития сверхсложных систем.
Их развитие в период распада непредсказуемо,
в силу преобладания случайных, а не необходимых
факторов. Ни одно историческое событие
не может быть объяснено без учета роли
человека, действий личности и социальных
групп. А. Тойнби пришел к выводу, что процесс
роста цивилизации осуществляется не
сам по себе, а вследствие действий субъектов
истории. Источником социального действия
не может быть общество в целом, но лишь
индивид или группа индивидов. Цивилизация,
социум-посредник, с помощью которого
отдельные люди взаимодействуют между
собой. Поэтому личности, а не общество
создают человеческую историю. Развитие
общества многовариантно, имеет несколько
альтернативных путей. Это открывает путь
к свободе. Конкретное общество содержит
не любой вариант эволюции, а лишь определенный
спектр возможностей. Поэтому сложноорганизованным
системам невозможно навязать пути их
развития, но можно способствовать проявлению
их собственных тенденций. И здесь приобретает
особое значение поведение личности, ее
способность понимания ситуации и влияние
на ход событий. Синергетика по-новому
позволяет раскрыть роль личности в истории,
поскольку правильно организованные,
но «малые» по силе воздействия могут
быть более эффективными, чем мощные. Синергетика
по-новому раскрывает роль хаоса, который
может выступать в качестве конструктивного
начала эволюции общества, фактора образования
сложных социальных структур. Хаос создает
предпосылки новых связей разных уровней
общественной организации. Из хаоса
могут возникать принципиально новые,
неизвестные ранее сложные структурные
образования в природе и обществе. Под
хаосом можно понимать и множество разнонаправленных
действий личностей, деятельность которых
в совокупности обусловливает содержание
и направленность общественных процессов.
Упорядоченность общественной системы,
проявляющаяся в форме жесткой регламентации
любых проявлений индивидуальности,-несвобода.
Позитивный, животворящий хаос, напротив,
означает свободу самопроявления личности,
ее инициативы. Роль личности в истории
и проявляется как «малое» воздействие,
«подталкивающее» социальную систему
на один из благоприятных человеку вариантов
развития. Но значимость и содержание
социальных действий личности зависят:
1) насколько ее деятельность совпадает
с потребностями общественного развития;
2) от степени ее свободы. Свобода- определенная
сторона взаимоотношений, характеризуемая
отсутствием связи между объектами. Свобода
есть взаимная обособленность двух сторон,
выступающая обратной стороной связи.
Связь-зависимость одного явления от другого
в коком-либо отношении. Высокоинтенсивная,
тесная, жесткая связь означает минимум
свободы. Независимость, обособленность
одного предмета от другого означает максимум
свободы. Поскольку не существует явлений,
не связанных с другими явлениями, постольку
свобода всегда относительна. Существует
внутренняя и внешняя детерминация свободы.
Внешняя- обусловлена закономерностями
природы и общества. Поведение человека
несвободно постольку, поскольку оно ограничено
природными условиями и регламентировано
жесткими социальными нормами. Опыт взаимодействия
с природой, полученный в борьбе за выживание,
фиксировался в жестких нормах, требующих
неукоснительного, строго определенного
порядка действий. Когда человек преодолевает
границу адаптивного принуждения, обусловленного
борьбой за выживание, возникает некоторое
пространство для свободной деятельности,
где возможно творчество, культурная изменяемость
форм и смыслов. В истории человечества
жесткая, отлаженная система регуляции
поведения индивида, взаимоотношений
личности и общества постепенно сменялась
либерализацией общественных отношений,
нарастанием личной свободы и формированием
благоприятных условий для культурного
творчества.