Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:34, контрольная работа
Проблема человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. В то же время к изучению человека и его индивидуально-личностного начала обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединившую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа.
Введение……………………………………………………………………….3
1. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
«Биологическое» и «социальное» в человеке………………………………..4
2. Структура и закономерности формирования личности………………….………………………………………………....7
3. Дуальность свободы и ответственности личности……….……………10
Заключение……………………………………………….…………………..13
Список литературы…………………………………………………………...14
Контрольная работа по Философии
Проблема свободы и ответственности личности
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
«Биологическое» и «социальное» в человеке………………………………..4
2. Структура и закономерности формирования личности………………….……………………………………
3. Дуальность свободы и ответственности личности……….……………10
Заключение……………………………………………….…
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей. Еще во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. отмечалось, что свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Право на личную неприкосновенность означает, что никто не вправе произвольно силой или угрозой ее применения принуждать кого-либо к тем или иным действиям, подвергать личность аресту или обыску, наносить вред ее здоровью и т.д.
Проблема человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. В то же время к изучению человека и его индивидуально-личностного начала обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.
Человекознание представляет собой наиболее широкую на сегодняшний день систему знания, объединившую представителей самых разных идейных и научных ориентаций на основе изучения человека как целостного существа.
Философское знание - это и есть знание о месте и роли человека в мире. Такое знание глубоко личностно, императивно. Философская истина объективна, но переживается она каждым по-своему, в соответствии с личным жизненным и моральным опытом.
Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие из возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
1. «Человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». «
Вопрос о природе человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире – одна из основных проблем в истории философской мысли
В философии, социологии, психологии и других науках об обществе сложились четыре концепции соотношения социального и биологического в человеке: 1) человек — прежде всего биологическое существо, подчиненное законам природы; 2)человек — чисто социальное существо; 3)человек имеет двойственную социально-биологическую природу, является биосоциальным существом; 4) человек имеет целостную социальную природу, которая в снятом, подчиненном виде заключает в себе закономерности физической, химической и биологической форм материи.
Подробнее об этих концепциях:
1. Понимание человека как биологического, природного существа преобладало в философии французских материалистов XVIII в. и Л. Фейербаха. Оно противостояло идеалистической концепции Гегеля: с его точки зрения, человек — прежде всего духовное, мыслящее существо, а общество — это закономерный этап развития абсолютной идеи. В XIX в. биологическое понимание человеческой сущности использовали социальные дарвинисты, которые пытались объяснить развитие цивилизации открытыми Ч. Дарвином законами естественного отбора и борьбы за существование. Однако после создания материалистической концепции общества этот подход оказался явно устаревшим: труд, сознание, смена фаз развития общества никак не подпадали под действие законов биологии, и данный подход утратил поддержку большинства ученых.
2. Определение человека как чисто социального существа никогда не пользовалось широкой поддержкой ученых. Оно может быть результатом сильной вульгаризации концепции марксизма, в которой впервые было введено понятие социальной формы материи и социальной природы человека. «Чисто социальную» концепцию высказывают отдельные специалисты, не учитывающие биологического аспекта природы человека и общества.
3. Представление о человеке как биосоциальном широко распространено в российской науке. Иногда к биологическому и социальному добавляют еще третье, психическое начало, т. е. человек, понимается как единство биологического, психического и социального. Совершенно ясно, что на человека и общество влияют и биологические, и социальные законы. При решении социально-экономических проблем, при формировании и удовлетворении потребностей неизбежно приходится учитывать и социальные факторы и чисто биологические закономерности человеческого организма. Однако социально-биологическая концепция природы человека все же не объясняет, каким образом взаимодействуют в индивиде и в обществе социальные и биологические законы. В самом деле, наш организм подчиняется не только социальным и биологическим законам, но и законам физики и химии.
4. Соотношение социального и биологического в человеке и обществе наиболее полно и точно описывает концепция целостной социальной природы человека. Человек рассматривается как социальное существо, в котором, как в микрокосме, сохраняются свойства и закономерности биологической формы материи. Закономерности соотношения биологического и социального в человеке:
во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биологии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невозможно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено, прежде всего, в труде, сознании и во всей сложной системе общественных явлений, возникающей в результате исторической эволюции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;
во-вторых, с появлением социальных качеств человек не перестал, конечно, быть живым существом. Биологические особенности человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограничивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, например, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительностью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваивать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономерность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стремится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разрушающие биологическую основу общества, обычно признаются неразумными и на них накладываются общественные запреты. Так, во всех странах с настороженностью относятся к услугам, связанным с применением наркотиков и сильнодействующих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге — их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;
в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его организма, изменяя и перестраивая ее. Так, переход к прямохождению, изменение скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономические кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономическое развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пище, жилье, для роста численности населения, улучшения состояния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.
2. Структура и закономерности формирования личности
Личность — это активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно - волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Проблема свободы не возникала в средние века. Во времена просвещения возникло понятие свободы как политико-правовой автономии. Ф. Аквинский: Свобода – отсутствие препятствий к действиям, так как они не содержатся в природе и внутри субъекта. Бердяев: Свобода есть свобода духа. Она есть внутренняя динамика духа, иррациональная тайна бытия. Личность характеризует его социально значимые черты, определяет включённость человека в социальные отношения. Социализация – вхождение человека в общество. Человек становится человеком только в обществе. Личностью не рождаются, ей становятся (с момента взятия на себя ответственности). Факторы, влияющие на становление: генетическая наследственность, физическое окружение, культура, индивидуальный и групповой опыт. Личность как подлинность означает, что человек знает, что будет верен своим нормам. Человек приобретает свой новый смысл лишь в духовности. Нужно стремиться к человеческой подлинности – полному духовному обогащению. Человек живет в трех сферах мира: природа, общество, культура - выделяют 3 типа субъектов:
1) природный субъект — это человек как биологическое существо, который гибко приспосабливается к гибко изменяющимся условиям природной среды;
2) социальный субъект — человек как носитель присвоенных социальных норм, правил, принятых в данном обществе;
3) субъект культуры — субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на основе общечеловеческих нравственных и культурных принципов.
Личность формируется в процессе социализации. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть результат социализации индивида. "Личностью не родятся, личностью становятся" [2]. Поскольку социализация носит динамический характер, то личность - это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях. - это уже деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле или его действия оказываются в деталях запрограммированы, так что не остается места свободе выбора и действия.
Социальная среда с ее различными сферами является объективным фактором социализации. Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности. Каждая сфера социальной жизни участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания.
Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации и 4 стадии — ранняя, обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные
На первой стадии агентом социализации является, прежде всего, семья, на второй — школа и т.д. Основным объектом социологии, с точки зрения Кули, являются малые группы, в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.
Информация о работе Проблема свободы и ответственности личности