Проблема самоубийства в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 00:36, реферат

Описание работы

Выбор именно этой темы обусловлен тем, что данная проблема была и остаётся актуальной, ввиду того что:
во-первых - во многих странах смертность превышает рождаемость, а суицид рассматривается как одна из ведущих причин смертей во всем мире;
во-вторых - нынешняя нестабильная обстановка в обществе, характеризующаяся постоянными кризисами способствует росту числа самоубийств;
в-третьих - как мне кажется, эта проблема не решаема.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ СУИЦИДА. 4
ПРИЧИНЫ, ПОБУЖДАЮЩИЕ К САМОУБИЙСТВУ. 12
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЧИНЫ. 14
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ. 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Файлы: 1 файл

суицид мой реферат.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

Марийский Государственный  Технический Университет

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине Философия на тему «Проблема самоубийства в философии»

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнили: ст. гр. СПС-21

                                                                                 Ведерникова Е.А.

                                                                         Проверил: Бусыгин П.И.    

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2011 год

Оглавление:

 

 Введение.

В душе человека в XX веке произошло вот что: огромное и постоянно увеличивающееся количество людей в разных частях планеты перестали хотеть жить. Главный титул прошлого столетия должен бы звучать так: век самоубийств. Изменилось ли что-нибудь в новом веке? На мой взгляд, нет, а скорее наоборот, ситуация приняла более омрачающую окраску.

Итак, тема моего реферата – проблема самоубийства в философии.

Выбор именно этой темы обусловлен тем, что данная проблема была и остаётся актуальной, ввиду того что:

  • во-первых - во многих странах смертность превышает рождаемость, а суицид рассматривается как одна из ведущих причин смертей во всем мире;
  • во-вторых - нынешняя нестабильная обстановка в обществе, характеризующаяся постоянными кризисами способствует росту числа самоубийств;
  • в-третьих - как мне кажется, эта проблема не решаема.

В данной работе субъектом  изучения является суицид как явление в обществе, объектом же - суицидально-направленная личность.

Почему люди кончают  жизнь самоубийством? Что может  толкнуть их  на то чтобы поднять руку на самого себя? Что приводит человека, всегда стремящегося к жизни, к самоубийству?  Вот перечень вопросов,  которые меня интересуют. Иными словами, цель написания реферата – изучение понятия суицида, разобраться в причинах и мотивах этого явления.

В связи с этим необходимо выделить ряд задач, которые нужно выполнить в процессе написания реферата:

  • подобрать и изучить материал по выбранной теме;
  • разобраться в понятии суицида;
  • рассмотреть общественные и психологические причины суицидальных явлений.

Понятие и история суицида.

Для того чтобы начать исследование этой проблемы необходимо определить само понятие самоубийство. Классик западной социологии Эмиль Дюркгейм в своей книге «Самоубийство: Социологический этюд» отмечает, что само слово «самоубийство» много раз употребляется в нашей речи, и, казалось бы, можно рассчитывать, что точный смысл его понятен каждому и определение его с нашей стороны будет совершенно излишним. Но на самом деле слова нашей обыденной речи, как и выражаемые ими понятия, всегда и неизбежно двусмысленны. На мой взгляд, именно в этой книге понятие суицида было точно и исчерпывающе сформулировано. Оно звучит так: «Самоубийством (суицидом) называется всякий смертный случай, являющийся непосредственным или опосредованным результатом положительного или отрицательного поступка, совершённого самим пострадавшим, если этот пострадавший знал об ожидавших его результатах». 1

Необходимо  уточнить один немаловажный факт о "быстром" лишении себя жизни, чтобы отделить понятие суицида от суицидального поведения, которому подвержено большинство людей. Современная суицидология относит к понятию суицидального поведения выбор сопряженной с риском профессии (гонщик, альпинист, полицейский, военный), и наркоманию, и алкоголизм, и курение, и даже несоблюдение диеты. Все эти люди (процентов этак девяносто от населения планеты) совершают медленное самоубийство, отлично зная, что гоночные машины разбиваются, капля никотина убивает лошадь, пьянство приводит к циррозу печени, соль — это "белая смерть". Но так, как мы все же изучаем понятие суицид, а не суицидального поведения, то эти, то эти аспекты в данном реферате мы рассматривать не будем.

Н. Бердяев в своем психологическом  этюде очень точно заметил: «Ошибочно  думать, что человек стремится только к жизни и самосохранению, он стремится также и к смерти и самоистреблению». Наш  мир так устроен, что пока у человека есть работа или любая другая деятельность, достижения, свой круг общения, гармония, другими словами, есть  интерес к жизни, он стремится все это сохранить, оберегая тем самым свою жизнь. Это и есть стремление к жизни и самосохранению. Но как только его жизненная полоса начинает приобретать черный оттенок, как только весь мир для него обволакивается сумраком и весь прежний интерес к жизни улетучивается, так и на место стремления к жизни приходит другое, антонимичное первому понятию стремление к самоистреблению.

А кто же такой самоубийца? У  того же Н. Бердяева мы можем прочитать: «Самоубийца  -  всегда эгоцентрик, для него нет больше Бога, ни мира, ни других людей, а только он сам. Для него нет и тех людей, из-за которых он решает покончить с собой». То есть самоубийцы относятся к категории людей, которые зациклены только на себе, этакие самолюбцы. В их разуме перестает действовать система ценностей, в которой доминирующие места занимают близкие и родные ему люди. Он не задумывается, что лишение  своей жизни касается не только его самого, но и людей, его окружающих, то есть общества.

 

История самоубийства.

Человек научился лишать себя жизни задолго до того, как изобрел колесо и покорил огонь, - первые случаи суицида относятся еще к доисторическим временам. Там, где условия существования были особенно суровы (голод, холод, дефицит звериных шкур для набедренных повязок), самоубийство превратилось практически в норму поведения. Как правило, добровольно уходили из жизни старики и калеки, не желавшие обременять соплеменников. Престарелые вестготы бросались с особой Скалы предков. Старики острова Кеос украшали головы венками, устраивали праздник и в конце его пили цикуту2. Старые немощные японцы требовали, чтобы их погребли заживо или унесли умирать в горы (название японской горы Обасутэяма буквально переводится как "гора, где оставляют бабушек"). Эскимосы, чувствуя приближение старости, уходили замерзать в тундру (одному христианскому миссионеру нового времени удалось убедить их отказаться от этого варварского обычая; когда через несколько лет просветитель вернулся к своей "пастве", выяснилось, что эскимосский род вымер - новообращенным христианам не хватило пропитания).

Но чем "сытнее" жила древняя община, тем строже она  относилась к суициду. В племенах Нигерии, Уганды, Кении самоубийство считалось безусловным злом. Отвечать за злодеяние приходилось родственникам  усопшего, они должны были принести искупительную жертву (быка или овцу) и провести обряд очищения - сжечь жилище "преступника". Если самоубийца расстался с жизнью повесившись на дереве или спрыгнув с него, дерево также сжигалось. До трупа убившего себя человека запрещалось дотрагиваться. Вот такая "показательная порка"! 

Интересы развивающегося государства требовали все большего ограничения частной свободы, а  самоубийство в Древней Греции даже... санкционировалось властями. Осужденным преступникам здесь "предписывалось" покончить с собой (вспомнить хотя бы Сократа, которого обвинили в развращении молодежи и поклонении новым богам и принудили выпить цикуту). Те же, кто добровольно ушел из жизни, не спросив разрешения, карались посмертным поношением: в Афинах и Фивах от трупа такого самоубийцы отсекали руку и хоронили ее отдельно. К слову, насчет разрешения - его действительно можно было испрашивать: в городах Эллады имелись особые запасы яда для тех, кто желал покончить с собой и мог обосновать свое намерение перед ареопагом - органом судебной власти.

Иные нравы царили в Спарте. Там чтили память самоубийцы Ликурга. Этот государственный муж  установил законы, по которым следовало  жить спартанцам, взял с сограждан  слово следовать им, пока он не вернется, и отправился к дельфийскому оракулу. Когда оракул одобрил нововведения, Ликург уморил себя голодом, чтобы связанная словом Спарта продолжала жить по его правде и дальше.

В Римской империи  запрет на самоубийство был закреплен  законодательно, хотя законы охотно признавали обстоятельства, оправдывающие суицид, а именно: "горе, болезнь, скорбь" и - еще шире - "невыносимость жизни". Однако возможность распоряжаться собственной смертью предоставлялась только свободным римлянам. Рабы права на суицид не имели. Чтобы при продаже живого товара покупателю не подсунули брак - раба, намеревающегося свести счеты с жизнью, - существовал "гарантийный срок": если купленный раб кончал с собой в течение полугода после совершения сделки, продавец обязывался вернуть покупателю деньги. Меж тем из всех жителей Рима именно рабы чаще всего накладывали на себя руки.

"Христианство сделало  рычагом своей власти необыкновенно  распространенную ко времени  его появления жажду самоубийства", - писал Ницше. Неприятный факт: христианская религия повела  непримиримую борьбу с суицидом не столько из высших соображений, сколько из меркантилизма, выполняя заказ земных властей и получив взамен статус официальной государственной религии. 

А ведь в первые века своего существования тогда еще гонимое  христианство относилось к суициду  терпимо, а уж к альтруистическому самоубиению во имя веры и вовсе с благоговением. В Священном Писании не содержится прямого осуждения суицида. Более того, в Библии можно найти семь случаев очевидного самоубийства, и ни один из них не порицается. Вот как описывается кончина богатыря Самсона, который обрушил на головы врагов-филистимлян строение и погиб под руинами вместе с ними: "И сказал Самсон: умри, душа моя, вместе с Филистимлянами! И уперся всею силою, и обрушил дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей". Даже самоповешение Иуды не осуждается (в отличие от его предательства), а лишь констатируется как факт: "И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился". Сотни раннехристианских мучеников сами лишали себя жизни и были причислены к лику святых.

Но примерно с V века отношение  христианства к добровольному уходу  человека из жизни меняется. Кесарю кесарево, а Богу Богово - это значит, что душа принадлежит Всевышнему, и только Он волен ей распоряжаться. И вот уже Святой Августин называет самоубийство "худшим из грехов, ибо в нем нет возможности раскаяться", а Фома Аквинский объявляет суицид трижды грехом: против Господа, дарующего жизнь, против общественного закона и против человеческого естества (инстинкта самосохранения). Всем без исключения самоубийцам отказывают в церковном отпевании и погребении. Тех, кто пытался покончить с собой, но остался жив, предают анафеме3. (Любопытно, что русские старообрядцы XVII-XVIII веков, сжигавшие себя тысячами, поначалу пытались соблюсти "приличия": запершись в скиту, они ставили на засов двери горящую свечу, а на пол бросали ворох соломы; когда присланные усмирить раскольников солдаты начинали выламывать дверь, свеча падала, и в помещении начинался пожар; таким образом, солдаты становились убийцами, а сгоревшие - не грешниками, но мучениками веры.)

Иудаизм и ислам осуждают суицид (хоть и не так безапелляционно). Индуизм и буддизм воспринимают куда более спокойно (что подтверждают традиции стран, исповедующих эти религии, например сати - обычай, по которому индийские женщины после смерти мужа бросались в костер, где сжигался труп их благоверного). То, что восточные религии не видят в добровольной смерти греха, - серьезный аргумент против христианской нетерпимости к самоубийству.

Между тем кесарь - светская власть, - на откуп которому были отданы тела добровольно умерших, придумывал все  более жестокие способы глумления  над трупами. В Британии самоубийц  хоронили на перекрестке дорог, предварительно протащив по улицам, положив на лицо камень и проткнув сердце осиновым колом (покончившие с собой считались "кадрами" для вампиров). Во французском городе Мец трупы засовывали в бочки и пускали по реке. В Дании самоубийц выносили из дома через окно и сжигали - огонь символизировал адское пламя, куда уже отправилась душа грешника. По всей средневековой Европе тела покончивших с собой кромсали в анатомических театрах и... перерабатывали в мумми - лекарство, якобы укрепляющее жизненную силу (первоначально мумми добывалось из содержащих смолы мумифицированных трупов - отсюда и название, но затем точный рецепт был утрачен и сырьем для "чудо-средства" стали трупы самоубийц). Имущество "преступников" начиная с XIII века конфисковалось в пользу государства. 

В средневековой России самоубийц  тоже не жаловали. Покончившие с  собой приравнивались на Руси к упившимся  до смерти или погибшим по собственной  неосторожности, их не отпевали и не хоронили в освященной земле, но и  не преследовали по светскому закону... до тех пор пока Петр I не грохнул кулаком по столу и не объявил суицид государственным преступлением. Тогда и в России принялись подвешивать трупы самоубийц за ноги или же закапывать их на живодерне. 

Восемнадцатое столетие в Европе завершилось тем, что признало достоинство человека и его право на жизнь. Но является ли это право одновременно и обязанностью? Ни в одной из конституций и деклараций прав человека этого не утверждалось. А потому самоубийство постепенно стали вычеркивать из списка уголовных преступлений. Первой это сделала Франция, последней - Великобритания, где антисуицидная статья сохранялась в уголовном кодексе аж до 1961 года. Тем, кто хотел умереть, но не смог, "повезло" меньше - несостоявшихся самоубийц продолжали преследовать по закону: в штате Нью-Йорк (США) их приговаривали к 20 годам тюрьмы, а в Англии "помогали" завершить начатое - казнили.

Однако уже с 60-х  годов XX века суицид становился все  более и более ощутимой проблемой  в разных странах мира. Наиболее опасный для суицида возраст - около 30 лет - стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель "помолодевшего суицида": самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей в США, Австрии, Швейцарии, Германии, Голландии, Англии, Австралии и Японии за период от конца семидесятых годов и до начала 90-х. Интенсивность склонности к самоубийству измеряют обыкновенно отношением общей цифры добровольных смертей к 100 тысячам жителей без различия возраста и пола в данном обществе. Этот общий процент смертности-самоубийства оказывается постоянным для длительного временного периода для каждого конкретного общества, причем его константа оказывается большею, чем у главных демографических явлений. Однако, за последние тридцать - сорок лет интенсивность этого явления социальной жизни стала неумолимо возрастать, что коснулось прежде всего развитых стран Европы и США, а также является опасным показателем состояния дел в современной России. Так, например, Национальный Центр статистики здоровья населения в США зафиксировал рост числа самоубийств в 3 раза за последние тридцать лет и констатировал уход из жизни 25-29 человек на 100 тыс. жителей каждый год (или 50-70 тыс. человек каждый год кончают жизнь самоубийством в США). У нас в советский период существовала официально признанная статистика только для такой категории граждан как "потерпевшие от доведения до самоубийства", но и эта категория давала возрастной показатель от 19 до 35 лет, последние же годы ознаменованы всплеском числа самоубийств в России: по газетным публикациям на 1994 год пришлось 61.900 добровольных смертей, а в 1995 году показатель суицидальной смертности был 45 человек на 100 тыс. жителей. Если заглянуть в публикации по поводу самоубийств в России в начале века, мы можем обнаружить столь же тягостную картину, хотя и с меньшей степенью интенсивности проявления суицида. В то время определенным показателем социальной статистики был С.-Петербург. Так, в частности, проф.-прот. А.Смирнов в статье "Самоубийство и христианский взгляд на жизнь" констатировал: "самоубийство превратилось в какую-то эпидемическую болезнь.., двадцать-тридцать лет тому назад Россия по числу самоубийств стояла в процентном отношении несравнимо ниже остальных культурных стран Европы, но в последние годы число самоубийств возросло у нас до угрожающих цифр", - это было написано в 1914 году. В 1923 году А.Ф.Кони в статье, посвященной суициду, обращал внимание на то, что "в Петербурге за 40 лет самоубийства и покушения на них дошли с 210 случаев в 1870 году до 3196 в 1910 году, тогда как, в связи с возрастанием населения Петербурга с 600 тыс. человек до 1800 тыс., это увеличение должно бы составить лишь 630 случаев, а не превышать эту цифру более, чем в пять раз."

Информация о работе Проблема самоубийства в философии