Проблема отношения человека и природы в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 17:16, реферат

Описание работы

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу - Вселенной.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…3
1. Природа как проявление бытия…………………………………..6
2. Проблема отношения человека и природы в философии………...10
3. Исторические формы отношения человека к природе.…………22
Заключение….………………………………………………………….28
Список использованных источников………………..……

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 59.24 Кб (Скачать файл)

     4. Этап начала техногенной цивилизации.

     Природные ресурсы не являются неисчерпаемыми. Техническая мощь человечества становится сравнимой с мощностью природных  планетных стихий (ветра, воды, природного теплового баланса). Люди не могут более бесконтрольно потреблять запасы природы.

     В ХХ столетии понятие о сфере взаимодействия природы и общества стало в  науке особенно актуальным.

     Антропосфера, техносфера, социосфера, ноосфера - последний термин делает упор на активную роль сознания и науки в целесообразно направляемом процессе взаимодействия природы и общества. Термин введен французским философом-идеалистом Э. Леруа и формально заимствован русским ученым В. И. Вернадским.

     Вернадский  понятие ноосферы насытил естественнонаучным содержанием.

     Под понятием ноосфера подразумевают особым образом организованную сознательной деятельностью человека сферу взаимодействия природы и общества, в которой люди сознательно и целесообразно, в соответствии с собственными потребностями и познанными законами природы направляют и контролируют ход природных процессов.

     Структура ноосферы сложна. В производственно-экономическом  плане могут быть выделены следующие  структурные элементы:

     1) люди.

     2) орудия труда, техника в широком  смысле слова.

     З) объект воздействия людей — природа (живая и неживая и организмы людей).

     В территориально-географическом плане  в ноосфере могут быть выделены следующие структурные элементы:

     1) экономические.

     2) оздоровительные.

     З) научные.

     Независимо  от критерия подхода к структуре  ноосферы главный элемент человек, взаимодействующий с многообразной  и дифференцированной природной средой, которую человек изменяет. Несмотря на то, что ноосфера получает первоначальное развитие в географической среде, она не ограничена рамками нашей планеты, а простирается и на космос.

     Необходимо  помнить, что ноосфера в целом  - особый структурный элемент космоса, выделяемый по социальному охвату природы.

     Подведем  некоторый итог сказанному. Обзор  и обобщение данных об эволюции взаимодействия природы и общества от становления  человека и до наших дней позволяет отчетливо сформулировать два главных закона:

     1.  неуклонное возрастание мощности, охвата и глубины воздействия общества на природную среду в ходе развития общества.

     2.  вытекающий из первого - закон расширения ноосферы.

     О взаимодействии биосферы и ноосферы необходимо сказать, что живое вещество – высший организующий элемент биосферы; общество – в ноосфере.6 

 

     

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Сегодня мы пока еще далеки от возможности  выносить категоричные суждения о путях создания оптимальных взаимоотношений человека с природой. Научная философия, обозначив методологические направления в решении этого вопроса, исходит из необходимости всестороннего познания всех факторов природного бытия и социального развития. Ее собственные методы в данной связи ограничены ее предметом.

     Конкретный  анализ природных процессов, становления  человека должен осуществляться всеми  естественными и общественными  науками. Их же результаты определяются соответствующими возможностями и  зависят как от методологической оснащенности, экспериментального и теоретического уровня исследований, наличия специалистов, материального обеспечения, так и от социального заказа, который стимулирует темпы научного поиска.

     Следует принять во внимание и объективные  трудности научного познания: не всегда результат, ожидаемый в практической сфере, может быть быстро получен  в науке. Вот почему приходится ограничиваться промежуточными неполными данными, предлагаемыми специалистами, исследующими связи человека и природы. Вот  почему во все предшествующие времена и в наши дни столь важную роль играет философский анализ этих вопросов.

     В концепциях прошлого обнаруживаются слабости и изъяны философии, представители которой, исходя из постоянства и неизменности человеческой природы, закрыли для себя возможность понять ее собственную историю, ибо истинное понимание предполагает признание изменчивости, а не постоянства человеческой природы. Для философии и поныне характерны две крайние концепции взаимоотношения человека и природы: с одной стороны, идея случайности человека в мире и, с другой - трактовка человека как цели развития природы.

     Природное существо - человек формировался по законам природы, многообразие которой предопределяет чувственную жизнь человека. Природа существует не только вне человека, но и в самом человеке: через него она ощущает, познает самое себя.

     Исторически развивающееся единство человека и  природы выражается в итоге в материальном производстве. И в этой сфере следует искать прежде всего ответ на те трудности, которые испытывает общество в своих взаимоотношениях с природой. Здесь желательно избежать двух крайностей: с одной стороны, возложить всю ответственность на человека, ограниченного в своих возможностях отрегулировать отношения с природой оптимальным образом; и, с другой, - предъявлять к природе необоснованные претензии и упреки в невозможности получить от нее все необходимое человечеству.

     Действительно, попытки поставить человека в  центр мироздания и тем самым  антропологический фактор возвести в примат исследования не новы.

     Но  при этом важно проблему взаимоотношения  человека и природы рассматривать  как естественную, то есть историческую. Следует во всей полноте учитывать  комплексный характер этой проблемы, который для ее решения требует  привлечения многих наук - естественных и общественных. Лишь комплексный, междисциплинарный научный подход к ней обеспечит эффективность исследований в этой области. Перед человечеством стоит множество жизненно важных вопросов: от необходимости избежать экологических последствий, возникающих вследствие несовершенства технологий, истребления ресурсов, до современного состояния биосферы, решения глобальных проблем. В настоящее время перед человечеством стоит очень сложная задача - обеспечить совместную эволюцию общества и природы, но для этого необходимо нравственное, ответственное отношение  к природе. Относясь таким образом к природе, человек относится ответственно к себе, к будущим поколениям. 

     Человек существует не сам по себе, а благодаря  природе, и должен обеспечить такую  организацию общественной жизни, при  которой возможно гармоничное развитие общества и природы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

       Социальная философия: Учебное  пособие для вузов / Под ред. профессора В.Н. Лавриненко. М.: ЮНИТ, 2003.

       Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 2004.

       Философия: Курс лекций: Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений / Под общей ред. В.Л. Калашникова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

       Философия: Учебник / Под ред. профессора В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2005. 
 


Информация о работе Проблема отношения человека и природы в философии