Проблема подсознания. Философия Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 07:02, реферат

Описание работы

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856г. в г. Фрейберг в Австро-Венгрии (ныне Пришбор, Чехия). В 1860г. семья переехала в Вену, где Фрейд прожил почти 80 лет. В 17 закончил с отличием гимназию. Под влиянием Гете и Дарвина Фрейд FREUD S. (1856--1939) выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 году. В эти годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимания к сексуальным и физиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека.

Файлы: 1 файл

88323.rtf

— 85.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Проблема подсознания. Философия

Зигмунда Фрейда»

 

 

Студента 251 группы

Сонина Евгения

ОмГМА

Кафедре Психологии и Педагогики

 

 

 

 

 

 

Биография Фрейда

 

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856г. в г. Фрейберг в Австро-Венгрии (ныне Пришбор, Чехия). В 1860г. семья переехала в Вену, где Фрейд прожил почти 80 лет. В 17 закончил с отличием гимназию. Под влиянием Гете и Дарвина Фрейд FREUD S. (1856--1939) выбрал медицинский факультет Венского университета, на который и поступил в 1873 году. В эти годы он работал в физиологической лаборатории доктора Э. Брюке. Эта работа во многом определила будущую уверенность Фрейда в роли биологических основ психики, его внимания к сексуальным и физиологическим параметрам, определяющим бессознательные мотивы человека.

Получив в 26 лет докторскую степень, Фрейд вследствие материальных затруднений вынужден был заняться частной практикой. Вначале он работает хирургом, однако прослушав курс по психиатрии, он заинтересовывается этой областью, прежде всего связью между психическими симптомами и физическими болезнями. К 1885 году он добивается престижного положения лектора в Венском университете. При помощи Брюке Фрейд получил стипендию для поездки в Париж в клинику Шарко. Эта стажировка не только доказала Фрейду роль гипноза в лечении истерии, но и приоткрыла впервые завесу над бессознательным, продемонстрировав в сеансах гипноза роль неосознанных мотивов в поступках человека. По возвращении в Вену он совместно с известным психиатром Брейером начинает исследовать динамику истерии, опубликовав несколько работ на эту тему. Однако постепенно он отходит от Брейера, который настороженно отнесся к предположениям Фрейда о связи неврозов с сексуальными отклонениями. Также настороженно Брейер отнесся и к новому, предложенному Фрейдом вместо гипноза методу лечения истерии -- психоанализу, хотя и соглашался с тем, что гипноз неэффективен.

Впоследствии, анализируя свой научный путь, Фрейд писал, что он боялся принять ответственность за сделанное им открытие и старался разделить его с другими, боялся и самого этого открытия, той ответственности, которая с ним связана. Фрейд считал, что в своих отношениях с Брюке, Шарко и, особенно, с Брейером он трансформировал свои отношения с отцом. Стремление заменить реального отца учителем вызвало и двойное отношение Фрейда к учителям -- с одной стороны восхищенное поклонение, а с другой -- желание найти свой собственный путь в науке, превзойти своих учителей. Так постепенно вырисовываются контуры концепции Фрейда об Эдиповом комплексе, которые затем займут важное место в его теории личности.

 

История развития понятия бессознательного

 

Вплоть до нового времени господствующей оставалась общая идея о бессознательном, которая восходит к учению Платона о познании-воспоминании. После постановки Р. Декартом проблемы сознания она получила иной характер. Согласно идеям Декарта, за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга, а источником этого послужили его утверждения тождества психического и сознательного. Бессознательное, как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений сформулировал Г. Лейбниц, который впервые четко создал концепцию бессознательного. Д. Гартли предпринял первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного. Именно он впервые связал с деятельностью нервной системы бессознательное. Вопрос о чувственном познании, проблема интуиции связывается И. Квантом с бессознательным. У поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, которые развивали противовес рационализму Просвещения своего рода культу бессознательного, как глубинного источника творчества, обрело иной характер. А. Шопенгауэр выдвинул иррационалистическое учение о бессознательном. Продолжателем А. Шопенгауэра выступил Э.Гартман, который возвел бессознательное в ранг универсального принципа, причины мирового процесса и основы бытия. Линия психологического изучения бессознательного началась в 19 веке. Гербарт вводит динамическую характеристику бессознательного. Она состоит в том, что идеи могут вступать в конфликт между собой, причем более слабые идеи вытесняются более сильными из сознания, но при этом они, не теряя своих динамических свойств, продолжают воздействовать на него. Работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное, дали новый стимул для его изучения. Вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом позволили исследования, особенно те, которые проводились французской психиатрической школой.

Зигмунд Фрейд впервые провел экспериментальную разработку понятия бессознательного. Согласно результатам его разработки многие действия, которые человек делает, не отдавая себе отчета, не могут быть объяснены за счет действия влечений и имеют осмысленный характер. Также Зигмунд Фрейд рассмотрел как в творчестве, невротических симптомах и сновидениях проявляется та или иная мотивация.

Влечения и желания субъекта служат главным регулятором человеческого поведения. Так как он был лечащим врачом, то столкнулся с тем, что серьезно отягощать жизнь и становиться причиной нервно-психических заболеваний могут неосознанные переживания и мотивы. На поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между потаенными, бессознательными, слепыми побуждениями и тем, что говорит их сознание, он направил свои силы. Таким образом, возник психоанализ, который можно назвать фрейдовским исцелением души.

 

 

Зигмунд Фрейд и его классическая дуалистическая теория влечения

 

На протяжении всей своей творческой жизни Зигмунд Фрейд занимался разработкой теории влечений. В ряде работ Фрейда можно проследить развитие его взглядов по данной проблеме. Название первой и второй дуалистической теории влечений было получено гораздо позднее. Только во второй дуальной теории влечение к смерти было сформулировано и включено в систему.

В работе «Влечения и их судьбы», которая была написана в 1915 году, первая дуалистическая теория влечений получила законченную формулировку. Половое влечение, направленное на сохранение вида противопоставлялось инстинкту самосохранения, который направлен на сохранение индивида. Ряд противоречий, обусловленный данным противопоставлением влечений, возник в дальнейшем при исследовании проблем агрессивности, мазохизма и нарциссизма. Пересмотр своих взглядов Фрейд начал после 1920 года, когда его интерес к теме смерти возрос, как и неудовлетворенность первой дуалистической теорией.

В психоаналитической среде тема деструктивности и влечения к смерти поднималась и обсуждалась неоднократно. Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Сабина Шпильрейн, Вильгельм Штекель были предтечами концепции влечения к смерти Зигмунда Фрейда. Однако то, что Фрейд сумел объединить эти разрозненные взгляды в одну связную теорию является его заслугой. В работе «По ту сторону принципа удовольствия», которая была написана в 1920 году, были сформулированы основные положения второй дуалистической теории. Влечение жизни, которое включало инстинкты самосохранения и сексуальные инстинкты, противопоставлялось влечению к смерти. Зигмунд Фрейд писал, если мы сможем принять как не допускающий исключения факт, что вследствие внутренних причин все живущее умирает, возвращаясь к неорганическому, то можно сделать вывод, что основной целью любой жизни является смерть, и наоборот - живое было позже, чем неживое.

 

Теория личности Фрейда

 

Пример психодинамического подхода к изучению поведения человека представляет собой психоаналитическая теория Фрейда. Она считает поведение личности зависимым от внутренних психологических конфликтов и полностью детерминированным. Человек в данной теории рассматривается как целое.

Если рассматривать анализ теории, то можно сделать вывод, что Зигмунд Фрейд был привержен к идее неизменяемости больше, чем другие психологи. По его мнению, именно из опыта раннего детства формируется личность взрослого, а изменения, которые происходят в поведении взрослого человека, не затрагивают изменения структуры личности и являются неглубинными. Поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, которое возникает при воздействии внешнего раздражителя на организм, предположил Фрейд, считая при этом, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным и субъективным. Согласно Фрейду, мотивация человека основана на гомеостазе. По его мнению, возможность исследовать человека полностью с помощью науки существует, потому что его поведение полностью детерминировано.

Основой для психотерапии, которая успешно применяется в наше время, послужила теория личности Зигмунда Фрейда. Можно сказать, что в виде системы взглядов на явления морали, общественной жизни, искусства, науки, культуры, религии и природы человеческой психики, психоанализ распространился во многие страны. Теория бессознательного и полового влечения лежит в основе этих взглядов. В обмолвках, описках, оговорках, сновидениях и затериваниях проявляется неосознаваемое в психике и поведении человека. Существование извечной тайной войны между скрытым в глубинах индивида неосознаваемым и необходимостью выжить во враждебной ему социальной среде является центральным положением психоанализа.

Экспериментальной проверке, с сомнительным результатом, еще в 30-40 годы подверглись многие понятия психоаналитической теории личности. Ряд наиболее важных исследований был проведен в последние годы. На основе анализа около 2000 случаев из психологии и психиатрии, антропологии и других дисциплин проверялась научная достоверность выводов полученных Зигмундом Фрейдом. По итогам исследования стало известно, что испытания средствами науки выдержала такая часть базовых понятий психоанализа как Ид, Эго, Суперэго, либидо, тревога и стремление к смерти. Что же касается другой части понятий, то они были признаны научно несостоятельными.

 

 

Заключение

 

Культурологическое понимание учения Фрейда связано прежде всего с выявлением последовательности перехода ученого от узко научного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире - теории и истории всей человеческой культуры.

Фрейд - атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как «коллективный невроз навязчивости», как «массовую иллюзию». Религия - спасительное средство от индивидуальных форм невротизации.

Помимо обращения к мировым культурным вершинам, Фрейд не обходит вниманием и низовые сферы культуры (например, опыт создания различных сонников), и факты, связанные с обыденным сознанием.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное признание, а многие его положения на сегодняшний день кажутся принадлежащими скорее истории, чем современной психологической науке, невозможно не признать, что его идеи повлияли на развитие мировой культуры, не только психологии, но и искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл целый мир, который лежит за пределами нашего сознания и в этом его огромная заслуга перед человечеством.

Без преувеличения можно сказать, что австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд является одним из тех ученых, кто во многом повлиял на все дальнейшее развитие современной психологии, а может быть и направил ее по определенному пути развития.


Информация о работе Проблема подсознания. Философия Зигмунда Фрейда