Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 21:09, лекция
На заре развития человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология (миф в переводе с греческого «рассказ»). Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир. Мифология – образно-художественный способ объяснить мир, явления природы и жизни людей. В мифах человек не выделяет себя из природы.
Новый этап: «аналитическая философия». Неопозитивизм. Бертран Рассел (1872-1970, Англия, математик, логик, социолог, философ), Людвиг Витгенштейн (1889-1951, Австрия, ученик и друг Рассела). Проблемы логики научного знания, логики формирования, формулирования, дедуцирования. Сохранена установка, что философия себя изжила. Сейчас философия находится между наукой и религией. Полоска эта все время уменьшается. Задача философии: не очищение науки от сущностей, а прояснение формулировок науки. Ненаучные, антинаучные суждения. Философское утверждение должно быть сведено логикой либо к позитивистским, либо к религиозным утверждениям. Логика двинулась вперед - появилась кванторная логика. Всю математику можно свести к этой логике. В этом состоит логицизм. Язык - просвечивание ничто (страх, тоска) у экзистенциалистов. Наши границы бытия определяются языком. Всю реальность можно свести к логическим актам. Логическая структура языка взаимосвязана с логической структурой мира. Рассел: «Что есть означает есть, но совсем не значит, что есть, потому что есть – бессмысленно».
Аналитическая философия сводит философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как подлинный источник постановки философской проблем. Этот анализ рассматривается, как правомерный единственный метод философского исследования и направлен на то, чтобы выявить действительность ситуации употребления языковых средствв, порождающих философские проблемы. Его цель - показать, что не существует реальных философских проблем, а проблема является либо псевдопроблемой, либо носит логинолингвистический характер, либо предполагает конкретное исследование. В аналитической философии два направления: логический анализ философии, лингвистическая философия.
Витгенштейн. «Логикофилософский трактат». Все о чем можно сказать должно быть сказано ясно. О чем нельзя сказать следует молчать. Весь мир можно упорядочить, где каждому слову соответствует некое событие. Наука - деятельность по прояснению человеческой мысли. Логический анализ меняет смысл утверждения. Исследовал языковые контексты. Лингвистическая философия. Языковая игра. Надо играть словами и тогда придет понимание слова.
Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856).
Родоначальник русской религиозной философии. Отвергая расхожее воззрение на характер всемирно-исторического прогресса утверждал, что ни воображаемым сцеплением причин и следствий, ни деятельностью личности не объясняется смысл и единство процесса: истинным руководящим и объединяющим принципом человеческой истории является Провидение, или вполне мудрый разум, управляющий не только течением событий, но и влияющий на ум человека, который всегда шел по пути, указанному ему Высшим разумом.
Именно в этом смысле следует понимать религиозное единство и истинную философию истории, представляющей нам разумное существо подчиненным одному и тому же общему закону, как и все творение. Только христианство придает нравственный смысл истории. Под сенью его исчезнут преграды, искусственно разъединяющие народы, которые затем в единой вере сольются в одну семью.
Чаадаев считал, что русский народ постоянно повторяет прошлое европейской истории, а истины давно известные в других странах, в России только открываются. Для того чтобы сравняться с другими народами мы должны пройти сначала все воспитание рода человеческого и воспользоваться уроками, народов, нас опередивших, и плодами их вековой цивилизации. Столетиями в частной и общественной жизни западноевропейских стран слагались твердые и определенные идеи долга, закона, порядка, создавшие ту атмосферу, которой дышит и живет европеец. У нас нет ни одного из таких руководящих начал, которые связывали бы с прошлым и давали указания для будущего пути развития. Это беспочвенное существование делает нас людьми, не способными ни к серьезной мысли, ни к последовательной систематической работе, и отравляет ядом апатии и равнодушием к добру и злу, истине и лжи. Между тем уже одно географическое положение России между Востоком и Западом как бы предназначало ее служить вместилищем двух великих начал – воображения и рассудка, т.е. вместилищем истории всего мира.
Чаадаев делал вывод: должно произойти
сближение России с Западом и
воссоединение русской
Славянофилы выступали против Чаадаева (1794-1856): Хомяков (1804-1860), Кириевский (1806-1856), Самарин, Тютчев (умом Россию не понять, аршином общим), Даль.
У России свой путь развития, ее миссия - встать на этот путь и примирять все остальные народы. Аргументация: выделяли родовые признаки: самодержавие, православие, народность. Земля общая. Православие. Со времен падения Византии, Россия - третий Рим. Во всем остальном мире вера искажена. Бог с Россией, указывает путь в светлое будущее. Они ополчились против исторической интерпретации Чаадаева. В России плохо со времен Петра. До этого власть и народ были едины. После этого отчуждение власти от народа. После царствования Петра численность населения сократилась вдвое. Подчинение церкви царю тоже деформация. Нужно идти не к Западу, а возвращать утраченное.
Алексей Степанович Хомяков. Русский религиозный философ, публицист, поэт. Выступил с учением о «соборности», характеризующим природу не только христианской церкви, но и прцессов познания и творчества, человека и общества (союза индивидов собранных во имя идеи Бога и любви в свободное органической единство). Эта концепция в дальнейшем стала одной из основ всеединства и личности в русской религиозной философии. Существование человека динамично, ибо он наделен способностью стремиться к Богу, но для сохранения этой устремленности необходимо особое состояние, истинная вера (включающая волю), лишь в согласии с которой целостный дух человека может постичь истину. В русской крестьянской общине видел одну из важнейших особенностей развития России, а в православии – единственный источник просвещения на Руси. Выступал против «чужеродных» начал западной цивилизации.
Киреевский Иван Васильевич. Религиозный философ, литературный критик, публицист. Учился у Гегеля (в Берлине) и у Шеллинга (в Мюнхене); рассматривал Гегеля как рационалиста и последователя Аристотеля, как последнюю и высочайшую из возможных вершин западной мысли, которой должно быть противопоставлено русское мировозрение, построенное на чувстве и чистой ортодоксальной вере. Киреевский – поборник славянофильства и представитель его философии. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса европейского Просвещения. Задачей самобытной русской философии считал переработку передовой философии Запада в духе учений восточной патристики.
Аксаков Константин Сергеевич (1817-60), русский публицист, историк, лингвист и поэт. Один из идеологов славянофильства. Выступал за отмену крепостного права при сохранении монархии.
Федор Михайлович Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей.
Исповедовал идеи почвенничества, для которых характерна религиозная ориентированность философское осмысления судеб русской истории, противопоставление России и Запада. Вся история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ - миссия, носитель высшей дух истины. Идея архетипа в народе, в России - братские связи и христианское единение. Против как капитализма, так и атеистического социализма, идея русского социализма. Проблема духовно-нравственного искания личности, выбор между добром и злом, свободой и рабством, Христом и Антихристом.
В любой ситуации человек должен остаться человеком. Но свобода есть не только источник добра, но и зла, таящегося в подполье. Беспредельная свобода или бунт приводит к разрушению и этическому анархизму, это недостойный путь человекобожества. Истинный путь свободы - путь Богочеловека. Свобода есть тяжкое бремя, страдание и высочайшая ответственность. Для богочеловека надо пройти испытание свободой, страдания, сознательно придя к идеалам Христа. Можно ли помирить Бога и мир, который им создан? Стоит ли светлая цель хоть одной слезы ребенка?
Описывал неисследованные
Главной идей своего реализма Достоевский считал стремление «найти человека в человеке», а это в его понимании, значило (как он неоднократно разъяснял в полемике с вульгарными материалистами и позитивистами своей эпохи) показать, что человек не мертвый механический «штифтик» не «фортепьянная клавиша», управляемая движением чужой руки (и любых посторонних внешних сил), но что в нем самом заложен источник внутреннего самодвижения, жизни, различения добра и зла. А потому человек в любых условиях отвечает за свои поступки. Любое преступление неизбежно включает в себя нравственное наказание.
Одним из выдающихся русских философов был Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900), сын С.М. Соловьева, ректора Московского университета и автора 29-томной «Истории России с древнейших времен» (1851-1879). На его взгляды большое влияние оказала христианская литература, идеи неоплатонизма, теософии, средневекового мистицизма, немецкой классической философии и отчасти славянофилов.
Философия всеединства Соловьева представляет собой синтез идей западноевропейской и восточной мысли
Общественно-историческая задача философии - спасение человека и человечества. Исходит из философии нравственности, я стыжусь, следовательно, я существую Основа нравственности - нерасторжимая связь поколений в деле подготовки к явлению царства Божия. Из добра он выводит понятие Бога (не наоборот). Далее философия любви как высшее понятие нравственности. Эгоизм есть отрицание любви, любовь есть самопожертвование. Высшая форма любви - божественная. Человек, вставший на этот путь - Богочеловек. Это есть сущность индивидуальности, все остальное второстепенно. Через божественную любовь осуществляется соединение с Богом - всеединство. Необходимо подготовить человека к восприятию христианских ценностей.
Центральная идея учения - идея положительного всеединства или «всеединого сущего». Это всеединство являет собой совершенный синтез истины, добра и красоты. Всеединое сущее - сфера абсолютного, божественного - обладает признаками безусловности и всецелости. Это и есть действительный мир, а реальный мир вещественное бытие есть лишь отражение его. Цель исторического прогресса - приблизить реальность к божественному миру, так как реальность раздроблена, и ее всеединство заключается не в вещественности, а в идее.
Реальный
мир - самоопределение или воплощение
абсолютного-сущего, посредник между
ними - София (мудрость божья). Мистический
образ всеединственности и
Нравственный смысл личности, являющейся связующим звеном между божественными и природными мирами, реализуется в акте любви к другому человеку, к природе, к богу. Истинный предмет любви - Вечная Женственность, единый образ всеединства. Человек нравственен, если свободно подчиняет свою волю служению богу и установлению богочеловеческого царства. Идеи провиденционализма.
В обществе идея «всеединства» раскрывается как богочеловеческий союз людей, как некая вселенская церковь, объединяющая всех и способствующая установлению на земле царства божьего. Залогом такого всеединства является объединение католической и православной церквей. Русская идея - исторический долг России в создании социальной троицы (аналог божественной) - единение церкви, государства и общества.
В истории русской философии идеализма Соловьев, основоположник русской идеи «всеединства» (см. выше), оказал большое влияние на целую плеяду религиозно-философских мыслителей: Николай Александрович Бердяев (1874-1948), Евгений Николаевич (1863-1920) и Сергей Николаевич (1862-1905) Трубецкие, Павел Александрович Флоренский (1882-1937, расстрелян), Семен Людвигович Франк (1877-1950), Булгаков Сергей Николаевич (1871-1944).
Евгений
Николаевич Трубецкой. Религиозный
философ, друг В.С. Соловьева. Абсолютное
всеединство Соловьева