Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, контрольная работа
Основная тема нашей эпохи есть вместе с тем и основная тема истории - тема о судьбе человека. То, что сейчас происходит в мире, не есть даже кризис гуманизма, - это тема второстепенная, а кризис человека. Ставится вопрос о том, будет ли то существо, которому принадлежит будущее, по-прежнему называться человеком. Мы присутствуем при процессе дегуманизации во всех областях культуры и общественной жизни. И прежде всего дегуманизируется моральное сознание. Человек перестал быть не только высшей ценностью, но и вообще перестал быть ценностью.
1.Судьба человека и его свобода 3
Судьба человека в истории. Гуманизм и бестиализм. Дегуманизация. Противоречия свободы. 3
2.Проблема смысла жизни человека 14
Список используемой литературы: 17
Свобода труда, провозглашенная
в обществах XIX и XX веков, сначала была
эксплуатацией труда, ныне же она превратилась
в свободу безработных. Свобода безработных
есть выражение противоречивости и парадоксальности
свободы в социальной жизни. Маркс не предвидел
этих результатов индустриально-
2.Проблема смысла жизни человека
Рассматривая вопрос, уместно
выявить, как эта проблема рассматривалась
в различные эпохи. Ряд толкователей
проблемы пытались уменьшить значение
самоценности человеческой жизни путем
призывов к самоотречению и жертвенности
во имя будущих поколений. Но человек должен
быть счастлив не в чужой, а в своей жизни.
Счастлив не за счет других и не в ущерб
другим. Суть проблемы сжато выражается
в форме вопроса: "Для чего жить?".
Есть, пишет французский философ А.Камю, только
одни фундаментальный вопрос философии.
Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь
того, чтобы ее прожить. Все остальное
- имеет ли мир три измерения, руководствуется
ли разум девятью или двенадцатью категориями
- второстепенно. Среди многих подходов
к решению этой сложной проблемы можно
выделить несколько.
Приверженцы философии гедонизма и эвдемонизма,
сегодня, как и много веков назад утверждают,
в качестве смысла жизни и ее высшей цели:
первые - достижение максимальных наслаждений,
вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма считаю
В современной христианской православной
традиции провозглашается: "человек
не имеет границ своей человеческой природе".
Если Бог есть свободная духовная личность,
то и человек должен стать таким же. Перед
человеком вечно остается возможность
становиться все более и более богоподобным.
Не переделка мира на началах добра, но
взращивание в себе субстанциального
добра. Совершенствование человеческой
природы внутри природы Божьей оказывается
источником радости и свободы.
Сторонники материалистических представлений
полагают, что развитие человека и человечества
определяются их внутренней логикой саморазвития.
Предназначение человека не имеет ничего
общего с неким мировым разумом, абсолютом
или богом. В материалистической традиции
смысл жизни усматривается в саморазвитии
человека, в совершенствовании его сущностных
сил, способностей и потребностей. Этот
процесс обусловлен предыдущим развитием
и имеет конкретное историческое реальное
содержание.
Поэтому, категорию "смысл жизни"
можно определить как регулятивное понятие,
присущее всякой развитой мировоззренческой
системе, которое оправдывает и истолковывает
свойственные этой системе моральные
нормы и ценности, показывает, во имя чего
необходима предписываемая деятельность.
Смысл жизни - это философская категория,
отражающая долговременную, устойчивую,
ставшую внутренним убеждением личности,
имеющую общественную и личную ценность
задачу, реализующуюся в ее социальной
деятельности. Эта задача определяется
системой общественных отношений, целями
и интересами общества и свободным выбором
личности.
Найти смысл жизни для всех времен и народов
невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими,
вечными истинами, он включает нечто специфическое
- чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл
жизни каждому человеку открывается по-разному.
Содержание цели жизни меняется не только
в зависимости от исторических условий
бытия человека, но и от его возрастных
особенностей: в юности цели одни, в зрелости
и старости они другие. Только мы сами
сознательно или стихийно, намеренно или
невольно самими способами нашего бытия
придаем ей смысл и, тем самым, выбираем
и созидаем свою человеческую сущность.
"Только мы и никто другой", пишет
в своей книге "Время человеческого
бытия" талантливый философ Н.Н. Трубников. (3,
стр. 126)
Смысл жизни - это самостоятельный осознанный
выбор тех ценностей, которые ориентируют
человека не на то, чтобы иметь (установка
на обладание), а на то, чтобы быть (установка
на использование всех человеческих потенций)
(по Э. Фромму). Смысл жизни - в самореализации
личности, в потребности человека творить,
отдавать, делиться с другими, жертвовать
собой ради других. И чем значительней
личность, тем больше она оказывает влияние
на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается
в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать
мир вокруг себя.
Эти общие представления о смысле жизни
должны трансформироваться в смысл жизни
каждого отдельного человека, обусловленный
объективными обстоятельствами и его
индивидуальными качествами.
Список используемой литературы:
Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.
Бердяев Н.А. Философия. Судьба человека в современном мире. Воспроизводится по изданию: Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. Содержит: Философия свободного духа. Я и мир объектов. Судьба человека в современном мире. Дух и реальность. 480 с.
Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М., 1994.