Проблема правового нигилизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 21:11, реферат

Описание работы

До последнего времени проблема правового нигилизма в научном плане в полной мере не исследовалась. Однако потребность в ее всестороннем изучении давно назрела, так как этот социально-юридический феномен слишком широко распространился и глубоко укоренился в обыденном сознании преобладающего большинства людей, в политике, законотворчестве, государственной и общественной деятельности. И сегодня необходимо иметь четкое представление о сути этой аномалии, ее деструктивной роли, причинах, формах проявления, путях и методах устранения.

Файлы: 1 файл

Философия Реферат.doc

— 50.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кафедра философии

 

Предмет: Философия права

 

 

 

 Тема: «Проблема правового нигилизма»

 

 

 

 

 

                                                    Выполнил: студент 302 группы

                                                                 

 

                  

Проверила: доктор философских наук,

профессор

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             , 2011

 

 

 

  1. Проблематизация

 

  До последнего времени проблема правового нигилизма в научном плане в полной мере не исследовалась. Однако потребность в ее всестороннем изучении давно назрела, так как этот социально-юридический феномен слишком широко распространился и глубоко укоренился в обыденном сознании преобладающего большинства людей, в политике, законотворчестве, государственной и общественной деятельности. И сегодня необходимо иметь четкое представление о сути этой аномалии, ее деструктивной роли, причинах, формах проявления, путях и методах устранения.  
В российской науке существуют различные подходы к правовому нигилизму. Большинство авторов считают, что правовой нигилизм всегда был присущ российской общественной традиции. «Не я виноват, - писал В.О. Ключевский, - что в русской истории мало обращаю внимания на право: меня приучила к тому русская жизнь, не признававшая никакого права». Не случайно поэтому и В. Даль определял свободу через волю и распространял это понятие на гораздо более широкий круг явлений, чем допускает западная традиция, вплоть до «полного, необузданного произвола или самовольства».  
Однако существуют и другие точки зрения. Так, например, Н.Н. Алексеев, писал: «Глубоко неверно думать, что русский народ просто жил в сплошном духовном мраке или в погруженности в чисто материальные интересы. Нет, русский народ во многих отношениях жил собственной духовной жизнью, по-своему верил в Бога, имел собственную устную поэзию, даже свою собственную писаную литературу, свои собственные нравственные представления, даже свое обычное право».  
Россия в XX в. прошла через сложную правовую эволюцию, испытав все последствия господства правового нигилизма.

История человечества показывает, что тяготение к правопорядку не возникает по желанию людей или по распоряжению государства. Потребность в праве стимулируется самим ходом общественной жизни, когда без права уже не обойтись, когда фигура юриста в социальной структуре общества становится необходимой.

В силу низкого уровня правосознания основной массы людей государственный правовой нигилизм явился мощнейшим катализатором для развития правового нигилизма во всем обществе.  
Расширение свободы слова и права на достоверную информацию о состоянии дел в стране повысили уровень информированности населения о произволе и беззаконии в разных сферах жизнедеятельности и на разных уровнях иерархии.

Возросшая свобода, столь необходимая для осуществления рыночных реформ и других социальных преобразований, в современных условиях в силу ряда причин все более «перетекает» из правового социального пространства в неправовое. Основные системообразующие институты общества - экономика, политика и право, - подверглись преобразованиям в неодинаковой степени и неодновременно. И сегодня в самом удручающем положении находится, пожалуй, именно право.   
В науке теории государства и права давно обосновано разграничение права и закона, однако подходы к анализу правового нигилизма по существу остаются в рамках позитивизма. Отождествление отрицания права с отрицанием закона в условиях существующего плюрализма правопониманий свидетельствует об одностороннем взгляде на проблему правового нигилизма и не дает ответа на вопрос о том, что отрицается при правовом нигилизме.  
В практической плоскости интересен тот факт, что в действующем российском законодательстве имеется более шестидесяти нормативных актов, от федеральных до муниципальных, в которых упоминается термин «правовой нигилизм», при этом остается неясным, что законодатель имеет ввиду под этими словами.  
Чтобы понять значение правового нигилизма, определить его место среди других правовых явлений, следует разобраться, что представляет собой правовой нигилизм. Для этого необходимо сформулировать определение понятия нигилизма как родового понятия, а затем определить производное понятие правового нигилизма.  
Впервые нигилизм возникает как отрицание религии, отрицание Бога. Термин нигилизм ввел блаженный Августин для обозначения людей неверующих; в средние века словом nihilista называли ложно верующих или еретиков. Позже мы можем найти латинское nihil («ничто») как своеобразное средство перехода от рассудочной метафизики к философии веры и чувства у немецкого философа Ф. Якоби. В открытом письме к И.Г. Фихте он пишет: «Поверьте, мой дорогой Фихте, меня нисколько не расстроит, если вы или кто бы то ни было назовете химеризмом учение, противопоставленное мною идеализму, который я уличаю в нигилизме...».  
Наиболее полное выражение определение нигилизма получило в трудах Ф.Ницше - родоначальника философской теории нигилизма. Он впервые дал определение понятию нигилизм. «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность... нет цели, нет ответа на вопрос «зачем?»» .  
Другие философы также уделяли внимание изучению нигилизма. Так, О. Шпенглер в своем труде «Закат Европы» утверждал: «Нигилизм есть чисто практическое миронастроение жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и ничего впереди». М. Хайдеггер определил нигилизм как «историческое движение, а не какое-то кем-то представленное учение или воззрение. М. Хайдеггер согласен с Ф. Ницше, что нигилизм - внутренняя логика европейской истории, это следствие раскола мира на «сущее» и «ценное», отделение реальности от ее смысла. Сходных представлений придерживались и отечественные философы. Например, С.Франк полагал что нигилизм - это отрицание или непризнание абсолютных (объективных)ценностей. 

 

  1. Методология

 

                                              Государство или организованная аморальность… внутри

                                                         себя: как полиция, уголовное право, сословия, торговля, семья;

                                                         вовне себя: как воля к могуществу, к войне, к захватам, к мести.

                                                                                                          Ф.Ницше «Воля к власти» стр.394

                                                                У всех вас не хватит духу убить человека, или хотя бы

                                                        исхлестать бичом, или — да что угодно… но в государстве не-

                                                        имоверное безумие подминает под себя отдельного человека

                                                        и вынуждает его отвергать свою ответственность за то,

                                                        что он делает (долг послушания, присяга и т.д.).

                                                                             Ф.Ницше «Воля к власти»

 

 

Заслуживает внимания авторский  очерк об “европейском нигилизме” в его соотношении с философией Ф.Ницше как основоположника своеобразно  трактовавшегося им нигилизма. Суть его в том, что все ценности, которые до сих пор почитались высшими, утратили свою значимость. Раскрывая многоаспектность ницшевского нигилизма, подчеркивается отрицание мыслителем, во-первых, всех предшествующих “непреложных” в европейской культуре истин и прежде всего исторического христианства, морали, веры в прогресс, преобразовательные возможности разума, либеральных и демократических идеалов просветителей, а, во-вторых, негативных, по оценке философа, результатов господства этих идей и идеалов в современной ему культуре как упадочной, “испорченной”, искусственной. Декаданс означает у Ницше такое ниспровержение былых ценностей, которое поражает болезнью всю цивилизацию. Но это не неизлечимая болезнь: осознание абсурдности и ничтожности старых идеалов позволит, надеется Ницше, создать новые, обладающие “здоровым началом” идеалы, ценности и законы.

 В сфере политики  нигилизм Ф.Ницше – это в  первую очередь отрицание современного  ему государства как враждебного  культуре. Не государства как  такового, например, в духе политического  анархизма, а именно в его  соотношении с культурой. Учению Ницше присущ правовой нигилизм. Ф.А.Крахоткин высказывает любопытное и, судя по всему, обоснованное предположение, что неприятие Ницше закона как “фикции”, “искусственного образования”, антипода “жизненных” начал культуры подкреплялось в некоторых аспектах идеями германской исторической школы права. Скорее всего, философ был знаком с произведениями представителей этой школы (Ф.К. фон Савиньи – 1770–1861 гг., Г.Ф.Пухты – 1798–1846 гг.). Во всяком случае, исходя, по-видимому, из идей исторической школы права, Ницше, в частности, подчеркивал “произвольность” современного ему германского права на том основании, что оно не соответствует “традиционному правовому чувству”.

 

 

 

 

  1. Анализ концепции.

 

  Ф.Ницше – апологет аристократии, “знати”, но не по рождению, а вырастающей из различных слоев общества, осознающей прежде всего свой высокий долг в воспитании готового к “царственным” делам “сверхчеловека”. Он – сторонник новой философской элиты, прозревавшейся еще высоко почитаемым им “королем философов” – Платоном. Эта доминирующая каста – каста “божественных избранников” (масштаба Ликурга), “олимпийцев”, “гениев”, созидательница новой, аристократической культуры, не занимается повседневным трудом, а потому нуждается в существовании рабства – “касты принудительного труда”. Отвергая просветительскую теорию общественного договора, мыслитель полагает, что между “правящими” и “рабами” невозможен никакой договор, а предназначение государства – охрана и поддержание отношений властвования и рабского подчинения.

 Характеризуя правопонимание  Ф.Ницше, Ф.А.Крахоткин присоединяется  к его интерпретации как “волюнтаристского”. В основе права – воля, оно  (как и государство) производно  от “воли к власти”, одаренности  ею тех или иных “привилегированных”  индивидов. Иными словами, само право есть привилегия. Для автора нет сомнений в том, что правовая концепция философа – антипод классического естественного права с его идеями свободы и равенства. Ницше – апологет неравенства прав “сильных” и “слабых” (не “господ” и “рабов” в социально-политическом плане). Дело в том, что “слабые”, даже если их рабские души задрапированы в королевские мантии, просто не “заслужили” своих прав, т.е. не преодолели самих себя, не обрели правового чувства, соответствующего ценностям новой, аристократической культуры.

 Шопенгауэр выдвинул положения о "теоретическом эгоизме", развенчал "обыкновенного человека", противопоставив ему "гения" (творца искусства, высшим видом которого является музыка), о бессмысленности и страдательности жизни, о дихотомии "утверждения воли к жизни" и "отрицания воли к жизни". Эти положения были усвоены, но фундаментально ("с ног на голову") трансформированы Ницше. Осторожному, завуалированному буддийской символикой атеизму Шопенгауэра Ницше противопоставил лобовое ("титаническое") антихристианство. Шопенгауэр одним из первых забил тревогу по поводу грядущего обесчеловечения мира. Попытку предшественника дать бой "общему нигилистическому обесценению жизни" Ницше в книге "Сумерки идолов" охарактеризовал "как величайшую психологическую фабрикацию фальшивых монет, какая только есть в истории, за исключением христианства".

 Стержнем ницшевского нигилизма является поразившее сначала европейских интеллектуалов, а позднее клишированно укоренившееся в обывательском сознании утверждение "Бог умер!". Впервые эта грозная формула, красной нитью прошившая зрелые произведения мыслителя, прозвучала в книге "Веселая наука". Итак, философ возвестил: "Бог умер! Бог умер навсегда! И убили его мы! Как найти нам утешение, нам - убийцам из убийц! То самое светлое, самое могущественное, что было в мире, истекло кровью под нашими ножами – кто смоет эту кровь с наших рук? ... Не слишком ли велика для нас ноша этого великого деяния? Быть может, мы сами должны обратиться в богов, дабы оказаться достойным содеянного?".

 

 

  1. Список литературы

 

 

Ф.Ницше «Воля к  власти»

Ф.Ницше «Веселая наука»

Работа А.А.Лаврова

Ф.А.Крахоткин «Философские основы политического учения Ф.Ницше»


Информация о работе Проблема правового нигилизма