Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:33, доклад
Категория «смысл жизни» — это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего человечества. Вопрос о смысле своей жизни в определенный период посещает каждое мыслящее существо, желающее понять и познать себя, свое предназначение и место в этом мире.
Реферат на тему:
«Проблема смысла жизни человека»
Категория «смысл жизни» — это
одно из основных мировоззренческих
понятий, имеющее огромное значение
для становления духовно-
Ценностную основу смысла жизни составляет «жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно утверждена, лично приемлема и признана в качестве таковой. Обретение смысла жизни предполагает свободное целеполагание индивида, поэтому его необходимым условием является свобода.
Понимание смысла жизни предполагает существование устойчивых планов и программ на будущее, которые, несмотря на всевозможные временные трудности, неуклонно будут вести человека вперед. Согласно К.С.Станиславскому, смысл жизни можно соотнести со «сверхзадачей» человеческой жизни, которая объединяет в себе все мелкие жизненные цели: «Цель жизни в этом случае можно рассматривать как ствол целого «древа целей», который объединяет и направляет все частные и конкретные цели на осуществление смысла жизни
Приверженцы философии
гедонизма и эвдемонизма, сегодня,
как и много веков назад, утверждают
в качестве смысла жизни и ее высшей
цели: первые - достижение максимальных
наслаждений, вторые - достижение счастья.
Сторонники утилитаризма считают, что достижение
выгоды, пользы, успеха именно и составляет
смысл жизни человека. Сторонники прагматизма утверждают, что цель
жизни оправдывает любые средства ее достижения.
В современной христианской православной
традиции провозглашается: "человек
не имеет границ своей человеческой природе".
Если Бог есть свободная духовная личность,
то и человек должен стать таким же. Перед
человеком вечно остается возможность
становиться все более и более богоподобным.
Не переделка мира на началах добра, но
взращивание в себе субстанциального
добра. Совершенствование человеческой
природы внутри природы Божьей оказывается
источником радости и свободы.
Сторонники материалистических представлений
полагают, что развитие человека и человечества
определяются их внутренней логикой саморазвития.
Предназначение человека не имеет ничего
общего с неким мировым разумом, абсолютом
или богом. В материалистической традиции
смысл жизни усматривается в саморазвитии
человека, в совершенствовании его сущностных
сил, способностей и потребностей. Этот
процесс обусловлен предыдущим развитием
и имеет конкретное историческое реальное
содержание.
Поэтому, категорию "смысл жизни"можно
определить как регулятивное понятие,
присущее всякой развитой мировоззренческой
системе, которое оправдывает и истолковывает
свойственные этой системе моральные
нормы и ценности, показывает, во имя чего
необходима предписываемая деятельность.
Смысл жизни - это философская категория,
отражающая долговременную, устойчивую,
ставшую внутренним убеждением личности,
имеющую общественную и личную ценность
задачу, реализующуюся в ее социальной
деятельности. Эта задача определяется
системой общественных отношений, целями
и интересами общества и свободным выбором
личности.
Смысл жизни - это самостоятельный осознанный
выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму)
ориентируют человека не на то, чтобы иметь
(установка на обладание), а на то, чтобы
быть (установка на использование всех
человеческих потенций). Смысл жизни -
в самореализации личности, в потребности
человека творить, отдавать, делиться
с другими, жертвовать собой ради других.
И чем значительней личность, тем больше
она оказывает влияние на окружающих ее
людей. Смысл жизни заключается в том,
чтобы совершенствуя себя, совершенствовать
мир вокруг себя.
Смысл человеческой жизни может быть найден только на пути единения интересов и целей общества и личности. Смысл человеческой жизни заключается в совпадении основной направленности субъективных установок, позиций личности с общими позитивными тенденциями развития общества. С этим тесно связано человеческое счастье, представляющее собой нравственное удовлетворение, проистекающее от сознания правильности, величия и благородства основной жизненной линии поведения. Нет сомнения в том, что невозможно полностью свести жизнь людей лишь к служению обществу, но существование такой цели есть одно из основных требований для полноценного развития личности. Жизнь, вращающаяся в узких рамках личностных интересов, без включения в общественные дела и бытие других людей, рано или поздно окажется бесплодной, бессмысленной. Только «эгоистическое» самоутверждение не может быть смыслом жизни человека.
Действительно, если бы люди на протяжении веков лишь удовлетворялись малым, замыкаясь в узком кругу личного существования, повторяя жизненный путь предыдущих поколений, то уровень их развития недалеко отошел бы от уровня животного. Человек, являясь венцом творения природы, с присущим ему творческим зарядом, не может и не должен жить лишь первичными потребностями, а обязан действовать ради своего блага, блага окружающих людей и общества.
Мнение, сводящее смысложизненные ориентиры к поискам личного счастья, заслуживает особого рассмотрения. Человек всегда стремится к счастью, вкладывая в него свое понимание. Но что же на самом деле олицетворяет понятие «счастье»: состояние осуществленной мечты, безмерную радость или удовлетворенность жизнью?
Еще греческие философы,
выявляя природу счастья, говорили
о существовании некоего