Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 16:17, сочинение
Русские мыслители 19 – 20 века, такие как братья Трубецкие, отец Павел Флоренский, Н.А Бердяев, В.С. Соловьев, отец Сергий Булгаков и многие другие, в своих сочинениях уделяли теме любви немалое место. И несмотря на огромнейшее многообразие подходов к данной философской проблеме, в русской философии 19 – 20 века присутствует целый ряд оригинальных новаций, определяющих смысл, а из глубины смысла и роль проблемы любви в русской философии 19 – 20 века.
Правительство Российской Федерации
Государственный университет – Высшая школа экономики
Нижегородский филиал
Факультет права
Эссе по дисциплине «Философия»
Тема: «Проблема любви в русской философии: сравнительный анализ подходов Н.А. Бердяева и В.С. Соловьева».
Выполнила:
студентка II курса
группы 09-Ю3
Большакова В.В.
Нижний Новгород
2011
Смысл и роль данной философской проблемы:
- в русской философии:
Русские мыслители 19 – 20 века, такие как братья Трубецкие, отец Павел Флоренский, Н.А Бердяев, В.С. Соловьев, отец Сергий Булгаков и многие другие, в своих сочинениях уделяли теме любви немалое место. И несмотря на огромнейшее многообразие подходов к данной философской проблеме, в русской философии 19 – 20 века присутствует целый ряд оригинальных новаций, определяющих смысл, а из глубины смысла и роль проблемы любви в русской философии 19 – 20 века.
Прежде всего, в творчестве русских философов любовь – это «онтологическая категория, имеющая своими истоками Бога, Божественную Софию»*. Любовь пронизывает все стороны бытия человека, делая при этом весь мир единым целым. Русские мыслители как раз таки и стремились к такому социальному и нравственному идеалу, в основе которого лежит именно любовь. Любовь, соединяющая плоть и дух в одно целое на пути человека к Богу. В сущности только любовь и ничего более утверждает вселенское предназначение человека.
Вторым важным моментом является то, что русские философы 19 – начала 20 века рассматривали любовь в нескольких аспектах: социальном, телесном, эротическом, метафизическом и других аспектах. Это говорит о том, что в русской философии 19 – 20 века любовь неразрывно связана со всеми гранями бытия человека. В подтверждение вышесказанного хочется привести слова В.С. Соловьева: «любовь выступает как один из главных атрибутов всеединства, определяющих все и вся, а, прежде всего человека»**.
Третий интересный аспект: любовь в разных ипостасях постоянно обращена к человеку, независимо от того осмысливает ли человек ее присутствие в его жизни или нет. Любовь помогает человеку, она приводит к единству тело и дух, и именно с ее помощью преодолевается отчуждение человека от Бога. Благодаря ей человек преодолевает свое одиночество, свою разобщенность. Ведь любовь – это прежде всего огромнейшее самопожертвование ради другого, и уже только потом чувства и даже, может быть, страсть.
Русские мыслители 19 – начала 20 века придавали любви отнюдь не абстрактный
______________________
*Мочалов Е.В. Любовь
в русской философии всеединств
** Мочалов Е.В. Любовь в русской философии
всеединства [Электронный ресурс]: Россия
– прошлое, настоящее, будущее // Региональная
общественная организация Культурно просветительный
центр «Адамант». URL: http://www.lomonosov.org/
характер. Любовь носила определённую конкретику, воплощаясь в поступках каждого человека, тем самым преображая мир.
- в культуре вообще:
Любовь – основа жизни, основа созидания. Без нее не может быть развития, и мир просто обречен на деградацию и гибель, если в нем нет места для любви. Любовь есть Бог, Бог есть Любовь и только Любовь. Без Любви всё - ничто, даже имя Бога без Любви - ничто. Комментарии излишни.
- в жизни человека:
Человек всегда живет в непростое время. Это может выражаться как в трудностях, связанных с аспектами его собственной духовной жизни, так и в окружающем его мире, тонущем в море жестокости и противоречий, которые одурманивают, засасывают и несомненно оставляют свой отпечаток на мировоззрении человека. В мире, который живет по стереотипам, и где хорошо там, где нас нет. В мире, где моральные ценности далеко не всегда являются истинными. В мире, где стыдятся пережитков прошлого, к коим зачастую причисляют любовь. И как же быть? Как жить, в конце концов? Надо любить. Ведь любовь – это не анахронизм прошлого. Любовь – это то, что движет нами. Это то, без чего не будет будущего, как и нас самих. Да, верно говорят, любовь не может существовать без человека, но следует помнить, что и человек не может существовать без любви!
Сравнительный анализ подходов и решений данной философской проблемы:
Линии сравнения: |
Н.А. Бердяев «Смысл творчества». |
В.С. Соловьев «Смысл любви». |
Что такое любовь? |
Любовь – «акт творческий, созидающий иную жизнь, побеждающий "мир", преодолевающий род и природную необходимость». |
Любовь – «истина, как живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения. Любовь, как действительное упразднение эгоизма, есть действительное оправдание и спасение индивидуальности». |
В чём смысл любви? |
Смысл любви «не в статике устроения жизни, а в динамике движения жизни, творчестве жизни иной». |
Связавши в идее всемирной сизигии (индивидуальную половую) любовь с истинною сущностью всеобщей жизни, Соловьев «исполнил свою прямую задачу - определить смысл любви, так как под смыслом какого-нибудь предмета разумеется именно его внутренняя связь со всеобщею истиной. Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгоизма». |
Виды любви |
Половая, Христианская, Брачная, Любовь-Дружба, Мистическая. |
Половая, Мистическая, Родительская, Духовная, Истинная. |
Трагична ли любовь? |
«Любовь трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви, то, что сохраняет ее таинственную святость, это – отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью». |
Она жертвенна. «Жертвуя своим эгоизмом, отдаваясь сам любви, человек находит в ней не только живую, но и животворящую силу и не теряет вместе со своим эгоизмом и свое индивидуальное существо, а, напротив, увековечивает его». |
Соотношение подлинной любви и сексуального акта. |
Подлинная любовь – «любовь, творящая вечность, исключает возможность сексуального акта, преодолевает его во имя иного соединения. Любовь есть путь к раскрытию тайны лица, к восприятию лица в глубине его бытия. Сексуальный акт вводит в круговорот безличной природы, становится между лицом любящего и любимого и закрывает тайну лица». |
«Половые отношения не только называются любовью, но и представляют, по общему признанию, любовь по преимуществу, являясь типом и идеалом всякой другой любви». |
Видение философом любви между супругами. |
«Семья родилась из необходимости, а не из свободы. Семья религиозно, морально и социально оправдывает грешную, падшую половую жизнь деторождением и для деторождения возникает». |
«Как Бог относится к своему творению, как Христос относится к своей Церкви, так муж должен относиться к жене». |
Мнение философа по поводу разврата. |
«Разврат прямо противоположен всякому соединению. Тайна разврата – тайна разъединения, распада, раздора. Разврат есть разъединение, и он всегда превращает объект полового влечения в средство, а не в цель. Любовь к любви вместо любви к лицу – в этом психология разврата». |
«"Естественный" разврат так же противен деторождению, как и "противоестественный", так что нет ни малейшего основания считать один из них нормальным, а другой ненормальным, они оба ненормальны». |
Отношение философа к неразделенной любви. |
«Любви неразделенной, односторонней не может и не должно быть, ибо любовь выше людей. Неразделенная любовь – вина, грех против космоса, против мировой гармонии, против начертанного в божественном миропорядке андрогинического образа». |
«Самая сильная любовь весьма часто бывает не разделенною и не только великого, но и вовсе никакого потомства не производит». |
Видение мыслителем Христианской любви (по Бердяеву) и Истинной любви (по Соловьеву). |
«Христианская любовь зовет к иному, не "от мира сего" соединению всех в христианском всечеловечестве, к соединению всех в свободном Духе, а не в необходимой природе». |
«Дело истинной любви прежде всего основывается на вере. При этом в истине, индивидуальное лицо есть только луч, живой и действительный, но нераздельный луч одного идеального светила - всеединой сущности (Бога)». |
Смысл половой любви. |
«Через половую любовь осуществляется полнота человека в каждой половине. Половая любовь связана с самим существом личности, с утерей человеком образа и подобия Божьего, с падением андрогина, в котором женственность была не чуждой ему стихией, внешне притягивающей, а внутренним началом в человеке, в нем пребывающей девой». |
«Видеть смысл половой любви в целесообразном деторождении - значит признавать этот смысл только там, где самой любви вовсе нет, а где она есть, отнимать у нее всякий смысл и всякое оправдание. Эта мнимая теория любви, сопоставленная с действительностью, оказывается не объяснением, а отказом от всякого объяснения. Особая интенсивность половой любви или вовсе не допускает потомства, или допускает только такое, которого значение нисколько не соответствует напряженности любовного чувства и исключительному характеру порождаемых им отношений». |
Суть любви – дружбы. |
«В подлинной, глубокой дружбе есть элемент эротический – есть если не прямая, то косвенная связь с полом. Энергия пола, энергия жажды соединения может быть направлена и на дружбу, как и на любой творческий акт. И та лишь дружба полна высокого смысла, в которой есть напряжение половой энергии». |
«Дружбе между лицами одного и того же пола недостает всестороннего формального различия восполняющих друг друга качеств, и если тем не менее эта дружба достигает особенной интенсивности, то она превращается в противоестественный суррогат половой любви». |
Суть родительской любви. |
Н.А. Бердяев не рассматривает родительскую любовь, как любовь. |
«Любовь родительская - в особенности материнская - и по силе чувства, и по конкретности предмета приближается к любви половой, но она не может иметь равного с нею значения для человеческой индивидуальности». |
Суть мистической любви. |
Именно в мистической любви, «всегда разрывавшей границы утилитарно-родовой физиологии и экономики семьи, зачиналось таинство любви – творческое откровение самого человека». |
В любви мистической «предмет любви сводится в конце концов к абсолютному безразличию, поглощающему человеческую индивидуальность; здесь эгоизм упраздняется только в том весьма недостаточном смысле, в каком он упраздняется, когда человек впадает в состояние глубокого сна». |
Соотношение женской любви с мужской любовью. |
«Мужчина не склонен отдаваться исключительно и безраздельно радости любви или страданию от какого-нибудь несчастья, у него всегда еще есть его творчество, его дело, вся полнота его сил. В поле мужского сознания что-то выступает на первый план, другое отступает, но ничто не исчезает, не теряет своей силы. Женщина отдается исключительно и безраздельно радости любви или страданию от несчастья, она вся растворяется в этом одном, всю себя в это одно вкладывает». |
В.С. Соловьев не рассматривает соотношение
женской любви с мужской |
Личные обоснованные оценки:
Обобщая проделанную работу, следует отметить, что и В.С.Соловьёв, и Н.А.Бердяев склонны признавать в любви её созидательную сущность. Бердяев видит в любви творческий, созидающий иную жизнь акт, а Соловьёв – живую силу, овладевающую внутренним существом человека, способного к созиданию.
По Соловьёву, любовь спасает человека от эгоизма, а Бердяев добавляет к этому ещё и стремление усилить движение жизни, в чём и видит смысл любви.
Оба философа признают существование нескольких видов любви, уделяя особое внимание половой. По Бердяеву, любовь трагична, а по Соловьёву, лишь жертвенна. И в той и в другой оценке сквозит потеря для человека, но в то же время есть и обретение. Теряя индивидуальное во имя возлюбленного, человек обретает гораздо больше, ибо твоё, что ты отдал – в этом глубочайшее философское содержание любви.
Многие современные молодые люди склонны отождествлять любовь с сексом. И с этой точки зрения интересно толкование любви философами XIX–XX веков. Так В.С.Соловьёв, признавая половые отношения идеалом всякой другой любви, указывает на важнейший аспект, отсутствующий, выражаясь современным словцом, при сексе (физическом контакте), - ответственность. Просто коробит, когда в современных американских фильмах сталкиваешься с фразой «займёмся любовью». Любовью заняться нельзя – это чувство. Вот сексом можно. При настоящей любви безответственности не может быть. Полюбив, человек ставит своего избранника выше себя и готов отдать ему всё самое дорогое, лелея милое существо, оберегая его и отвечая за него. Философ заявляет: «Как Бог относится к своему творению, как Христос относится к своей Церкви, так муж должен относиться к жене».
Трудно согласиться с позицией Н.А Бердяева по вопросу формирования семьи. На мой взгляд, семья и рождается из естественной потребности двух любящих продлить себя в будущей жизни. А Н.А.Бердяев указывает на то, что семья рождается из необходимости, а не из свободы. Может быть, в XIX веке так и было (свобода – осознанная необходимость). Но сегодня, в XXI веке, человек более свободен и может создавать семью без опоры на традицию, даже порой идя вразрез с волей родителей. Семья, по мнению Н.А.Бердяева, религиозно, морально и социально оправдывает грешную, падшую половую жизнь деторождением и для деторождения возникает. И эту позицию XXI век тоже корректирует. Он снимает с половых отношений мужчины и женщины завесу ложной стыдливости. Эти отношения естественны! Но! Не следует забывать о крайности, от которой надо оберегать себя в этих отношениях – половой распущенности. То, что предназначено только для двоих, не может быть выставлено на всеобщее обозрение. Это тайна двух любящих сердец и впускать в неё никто никого не должен. В вопросе «разврата» в любовных отношениях следует, по-моему, согласиться с Н.А.Бердяевым и В.С.Соловьёвым.
Актуальным у философов является вопрос о неразделённой любви. Н.А.Бердяев более категоричен, нежели В.С.Соловьёв. Конечно, хочется согласиться с мнением Николая Александровича: не разделённой любви не может быть…. Но она есть. Что совпадает с точкой зрения Владимира Сергеевича Соловьёва.
Будучи религиозными людьми, Н.А.Бердяев и В.С.Соловьёв видели в истинной любви нераздельный луч одного идеального светила - всеединой сущности - Бога. Бог есть любовь. Без любви человек теряет Бога. Но он теряет, в первую очередь себя. Любовь – это счастье! Это радость! Ответственность! Это – жизнь!
Список использованной литературы:
1. Бердяев Н.А. Творчество и
любовь. Брак и семья. // Философия
творчества культуры и
2.Соловьев В.С. Смысл любви
[Электронный ресурс]: Золотая философия.
2000. URL: http://philosophy.allru.net/
3. Мочалов Е.В. Любовь в русской
философии всеединства [