Проблема первоначала в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 18:12, контрольная работа

Описание работы

Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Созданная древними греками и древними римлянами цивилизация, просуществовавшая более 1200 лет (с VIII в. до н.э. вплоть до падения Западной Римской империи в V в. н.э.), была не только культурным центром своего времени, давшим миру выдающиеся образцы творчества во всех сферах человеческого духа. Она стала колыбелью двух близких нам современных цивилизаций: западной и византийско-православной - евразийской. А в одном отношении античная цивилизация является универсальной основой, пьедесталом всей последующей общечеловеческой культуры - в той мере, в какой она содержит дух рационализма, пронизана таким отношением к бытию, в котором преобладает убеждение, что мир (как природный, так и человеческий) состоит из вещей и процессов, взаимодействующих между собой и изменяющихся по естественным, не зависящим от воли, сознания и желаний человека закономерностям.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................................3
Глава 1. Проблема первоначала у представителей материализма в античности..........................................................................................................................4
Глава 2. Проблема первоначала у представителей идеализма в античности..........................................................................................................................8
Глава 3. Учение о первоначале в философии античных атомистов. Значение этого учения в истории развития философии и науки. ............................................................................................................................................12
Заключение.......................................................................................................................15
Список использованной литературы.............................................................................16

Файлы: 1 файл

Титульный лист контр.раб.т.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Пифагор (580 – 500 гг. до н.э.), известный не только, как философ, но и математик. Он считал, что все есть «число». Даже человеческое счастье достигается знанием чисел. Начало всего учил он, единица. Из единицы исходят другие числа; из чисел – точки; из точек – линии; из них – плоские фигуры; из плоских – объемные фигур, а из них чувственной восприятие тела. В философском учении Пифагора важно выделить три момента:

ответ на вопрос о первоначале всего сущего связывался не с материальной, а с идеальной субстанцией, с идеей числа: «все есть число».

идеалистическая философия Пифагора сочеталась с ясно выраженными религиозными представлениями.

идеалистические и религиозные идеи сочетались у Пифагора с антидемократическими, аристократическими установками. [4, c. 122]

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) как мыслитель объединил и систематизировал весь философский опыт Греции. В своих философских взглядах Аристотель стремился обобщить развитие материалистической и идеалистической мысли, и у него материализм часто брал верх над идеализмом. общий опыт предшествующего развития наук, Аристотель пытался построить единую систему наук, разработав для этого их классификацию. согласно Аристотелю, все науки занимаются исследованием бытия и делятся на теоретические и практические и творческие. [ 4,c. 134]

Объективное существование мира для Аристотеля несомненно. материальный мир для своего объединения не нуждается в вымышленным Платоном мира «идей». Для объяснения того, как и почему этот мир существует, Аристотель выделяет четыре причины:

формальная причина – сущность бытия, в силу которой вещи каждого определенного рода таковы, каковы они есть. Эти родовые сущности суть «формы»;

материальная причина – субстрат, т.е. то, из чего что-либо состоит как из материала;

движущая действующая причина, источник, начало движения;

целевая причина-то, ради чего что-либо осуществляется. [5, c. 70]

Хотя Аристотель и называл материю одной из причин бытия, однако в материи он видел только пассивное начало (рассматривал материю лишь как субстрат она бескачественна и неопределенна, лишена всех свойств). Всю активность Аристотель приписывал остальным трем причинам. [5,c . 73]

Глава 3.  Учения о первоначале в философии античных атомистов.  Значение этого учения в истории развития философии и науки.

Отличительной чертой античной философии является формирование нового способа духовного самовыражения. Четкие рациональные мотивировки античных философов выделяют их среди других древних мыслителей. Отличительной чертой первых школ античной философии является ее космоцентризм, направленность на осмысление "космоса", "природы". Даже человек, с его сознанием и душой, занимавший важное место в философских учениях античных мыслителей, рассматривался ими, прежде всего, как неотъемлемая часть природы. [ 2, c. 34]

Одним из влиятельных учений этого времени был атомистический материализм. Его виднейшим представителем стал Демокрит. Известно до 70 его работ, охватывающих практически все области знания этого того времени – философию, математику, астрономию, политику и этику. Продолжая традицию поисков первоначала всего сущего, Демокрит ввел представление о том, что мир состоит из бытия и небытия. Небытие – это пустота, а бытие – это атомы. Атомы – неделимые, не разрезаемые «на части» мельчайшие частицы, их нельзя воспринять нашими чувствами, но можно представить умозрительно. Атомы различаются по форме и положению. Их важнейшим свойством является постоянной движение. благодаря движению атомов в пустоте, их разъединению и соединению возникают, развиваются и гибнут все вещи и даже миры, рождается и все сложное: вода, огонь, воздух, земля. Из атомов состоит человеческая душа. Их специфика в том, что атомы особого рода – очень мелкие и подвижные. Атомы, образующие душу, рождаются вместе с человеческим телом и умирают вместе с ним, рассеиваясь в пустоте.  Человек отличается от животных лишь особым соотношением атомов души и тела. [2, c. 56]

Даже боги согласно Демокриту, не являются исключением: они также состоят из атомов, но из особо прочных, однако не настолько, чтобы делать богов бессмертными.

Своеобразное учение Демокрита об умопостигаемых атомах как основе мира привело его к идее о существований, форм человеческого познания – чувственного и рассудочного. Причем предпочтение он отдавал истинному, рассудочному познанию. [2, c. 58]

Таким образом Демокрит впервые в истории античной философии разработал учение о познании, двух его основных формах. [2,c 58]

Вместе с тем в философии Демокрита проявились и некоторые слабые стороны представляемого им материалистического направления. Наиболее серьезным недостатком был упрощенный, чисто количественный, механический подход к пониманию устройства мира. [2, c 59]

Многие считали Демокрита лучшим из философов живших до Сократа. Для этого действительно были основания:

  • именно Демокрит успешнее других античных философов в своих произведениях решил вопрос о первооснове мира.
  • он узнал на какое важнейшее универсальное свойство мира, как движение, изменение, развитие, связывая это свойство с атомами.
  • он обнаружил стремление к атеизму, обосновывая мысль о смертности богов, которые, как и люди, состоят из атомов. [5, c. 45]

Философские учения Демокрита сыграли свою положительную роль в истории античной философии, укрепилось качественно новое направление – философский идеализм. [5, c. 89]

Философское учение об атомообразном строении мира и атоме, как предельной, далее неделимой элементарной частице продержалось вплоть до конца 19 века атом считался дискретной и неизменной сущности материи, «первичных кирпичиков» мировоздания. И только открытие в 1897г. Джозефом Томсоном электрона показало сложную структуру самого атома. Поэтому современная философия признает многообразие молекул, атомов, элементарных частиц, и других микрообъектов в структуре материи (основы всего живого), их неисчерпаемую сложность, способность к превращениям из одних форм в другие. В существовании различных дискретных микрообъектов с уменьшением пространственных масштабов, что качественно меняет формы структурной организации материи, ее свойства, связи между элементами в микросистемах, законы движения. И материя теперь считается не только дискретной, но и также непрерывной. [1,c. 32]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Философия есть вид науки, а также вид идеологии, род художественного знания (искусства), а также род трансцендирующего знания с его медитацией и верой, наконец, философия есть и разновидность обыденного знания с его здравым смыслом и мудростью. Все эти аспекты философского знания взаимосвязаны между собой в философии как форме общественного сознания и духовной культуры. Однако в конкретных системах они во взаимосвязанном виде редко когда представлены; чаще всего в них превалирует то идеологическая, то научная, то художественная или какая - либо иная сторона.

Античная философия — философия античности, подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (конец VII в. до н. Э —VI в. н. э.), от раннеклассической философии до 529 г., когда указом императора Юстиниана была закрыта последняя философская школа в Афинах. Традиционно первым античным философом считается Фалес, а последним — Боэций. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.


  Философия с момента ее зарождения не только претендовала на роль наставницы жизни, но и стремилась к научной строгости, хотя практически никогда этого не добивалась. Как отмечал И. Кант, можно учить философствовать, но не философии, ибо философия не имеет фундамента в виде эмпирической базы. Она есть воздушный замок, живущий лишь до следующего философа. 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. В.П. Ратникова. 3-е изд. – М.: Культура  и спорт, Юнити-ДАНА, 2004. – 584 с.

2. Основы философии: Учебное пособие / Под ред. Попова Е.В., М.: Владос, 1997.


3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.

4 . Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд. – М.: Политиздат, 1999. – 690 с.

5. Философия: Учеб. пособие: 3-е изд., испр. И доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998 – 343 с.

 

 



Информация о работе Проблема первоначала в античной философии