Проблема существования в философии и науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:59, контрольная работа

Описание работы

Понятие «существование» произошло от латинского existo – существую. В истории философии понятие «существование» употреблялось обычно для обозначения внешнего бытия вещи, которое в отличие от сущности вещи, постигается не мышлением, а опытом.
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность,
существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Периоды в трактовке бытия………………………………………………...4
2. Бытие человека и бытие мира……………………………………………..10
Заключение……………………………………………………………………...14
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНТР.ПО ФИЛОСОФИИ.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

немецкого философа-неокантианца Э. Кассирера.

 

 

 

 

 

 

 

2. БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА И БЫТИЕ МИРА

 

         Почему же особое внимание  философов различных направлений  привлекло учение о бытии? И как это увязать с поворотом к человеку? Ведь  в  философии XX века, в отличие от традиционной онтологии, не мир, не природа, а человек становился проблемной точкой отсчета.  Философы  XX  века  стали  решительно пересматривать внутрифилософские  приоритеты  прошлого.  Они  возражали  тем представителям   классической   онтологии,    которые    отталкивались    от самостоятельного бытия мира  и  от  него  двигались  к  пониманию  человека, поставленного  в  зависимость  от  мира.  В  таких  случаях,  говорили  они, философия и превращалась в "философию вещей", а  человек  чаще  всего  также рассматривался как вещь. Не менее  категорическими  были  возражения  против тех направлений классической  философии,  где  на  первый  план  выдвигались логика, гносеология, теория идей: господство  "философии  идей",  утверждали сторонники  "новой   онтологии",   превращает   человека   в   своего   рода познавательную машину.

         В   противовес   классическому    онтологизму    и    гносеологизму

представители  анализируемых  направлений  XX   века   считали   необходимым действительно сделать человека центром философии.  Ведь  сам  человек  есть, существует,  является  бытием,  притом  бытием   особым.   Философы-классики рассматривали "бытие" как предельно широкое (человеческое) понятие о мире  и в то же время считали бытие совершенно независимым от человека.  Исключением было учение Канта. В нем философы XX века особенно высоко оценили  ту  идею, согласно которой мир мы  видим  исключительно  сквозь призму  человеческого

сознания. Вещи мира, сам мир существуют в  себе,  совершенно  независимо  от сознания, но "в себе" они нам, людям, не явлены. Поскольку же  мир,  вещи  и процессы  мира  являются  людям,  постольку  результаты  его  осознания  уже неотделимы от человека.  К  этим  тезисам  Канта,  значительно  усиливая  их субъективистский    крен,    присоединяются    не    только    феноменологи, экзистенциалисты,   персоналисты,   но   и   представители   многих   других направлений. Однако в  отличие  от  классиков,  и  даже  от  Канта,  центром "антропологической философии" XX  века  является  не  учение  о разуме,  не гносеология и логика, а онтология. Центром же "новой  онтологии"  становится не некое изолированное  сознание  человека,  а  сознание,  точнее,  духовное (сознание и бессознательное), взятое в неразрывном единстве  с человеческим

бытием. Этот новый  смысл  и  вкладывается  в  традиционное  понятие  Dasein (наличное бытие, здесь -  бытие),  которое становится  базовой категорией экзистенциалистской онтологии.

         Итак, путь феноменолога, экзистенциалиста, персоналиста -  не  путь

от Sein, бытия  вообще, не от мира как бытия к  бытию человека, как  это  было в классической  онтологии.  Избирается  обратный  путь  -  от  человеческого Dasein к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него.  Такой подход  представляется  философам  XX  века  предпочтительным  не  только  с реалистической точки зрения (ведь по-другому,  говорят  они,  человек  и  не осваивает мир), но и  с  точки  зрения  гуманистическая:  в  центр  ставится человек, его активность, возможности свободы, открываемые самим его бытием.

        В ряде философских концепций акцент делается на специфической форме бытия – человеческом существовании.

         Понятие «существование» произошло от латинского existo – существую. В  истории  философии  понятие  «существование»  употреблялось  обычно   для обозначения внешнего  бытия  вещи,  которое  в  отличие  от  сущности  вещи, постигается не мышлением, а опытом.

         Принципиально новый категориальный  смысл существование  получает  у Кьеркегора. Он противопоставляет рационализму  понимание  существования  как человеческого бытия, которое постигается непосредственно. Существование,  по Кьеркегору, - единично, личностно,  конечно.  Конечное  существование имеет свою  судьбу  и  обладает  историчностью,  ибо  понятие  истории,   согласно Кьеркегору, неотделимо от конечности, неповторимости существования, то  есть от судьбы.

         В ХХ веке  кьеркегоровское  понятие  существования  возрождается  в

экзистенциализме, где оно  занимает  центральное  место.  Существование,  то есть  экзистенция  (отсюда  сам  термин  «экзистенциализм»)   трактуется   в экзистенциализме как нечто соотнесенное с трансценденцией, то есть  выходом человека  за  собственные   пределы.   Непостижимая   для   мышления   связь существования с трансценденцией,  его  конечность  обнаруживаются,  согласно экзистенциализму,  в  факте   самого   существования.   Однако   конечность, смертность существования – не просто эмпирический факт прекращения жизни,  а начало,  определяющее  структуру  существования,  пронизывающее  собой   всю человеческую жизнь.

         Отсюда характерный для экзистенциализма  интерес  к  так  называемым

«пограничным  ситуациям»  –  страдание,  страх,  тревога,  вина,  в  которых

выявляется  природа существования.

         У немецкого философа Ф. Ницше,  например,  понятие  бытия   толкуется

как  обобщение  понятия  жизни.  Он  стремится  преодолеть    рациональность философского  метода.  Понятия  не  выстраиваются  у  Ницше  в  систему,   а предстают  как  многозначные  символы.  Таковы  понятия  «жизнь»,  «воля   к  власти», которая есть само по себе бытие в его динамичности,  и  страсть,  и  инстинкт самосохранения, и движущая обществом энергия и т. д.

         Еще более резко этот тезис  проводится в философии  жизни   немецкого

философа В. Дильтея, для которого подлинное бытие совпадает  с целостностью жизни, постигаемой науками о духе.

         Центральным у Дильтея является  понятие  жизни  как  способа  бытия

человека, культурно-исторической реальности. Человек не  имеет  истории,  но

сам  есть  история,  которая  только  и  раскрывает,  что   он   такое.   От

человеческого мира  истории  Дельтей  резко  отделяет  мир  природы.  Задача философии, как «науки о духе» – «понять жизнь, исходя и нее самой». В  связи с  этим  выдвигается  метод  «понимания»  как  непосредственное   постижение некоторой   духовной   целостности,   целостного   переживания.   Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, он противопоставляет  методу «объяснения», применимому в «науках о  природе»,  имеющему  дело  с  внешним опытом и  связанному  с  конструирующей  деятельностью  рассудка.  Понимание собственно   внутреннего   мира  достигается   с   помощью    интроспекции,

самонаблюдения, понимание чужого мира – путем  «вживания»,  «сопереживания», «вчувствования».

         Для  феноменологии  немецкого   мыслителя  Э.  Гуссерля   характерно

проведение  различия между  реальным  и  идеальным  бытием.  Первое  является внешним, фактическим, временным, а второе – мир чистых сущностей  (эйдосов), обладающих  подлинной  очевидностью.  Задача  феноменологии  в  том,   чтобы определить  смысл  бытия,  осуществить   редукцию   всех   натуралистически - объективистских   установок   и   повернуть   сознание   от   индивидуально-фактического бытия к миру сущностей. Бытие  коррелятивно  акту  переживания, сознанию, которое интенционально,  то есть направлено на бытие,  влечется  к бытию. Центральным пунктом  феноменологии  является  изучение  сопряженности

бытия и сознания.

         Феноменологическую школу прошли  видные философы XX века -  один  из основателей  религиозной  (католической)  антропологии  М.  Шелер  создатель "критической онтологии" Н. Гартмана. Феноменология оказала  большое  влияние на многие другие философские направления - экзистенциализм,  герменевтику  и т. д.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

         Индивидуальное бытие человека  противоречиво: человек, в самом  деле,

не может  смотреть на мир иначе, чем "сквозь призму" своего бытия,  сознания, знания, и в то же время способен - в чем  Хайдеггер  нрав  -  "вопрошать"  о бытии  как  таковом.  Не  без  оснований  усматривая  в  таком  противоречии источник драматизма человеческой  жизни,  феноменология  и  экзистенциализм, особенно на начальных этапах их развития,  по  существу,  упускали  из  виду другое, не менее, если не более важное обстоятельство. 

      Связывание учения  о бытии с человеческим  действием,  построение

учения о  бытии человека, о сферах бытия,  о  социальном  бытии  -  путь,  по

которому  поила  и  марксистская  философия.   Она   также   отличается   от

классических   вариантов   онтологии.   Но   при   этом,   в   отличие    от

экзистенциальной   философии,   марксизм   развивает   некоторые   тенденции лассической онтологии - прежде всего идею о  том,  что  человек,  при  всей еотделимости мыслей, действий, чувств индивида от его  собственного  бытия, пособен не только "вопрошать" о бытии как таковом,  но  и  давать  на  свои опросы ответы,  доступные  проверке  самыми  разными  способами.  А  потому еловек и в повседневном действии, и в  науке,  и  в  философии  накапливает бъективные знания о мире и самом себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 2001;

2. Философский словарь. - М.: Политиздат, 2003;

3. Хайдеггер М.  Время и бытие. – М., 2000.


Информация о работе Проблема существования в философии и науки