Проблема научности философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:20, реферат

Описание работы

Философия— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Данное определение было взято с сайта Википидии, являющимся одной из самых больших электронных энциклопедий. Но, не смотря на, то что в выше представленном определении философии говорится, что это лишь дисциплина, а не наука, в статье «Наука» той же электронной энциклопедии философия относится к гуманитарным наукам.

Содержание работы

Введение 4
1 Проблема научности философии и философичности науки 5
1.1 Роль философии в развитии науки 5
1.2 Сходство и отличия философии от науки 7
Заключение 11
Анализ текста 12
Библиографический список 13

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 25.46 Кб (Скачать файл)

Введение 4

1 Проблема научности философии и философичности науки 5

1.1 Роль философии  в развитии науки  5

1.2 Сходство  и отличия философии от науки  7

Заключение  11

Анализ текста 12

Библиографический список 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия— дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Данное определение было взято с сайта Википидии, являющимся одной из самых больших электронных энциклопедий. Но, не смотря на, то что в выше представленном определении философии говорится, что это лишь дисциплина, а не наука, в статье «Наука» той же электронной энциклопедии философия относится к гуманитарным наукам.

Так почему же никто не может  точно ответить на вопрос что такое  философия, и является ли она наукой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Проблема научности философии  и философичности науки

1.1 Роль философии в развитии науки

В ранних человеческих обществах  познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль как бы руководства  определенными видами деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей  науки.

Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие  условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического  труда и наличие широких культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.

Соответствующие условия  раньше всего сложились в Древней  Греции, где философия рассматривалась как всеобъемлющая наука. Аристотель говорит о философии как о «госпоже наук».  Так как уровень теоретической зрелости отдельных наук был достаточно мал.

Затем науки стали выделяться из философии, но она оставалась органом, соединяющим результаты деятельности остальных наук, а также осуществляла прогнозирующие функции.

В XIX - XX вв. дискуссии по вопросу  о соотношении философии и  науки породили формулировки двух крайних позиций по этому вопросу.

С одной стороны, в силу развития науки, научный способ познания был объявлен господствующим  произошла абсолютизация стиля и общего метода точных наук. Наука была объявлена высшей культурной ценностью и социально-гуманитарная и мировоззренческая проблематика стали отрицаться как не имеющие познавательного значения. Зрелая наука считалась сама по себе философией - такая позиция носила название – сциентизм.

На другом полюсе трактовки соотношения философии и науки находится позиция антисциентизма. Антисциентисты говорят о принципиальной ограниченности науки в решении коренных человеческих проблем. Наука воспринимается как враждебная человеку сила, которой отказано в положительном влиянии на культуру.

Наличие таких абсолютно  противоположных мнений о соотношении  философии и науки говорит  об их тесной взаимосвязи и о безусловной  научности философии.

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, и при этом является не только деятельностью  по получению нового знания, но и  результатом этой деятельности. Цели науки - объяснение, описание и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов. Наука, таким образом, стремится к логическому, теоретическому, максимально обобщенному  знанию. Все вышесказанное можно  отнести и к философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Сходства и отличия философии от науки

Связь между философией и  конкретными науками имеет не только исторический аспект, обусловленный  тем, что все науки вычленялись  из философии. Эта связь определяется тем, что и науки, и философия  являются сферами рациональной и  доказательной духовной деятельности, ориентированными на достижение истины. Однако пути такого достижения истины неодинаковы, так как между наукой и философией имеется ряд серьезных  различий.

Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью и никогда не претендует на формулировку универсальных закономерности бытия. Так, физика открывает законы физической реальности; химия — химической, психология — психологической. При  этом законы физики опосредствованно связаны с психической жизнью, а законы психической жизни, в  свою очередь, не работают в сфере  физических взаимодействий. В этом смысле истина в науке всегда опредмечена, и ученый смотрит на мир как  бы сквозь призму предмета данной науки, отвлекаясь от присущих объекту других свойств. Математика не будут интересовать качественные характеристики объекта, а социологу будут безразличны  вес и рост людей как элементов  некоей социальной системы. Это огромное преимущество наук, позволяющее им бесконечно распространять методы своего познания вглубь данного предмета, но одновременно это и их слабость, не позволяющая выносить универсальные  суждения о бытии. Философия же, в  отличие от науки, выносит именно универсальные суждения и стремится  вскрыть метафизические законы всего  мирового целого.

Другое отличие науки  от философии заключается в том, что наука традиционно абстрагируется от проблемы ценностей и от вынесения  ценностных суждений. Она ищет истину — то, что есть в самих вещах, не желая обсуждать, хорошим или  плохим является то, что она находит. Иными словами, наука отвечает преимущественно  на вопросы «почему?», «как?» и  «откуда?», но предпочитает не задаваться метафизическими вопросами типа «зачем?» и «для чего?». Из философии, напротив, ценностная компонента знания неустранима. Претендуя на решение вечных проблем бытия, философия ориентирована не только на поиск истины как формы согласования мысли с бытием, но также на познание и утверждение ценностей как форм согласования бытия с человеческой мыслью. В самом деле, имея представления о добре, мы стараемся перестроить в соответствии с ними как свое собственное поведение, так и окружающие обстоятельства жизни. Зная, что в мире есть нечто прекрасное, и сформировав систему соответствующих идеальных представлений, мы творим в соответствии с ними прекрасное художественное произведение, изменяем в лучшую сторону социальную действительность или устраняем безобразные вещи. Таким образом, наука всегда оказывается неполна в описании бытия и лишь вместе с философией она дает наиболее общую картину мира.

Такая тесная взаимосвязь  и ряд общих задач порождают  два полюса (две крайности) отношения  философии к науке. С одной  стороны, философия пытается строить  универсальные картины мира без  опоры на данные науки, создавая «могучие»  натурфилософские системы, которые  часто на поверку оказываются  спекуляциями, оторванными от действительности. С другой — философия часто  идет вслед за конкретной наукой и  отказывается от обсуждения метафизической (прежде всего, ценностной) проблематики, сосредоточиваясь исключительно на обобщении фактов науки. Но, кроме этой взаимосвязи, есть еще и сущностное родство между наукой и философией. Философия, выступая как теоретическое сознание, сама стремится быть наукой и по многим параметрам отвечает общенаучным критериям, которые, конечно, требуют серьезных уточнений.

Философия, при всех оговорках, является познавательной деятельностью, какой бы специфичной она ни казалась, поэтому результатом такой деятельности, как и в науке, выступает некая  совокупность знаний. Более того, в  определенной степени философия  отвечает такому важному общему критерию научности, как принцип объективности. Принцип объективности формулируется в каждой науке и зависимости от ее предметной области. Но сама эта область может быть слишком узкой и описывать объективно лишь какую-то одну сторону предмета, объекта или явления.

В религии на первый план выходит момент ценности, веры, а  рациональность отходит на второй план. В науках, напротив, на первом плане  стоит рациональность, выраженная в  форме научности, а ценностные аспекты  являются вторичными. А вот в философии  как раз осуществляется наиболее сбалансированный вариант такого сочетания, причем ту или иную систему ценностей  философ пытается рационально обосновать (в отличие от верующего человека), а рациональные построения и доказательства — сознательно развивать, исходя из каких-то общих ценностных представлений (в отличие от ученого). Знаменитый тезис Сократа «я знаю только то, что ничего не знаю» носит не рационально-познавательный, а ценностно-регулятивный характер.

Поскольку философия, в отличие  от наук, исследует предельные характеристики бытия и знания, то она обосновывает саму себя и выступает онтологическим, гносеологическим и аксиологическим  основанием для всех других наук. Естественно, что, стремясь к полноте самообоснования, к достижению научности как цели, философия в принципе никогда  этой цели не достигает. Подобное достижение означало бы завершение философии как  бесконечного стремления к знанию и  истине.

Философия выступает как  метафизический тип знания, т.е. как  такая разновидность теоретического знания, которая исследует фундаментальные  основы бытия, принципы его познания и основополагающие ценности, которыми руководствуется человек и человечество в целом. В этом смысле философия  есть всегда учение о всеобщем, сфокусированном  на человека. Поэтому одна из целей философского знания (его антропологическая грань) — это выявление сущности и предназначения человека в мире.

 

Важнейшей характеристикой  философии как теоретического знания, направленного к науке, выступает  метод, с помощью которого она  реализует себя как форму теоретического познания. Проблема выделения общего для всех философских систем метода достаточно сложна.

        Существует огромное количество философских концепций, которые ориентируются на то, что философия является формой внерационального, а в некоторых случаях даже иррационального постижения бытия. Означает ли это, что мы не можем говорить о специфических принципах и приемах проведения исследования, которые характерны для философии в целом? Нам представляется, что в некотором смысле можно говорить об общефилософском методе, не вступая в противоречие с тем, что каждая конкретная философская система опирается на методы, присущие именно ей. Общим для всех философских систем выступает специфическое проблемное поле. Оно во многом и задает общие правила философской игры. С одной стороны, здесь можно реализовать самые различные подходы к решению философских проблем. С другой стороны, единые границы этого поля определяют и общую методологию.

Философия представляет собой  прежде всего систематическую и  критическую работу разума, размышляющего  над наиболее общими проблемами бытия. Такой тип размышления получил  в философской традиции название рефлексии. Отличие философской  рефлексии от иного рода рассуждений  связано с тем, что философ  исходит не из ограниченной предметной области, «границы» которой представителями  конкретных наук не ставятся под сомнение, а поднимает вопросы, затрагивающие  сущность самой духовной деятельности и всех возможных границ, которые  могут быть перед ней поставлены.

 

 

 

Заключение

Точное определение философии  является само по себе открытым философским  вопросом. Это связано с тем, что  и предмет изучения в философии  конкретно не определён — философия  изучает всё, в том числе и саму методологию познания.

Философия может помочь в  лучшей ориентации, как какой-либо конкретной науке, так и воспринимать окружающее в целом во всей его полноте  и сложности.

Так что нельзя отрицать научность философского знания. Но надо признать, что оно выходит  за рамки научного знания, и по сути своей является совершенно особой областью знания, стоящей как бы в центре среди других способов познания как  одна из наиболее обобщающих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ текста Н.А.Бердяева «о соотношении философии, религии, науки».

Фрагмент текста Николая  Александровича начинается с того, что автор предлагает читателю вспомнить  о становлении философии, напоминая  о том какие конфликты испытывала и продолжает испытывать философия с религией, а потом еще и с наукой, раскрывает причины данных конфликтов, которые по его мнению кроются в том что и у религии, и у науки есть конкурирующие с философией сферы, на которые религия с наукой претендуют.

Затем Автор противопоставляет  философию с наукой, отвергает даже понятие философии как науки заявляя, что «Философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования...».

После этого Бердяев притягивает  внимание своих читателей подробно изъясняя, что каждый человек, возможно даже не осознавая этого, в какой то мере философ, «Ибо каждый мыслит, говорит, употребляет понятия, категории или символы, мифы, совершает оценки».

Заканчивается повествование изъяснением читателю, почему философия является не социальной, а строго персональной, считая что у любого человека два пути: подстроиться под общество, тем самым социально себя защитить, приобретя философию какой либо социальной группы, либо мыслить по своему, оградив свое творческое мышление от окружающего его социального влияния, тем самым потерять социальную защищенность, подвергая себя возможному нападению социализированной религии и науки, но приобрести взамен подлинную, истинную философию.

Информация о работе Проблема научности философии