Проблема свободы и ответственности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

Проблема человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. В то же время к изучению человека и его индивидуально-личностного начала обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединившую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
«Биологическое» и «социальное» в человеке………………………………..4
2. Структура и закономерности формирования личности………………….………………………………………………....7
3. Дуальность свободы и ответственности личности……….……………10
Заключение……………………………………………….…………………..13
Список литературы…………………………………………………………...14

Файлы: 1 файл

контрольная по философии.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Контрольная работа по Философии

Проблема свободы и ответственности личности

 

 

 

 

 

 

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………….3

1.      «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

«Биологическое» и «социальное» в человеке………………………………..4

2.      Структура и закономерности формирования личности………………….………………………………………………....7

3.      Дуальность  свободы и ответственности личности……….……………10

Заключение……………………………………………….…………………..13

     Список литературы…………………………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

      Актуальность темы обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей. Еще во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. отмечалось, что свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Право на личную неприкосновенность означает, что никто не вправе произвольно силой или угрозой ее применения принуждать кого-либо к тем или иным действиям, подвергать личность аресту или обыску, наносить вред ее здоровью и т.д.

Проблема человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. В то же время к изучению человека и его индивидуально-личностного начала обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.

Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединившую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа.

       Философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно. Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом.

      Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

 

 

1.                    «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». «Биологическое» и «социальное» в человеке

Вопрос о природе человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли

В философии, социологии, психологии и других науках об обще­стве сложились четыре концепции соотношения социального и био­логического в человеке: 1) человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы; 2)человек — чисто социальное существо; 3)человек имеет двойственную социально-биологическую приро­ду, является биосоциальным существом; 4) человек имеет целостную социальную природу, которая в сня­том, подчиненном виде заключает в себе закономерности физиче­ской, химической и биологической форм материи.

Подробнее об этих концепциях:

1.              Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Геге­ля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолют­ной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естествен­ного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых.

2.              Определение человека как чисто социального существа нико­гда не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быть результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и со­циальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию вы­сказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологическо­го аспекта природы человека и общества.

3. Представление о человеке как биосоциальном широко распространено в российской нау­ке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек, понимается как единство биологи­ческого, психического и социального. Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологиче­ские, и социальные законы. При решении социально-экономических проблем, при формирова­нии и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учиты­вать и социальные факторы и чисто биологические закономерности человеческого организма. Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим зако­нам, но и законам физики и химии.

4. Соотношение социального и биологического в человеке и об­ществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной социальной природы человека. Человек рассмат­ривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, со­храняются свойства и закономерности биологической формы мате­рии. Закономерности соотношения биологического и социального в человеке:

во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биоло­гии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невоз­можно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено, прежде всего, в труде, сознании и во всей сложной системе обще­ственных явлений, возникающей в результате исторической эволю­ции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;

во-вторых, с появлением социальных качеств человек не пере­стал, конечно, быть живым существом. Биологические особенно­сти человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограни­чивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на­пример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительно­стью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи­вать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономер­ность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стре­мится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разруша­ющие биологическую основу общества, обычно признаются нера­зумными и на них накладываются общественные запреты. Так, во всех странах с настороженностью относятся к ус­лугам, связанным с применением наркотиков и сильнодейству­ющих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;

в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его орга­низма, изменяя и перестраивая ее. Так, переход к прямохождению, измене­ние скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономические кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономиче­ское развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пи­ще, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя­ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

 

2.      Структура и закономерности формирования личности

Личность — это активно осваивающий и целенаправ­ленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным динамичным соотно­шением пространственно-временных ориентации, потребностно - волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельно­сти, которая обеспечивает свободу самоопределения в по­ступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Проблема свободы не возникала в средние века. Во времена просвещения возникло понятие свободы как политико-правовой автономии. Ф. Аквинский: Свобода – отсутствие препятствий к действиям, так как они не содержатся в природе и внутри субъекта. Бердяев: Свобода есть свобода духа. Она есть внутренняя динамика духа, иррациональная тайна бытия. Личность характеризует его социально значимые черты, определяет включённость человека в социальные отношения. Социализация – вхождение человека в общество. Человек становится человеком только в обществе. Личностью не рождаются, ей становятся (с момента взятия на себя ответственности). Факторы, влияющие на становление: генетическая наследственность, физическое окружение, культура, индивидуальный и групповой опыт. Личность как подлинность означает, что человек знает, что будет верен своим нормам. Человек приобретает свой новый смысл лишь в духовности. Нужно стремиться к человеческой подлинности – полному духовному обогащению. Человек живет в трех сферах мира: приро­да, общество, культура -  выделяют 3 типа субъектов:

1)  природный субъект — это человек как биологичес­кое существо, который гибко приспосабливается к гибко изменяющимся условиям природной среды;

2)  социальный субъект — человек как носитель при­своенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе;

3)  субъект культуры — субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на ос­нове общечеловеческих нравственных и культурных принципов.

Личность формируется в процессе социализации. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть результат социализации индивида. "Личностью не родятся, личностью становятся" [2]. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность - это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях. - это уже деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле или его действия оказываются в деталях запрограммированы, так что не остается места свободе выбора и действия.

Социальная среда с ее различными сферами является объективным фактором социализации. Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности. Каждая сфера социальной жизни участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания.      

Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации  и 4 стадии — ранняя, обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные

На первой стадии агентом социализации является, прежде всего, семья, на второй — школа и т.д. Основным объектом социологии, с точки зрения Кули, являются малые группы, в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

Информация о работе Проблема свободы и ответственности личности