Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 19:26, контрольная работа
Цель данной контрольной работы: изучить проблему сознания в философии, функции, структуру и уровни сознания, проблемы связанные с бессознательностью в истории философии, идеального и общественного сознания.
Введение 3
1. Проблема сознания в философии. Функции, структура, уровни сознания. Сознание и язык.
4
2. Проблема бессознательного в истории философии. 9
3. Общественное сознание (уровни, формы, структура). 12
4. Проблема идеального сознания 14
Заключение 19
Список используемой литературы 20
В XIX веке началось собственно психологическое изучение бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В.Вундт, Т. Липпс). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824 г.), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств [6].
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставится под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о бессознательном получило чисто иррационалистическую трактовку в ряде современных философско-психологических концепций [6].
Фрейд
и его сторонники одними из первых
попытались подобрать ключ к тайникам
сознания и открыли за ним мир
"вытесненных" или просто «забытых»
им и поэтому уже бессознательных психических
переживаний. Они же одними из первых попытались
понять эти явления, а через них и всю символическую
активность сознания. «Для нас основной
смысл фрейдовского психоаналитического
бессознательного состоит в том, что, согласно
Фрейду, бессознательное представляет
собой оборотную сторону сознания, психологическую
сущность которого можно понять только
через соответствующее толкование этого,
если употребить здесь несколько искусственно
звучащее словосочетание, «сознания –
оборотня». Ели бы не это свойство бессознательного
психического проявляться в виде символических
образов сознания, давно уже отчужденных
от него самого, то есть в виде отчужденного
сознания, мы о нем вообще ничего бы не
узнали».
3. Общественное сознание (уровни, формы, структура).
Общественное
сознание как отражение общественного
бытия, социальной реальности, носит
конкретно-исторический характер. В
структуре общественного
Обыденный уровень общественного сознания формируется спонтанно, стихийно в процессе повседневной практики и включает в себя наряду с элементами научного знания, предрассудки, суеверия, стереотипы сознания. Ряд исследователей отождествляют обыденное сознание с массовым, но такое отождествление неправомерно, поскольку основным критерием выделения массового сознания в качестве самостоятельного духовного образования является степень распространения идей, обычаев, верований, представлений в обществе, а обыденное сознание является показателем качественного состояния общественного сознания в конкретную историческую эпоху.
Общественная
психология выражает эмоционально-чувственное
отношение людей к
Общественная идеология - теоретически обоснованная система политических, экономических, правовых, этических взглядов социальных групп или общностей, в которых выражены цели, ценности и идеалы общества. В идеологии идеи и взгляды общества систематизируются, разрабатываются теоретически, приобретая характер идеологических систем и концепций.
Многообразие видов общественно-практической деятельности порождает различные способы духовного освоения природной и социальной действительности. Это находит выражение в различных формах общественного сознания.
Критериями разграничения форм общественного сознания являются: предмет отражения (аспект бытия), формы и способы отражения, особенности возникновения каждой из форм, социальные функции и роль в обществе.
Общественное
сознание характеризует общее содержание
надындивидуального сознания. Господство
общественного сознания снижает активность
индивидуального сознания. В своем содержании
индивидуальное сознание воспроизводит
содержание общественного сознания и
зависит от конкретной исторической эпохи.
4. Проблема идеального сознания
Проблема идеального является одной из ключевых проблем философии. Предельно широкие категории материи и сознания входят в состав основного вопроса философии и образуют важнейшее содержание философской науки. Понятие идеального является квинтэссенцией понятия сознания, идеальное – специфическое качество сознания. Сущность понятия идеального можно определить только через его отношение к материальному миру.
В
истории философии
Другая
крупная попытка решения
Немецкая классическая философия послужила отправной точкой для двух крупных направлений XIX - XX вв.: неклассической философии и философии марксизма. В XX в. выделяют три крупных течения в философии: аналитическая философия, философия экзистенциализма и марксизм. Проблема идеального является одной из критериальных при оценке этих течений современной мировой философии. Аналитическая философия считает единственно возможным делом философии анализ языка науки. Центральной проблемой постмодернизма становится осмысление текста. В постмодернизме нет фундаментального понятия сознания, это понятие исчезло из философии этого течения.
В
центре внимания экзистенциализма –
проблемы смысла жизни, индивидуальной
свободы и ответственности. Основное
понятие этого течения –
Глубокую разработку проблема идеального получила в философии марксизма. В развитии марксизма обычно выделяют два этапа. Первый – этап К.Маркса, Ф.Энгельса, второй – В.И.Ленина. Научность марксизма заключается в том, что он принципиально и окончательно решил важнейшие вопросы философии, которые уже не могут быть решены иначе. Материализм прошлого понимал человека только как часть природы, тогда как в диалектическом материализме человек понимается как социальное существо, ведущая деятельность которого – труд.
Впервые последовательное материалистическое решение проблемы идеального было разработано в научной философии Марксом и Энгельсом. «…Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» .
Следующий шаг в разработке материалистического понимания проблемы идеального делает В.И.Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Важнейшим открытием Ленина является способ определения понятий материи и сознания через противопоставление друг другу. Ленин доказывает материалистическую теорию отражения предметов сознанием человека. Ощущения – отображения вещей, ощущения – связь сознания с внешним миром. Вне нас существуют вещи, наши восприятия – образы этих вещей. Проверка этих образов, отделение истинных от ложных дается практикой, которая подтверждает, что сознание имеет такое «содержание, которое не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества». Отражение является главным свойством сознания.
Таким образом, в классическом марксизме в принципиальном виде были выяснены важнейшие черты идеального как такового. Понятие идеального требует дальнейшей разработки на основе научно-технического прогресса XX в.
В XX в. была предложена новая форма диалектического материализма, которая была названа конкретно-всеобщей теорией диалектического материализма и является современной формой научной философии. В основе конкретно-всеобщей теории – концепция единого, закономерного мирового процесса (ЕЗМП), которая опирается на данные частных наук. Конкретно-всеобщая теория позволяет объяснить закономерное появление человека и вывести идеальное из мирового процесса развития. В связи с этим определение идеального получает дальнейшую разработку.
«Идеальное – предмет, лишенный своего непосредственного материального субстрата, непосредственного конкретно-чувственного бытия и существующий на основе особого материального субстрата – человека» (5). Это определение, на наш взгляд, схватывает самую суть понятия идеального. Универсальность идеальной формы состоит в том, что сознание человека способно замещать любые материальные субстраты. Сознание человека является высшей формой отражения объективной реальности.
Таким образом, научная философия наполнила понятие идеального глубоким смыслом и содержанием. Научное понятие идеального, по нашему мнению, позволяет решать фундаментальные проблемы психологии. Психология до сих пор не знает критерия психического, не знает, на каком этапе (уровне) развития живого появляется психическое.
Особое значение проблема идеального приобретает на современном этапе развития науки, усиления ее роли в развитии общества, с появлением компьютерной техники. Концепция идеального содержит в себе ключ к проблеме мозга и машины. Появление компьютера ставит вопрос о специфике человеческого сознания, его сходстве и различии с деятельностью компьютера. В отличие от компьютера, человек в многофакторной ситуации не перебирает все возможные варианты решений, поскольку это невозможно из-за ограничения во времени, других обстоятельств, а строит ее модель с ограниченным количеством элементов. Но это не главное отличие мозга человека от машины. Компьютер полностью состоит из физических систем, человек же интегральное социальное существо, поэтому бесконечно сложнее компьютера. В компьютере отсутствует идеальное.
Понимание
идеального как специфического качества
сознания человека поможет определить
место человека в мире, его отношение
к миру. В условиях кризиса цивилизации
способность человеческого