Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 13:31, контрольная работа
Жизнь — одно из сложнейших явлений природы. Со времен глубокой древности она казалась людям таинственной и непознаваемой. Приверженцы религиозных идеалистических взглядов считали жизнь духовным, нематериальным началом, возникшим в результате божественного творения. В средние века жизнь связывалась с присутствием в организмах некоей “жизненной силы”, недоступной для познания средствами науки и практики.
Введение 3
Теории происхождения жизни 4
1. Античные толкования проблемы. 4
2. Креационизм. 6
3. Теория самозарождения. 8
4. Абиогенез. 10
5. Теория панспермии 21
6. Концепция стационарного состояния. 23
7. Новейшие теории происхождения жизни. 24
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Оглавление
Введение 3
Теории происхождения жизни 4
1. Античные толкования проблемы. 4
2. Креационизм. 6
3. Теория самозарождения. 8
4. Абиогенез. 10
5. Теория панспермии 21
6. Концепция стационарного состояния. 23
7. Новейшие теории происхождения жизни. 24
Заключение 30
Список используемой литературы 31
Жизнь — одно из сложнейших явлений природы. Со времен глубокой древности она казалась людям таинственной и непознаваемой. Приверженцы религиозных идеалистических взглядов считали жизнь духовным, нематериальным началом, возникшим в результате божественного творения. В средние века жизнь связывалась с присутствием в организмах некоей “жизненной силы”, недоступной для познания средствами науки и практики.
Одна из основных загадок человечества – проблема происхождения жизни на Земле, без её разрешения остаётся недоступной пониманию и самая сущность жизни. Как бы глубоко и полно мы ни познавали вещество, структуры и процессы, лежащие в основе организации современных живых тел, мы никогда, исходя только из этого, не сможем ответить на вопрос, почему эта организация является именно такой, какая она есть, почему строение всех составляющих организм частей так совершенно приспособлено к выполняемым ими функциям, а весь организм, как единое целое, приспособлен к существованию в данных условиях внешней среды. Изучение истории этой проблемы показывает, как в течение многих тысячелетий человеческая мысль шла к её разрешению извилистыми, а иногда и неверными путями.
На сегодняшний день в мире существует огромное количество теорий происхождения жизни, некоторые из них больше соответствуют правде, некоторые – меньше, но в каждой из них есть доля истины. Тем не менее, эта величайшая загадка человечества еще не решена, до сих пор появляются новые теории, идут споры об их правильности, но мы все еще точно не знаем, насколько близки к истине. Пожалуй, это основная причина выбора мной именно этой темы реферата: самая таинственная и величайшая загадка человечества – загадка происхождения жизни все еще не решена, и каждому хочется найти на нее ответ.
Уже античные
натурфилософы обращали свои взоры
на органический мир и строили
первые умозрительные схемы, объяснявшие
его происхождение и развитие.
На основе таких умозрительных
Первый,
религиозно-идеалистический, исходил
из того, что возникновение жизни
не могло осуществиться
Наряду
с таким идеалистическим
Еще более
обстоятельная теория происхождения
живого была создана Эмпедоклом, с
именем которого связывают первую догадку
о том, что существуют ископаемые
остатки вымерших организмов. Биологические
воззрения Эмпедокла были тесно
связаны с его философией. Он исходил
из существования четырех
Возникновение
живых существ Эмпедокл представлял
себе так. Жизнь началась на нашей
планете еще до того, как народилось
Солнце. В ту дальнюю, досолнечную
пору землю непрерывно орошали обильные
дожди. Поверхность Земли превратилась
в тинообразную массу. Из недр Земли,
которая содержит внутренний огонь,
наружу периодически прорывался огонь,
который поднимал вверх комья
тины, принимавшей различную форму.
В этом взаимодействии земли, воды,
воздуха и огня создавались сначала
растения — предшественники и
предтечи подлинных живых существ.
А со временем стали появляться и
сами эти животные формы. Но это были
причудливые существа. По сути, это
были даже не животные существа, которые
мы знаем, а лишь их отдельные обрывки,
части, органы. Эмпедокл рисует прямо-таки
сюрреалистическую картину
Но влекомые
силой Любви, все эти органы, беспорядочно
носясь в пространстве, как попало
соединяясь друг с другом, образовывали
самые различные уродливые
При всей
примитивности этой картины, нельзя
не отметить в ней рациональных представлений,
гениально предвосхищавших
Тем не менее, на сегодняшний день существуют несколько гипотез, по-разному объясняющих появление жизни на Земле:
Согласно теории креационизма, жизнь возникла в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом; ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений. В 1650 году архиепископ Ашер из г. Арма (Ирландия) вычислил, что Бог сотворил мир в октябре 4004 г. до н. э. и закончил свой труд 23 октября в 9 часов утра, создав человека. Ашер получил эту дату, сложив возраст всех людей, упоминающихся в библейской генеалогии, от Адама до Христа. С точки зрения арифметики, это разумно, однако при этом получается, что Адам жил в то время, когда, как показывают археологические находки, на Ближнем Востоке существовала хорошо развитая городская цивилизация.
Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в Книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Хотя все христиане признают, что Библия – это завет Господа людям, по вопросу о длине «дня», упоминающегося в Книге бытия, существуют разногласия. Некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за шесть дней продолжительностью по 24 часа. Они отвергают любые другие точки зрения и целиком полагаются на вдохновение, созерцание и божественное откровение. Другие христиане не относятся к Библии как к научной книге и считают, что в Книге бытия изложено в понятной для людей всех времен форме теологическое откровение о сотворении всех живых существ всемогущим Творцом. Для них описание сотворения живых существ относится к ответу скорее на вопрос «почему», а не «каким образом». Если наука в поисках истины широко использует наблюдения и эксперимент, то богословие постигает истину через божественное откровение и веру.
Вера признает вещи, которым нет доказательств в научном смысле слова. Это означает, что логически не может быть противоречия между научным и богословским объяснением сотворения мира, так как эти две сферы мышления взаимно исключают одна другую. Для ученого научная истина всегда содержит элемент гипотезы, предварительности, но для верующего теологическая истина абсолютна.
Процесс
божественного сотворения мира
мыслится как имевший место
лишь единожды и поэтому
Сторонники теории самозарождения (витализма) утверждали, что возможно самозарождение живых организмов. Эта теория была распространена в Древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), которого часто провозглашают основателем биологии, придерживался теории спонтанного зарождения жизни. На основе собственных наблюдений он развивал эту теорию дальше, связываю все организмы в непрерывный ряд – «лестницу природы».
«Ибо
природа совершает переход от
безжизненных объектов к животным с
такой плавной
Этим утверждением Аристотель укрепил более ранние высказывания Эмпедокла об органической эволюции. Согласно гипотезе Аристотеля о спонтанном зарождении, определенные «частицы» вещества содержат некое «активное начало», которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также в солнечном свете, тине и гниющем мясе.
«Таковы факты – живое может возникать не только путем спаривания животных, но и разложением почвы. Так же обстоит дело и у растений: некоторые развиваются из семян, а другие как бы самозарождаются под действием всей природы, возникая из разлагающейся земли или определенных частей растений» (Аристотель).
Ученые средних веков предлагали рецепты, с помощью которых можно было получить животных или даже маленьких человечков. Алхимик Ян ван Гельмонт (17 век) предлагал простой рецепт зарождения мышей: "Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди. Через двадцать один день из испарений зерна и грязной рубашки зародятся мыши". Активным началом в процессе зарождения мыши Ян ван Гельмот считал человеческий пот. Парацельс написал рецепт, с помощью которого можно было изготовить маленького человечка - гомункулуса. Зарождение происходит с помощью vis vitalis - жизненной силы, которая заселяет питательные вещества.
Другой
натуралист, Гриндель фон Ах, так
рассказывал о якобы
Против теории самозарождения в XVII веке выступил флорентийский врач Франческо Реди. В 1688 году он доказал, что мухи не могут зарождаться на мясе, как считали ранее. Он провел опыт с сосудами, в которые положил мясо, рыбу, змею. Часть сосудов он оставил открытыми, часть закрыл кисеей (марлей). В открытых сосудах мухи отложили яички и там появились личинки мух, в закрытых сосудах личинок не было. Проведя эти эксперименты, Реди получил данные, подтверждающие мысль о том, что жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни (концепция биогенеза). Эти эксперименты, однако, не привели к отказу от идеи самозарождения.
Антони Ван Левенгук открыл мир микроорганизмов. Стоило положить клочок сена в воду, как уже через несколько дней в настое было огромное количество инфузорий и еще более мелких существ. Они появились из неживого, утверждали некоторые ученые, другие считали, что живое появляется только от живого.
Итальянец Ладзаро Спалланцани и русский ученый Тереховский в 1675 году пытались доказать, что "у микробов есть родители", для чего они длительное время кипятили различные настои и затем запаивали стеклянные колбы. При этом микробы не появлялись, но сторонники теории самозарождения считали, что длительное кипячение убивает жизненную силу, которая вновь может попасть в сосуд только с воздухом.
Парижская Академия наук назначила премию за решение этого вопроса, и в 1860 году Луи Пастер сумел доказать, что самозарождения микроорганизмов не происходит. Для этого он использовал колбу с длинным изогнутым горлом и кипятил настои при температуре 120 градусов. При этом погибали микробы и их споры, при остывании воздух проходил в колбу, а вместе с ним и микроорганизмы, но они оседали на стенках изогнутого горла колбы и в настой не попадали. Таким образом, несостоятельность теории самозарождения была окончательно доказана.
В развитии
учений о происхождении жизни
существенное место занимает теория,
утверждающая, что все живое происходит
только от живого - теория биогенеза. Эту
теорию в середине XIX века противопоставляли
ненаучным представлениям о самозарождении
организмов (червей, мух и др.). Однако
как теория происхождения жизни
биогенез несостоятелен, поскольку
принципиально