Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 13:30, реферат
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, она связана с самой сутью его природы. В процессе целеполагающей практической деятельности свобода личности развертывается в различных аспектах, проходит различные фазы: от субъективного (внутреннего) осознания индивидом своей свободы, возможности поступить так или иначе до объективной ее реализации, если для этого есть определенные условия. Первый аспект получил название внутренней духовной свободы.
Проблема свободы личности
В ряду сущностных сил человека особое место занимает СВОБОДА, ибо без нее человек не может практически реализовать намеченные цели, развиваться как личность. Потребность в свободе глубоко заложена в человеке, она связана с самой сутью его природы.
1. Свобода – продукт общественного развития и степень обладания ею зависит от конкретно-исторических условий. Антонио Грамши (1891-1937), итальянский марксист, писал: "Мера свободы входит в понятие человека". Человек обладает не абсолютной и вечной свободой, а определенной ее мерой, зависимой и переменной величиной. Мера свободы в целом зависит от уровня развития науки и техники, степени познания человеком объективных законов природы и общества.
В процессе целеполагающей практической деятельности свобода личности развертывается в различных аспектах, проходит различные фазы: от субъективного (внутреннего) осознания индивидом своей свободы, возможности поступить так или иначе до объективной ее реализации, если для этого есть определенные условия. Первый аспект получил название внутренней духовной свободы.
2. Внутренняя свобода – человеческая активность сознания, воли и нравственных сил в процессе целенаправленной деятельности; возможность самостоятельно осуществить ВЫБОР, принять решение и воплотить его в жизнь.
Она складывается из следующих важнейших компонентов:
а) познание возможности поступить так или иначе, то есть внешней необходимости;
б) сопоставление и согласование индивидом этой познанной внешней необходимости со своими внутренними убеждениями, интересами, совестью;
в) проявление воли – выбор и решение – и вытекающая из этого ответственность;
г) стремление к самоосуществлению, реализации себя в мире. Внутренняя свобода не ограничена сугубо внутренним миром индивида, не замкнута сама в себе, а открыта и тесно связана с внешним миром и человеческой практикой.
3. Личность проявляет себя в поступках, то есть действиях, которые она совершает по собственной воле и за которые готова нести ответственность.
Поступок – всегда результат свободного выбора. Свобода выбора – не абсолютный произвол, наоборот, абсолютный произвол – на самом деле – несвобода, так как он показывает, что человек не способен контролировать свои действия и совершает их в конечном счете под давлением каких-либо прихотей, страстей или случайных внешних влияний. Свобода выбора предполагает, что личность подчиняет свой выбор своим внутренним убеждениям и принципам, которых она придерживается независимо от преходящих обстоятельств. Таким образом, условием свободы является самоограничение, которому личность добровольно подвергает свое поведение. Именно благодаря самоограничению, самодисциплине, умению властвовать собой личность сохраняет свою свободу, способность сопротивляться внешнему принуждению, то есть свою автономию (греч. – "самозаконность").
Действительно свободный выбор – выбор, содержание которого не внешне и чуждо человеку, а соответствует его внутренним желаниям.
Действительная свобода – неограниченная свобода выбора, основанная на господстве человека над внешней и своей собственной природой и осуществляемая в гармонии с познанными законами действительности. Подлинная свобода возможна только при условии нравственной ответственности и морального долга индивида по отношению к обществу, ибо моральная мера свободы – социальная ответственность.
Индивид ощущает свою свободу прежде всего как глубоко личное чувство возможности поступать так или иначе, делать свой выбор. Однако свобода не ограничивается только этим субъективным переживанием. Поскольку человек – существо деятельное, свобода выбора переходит в свободу решения, а затем в свободу действия, то есть объективную свободу. Лишь в практической деятельности реализуется истинная сущность человека, его сущностные силы, его духовная свобода. Путь к свободе личности – путь всестороннего развития его духовных и физических способностей.
Степень свободы человека зависит от уровня социально-экономического, духовного развития общества, от заботы общества об удовлетворении материальных и духовных потребностей личности, то есть свобода человека зависит от свободы общества. И в то же время свободное развитие каждого члена общества является обязательным условием свободного развития всех, общества в целом.
Поэтому рост индивидуальной свободы является необходимым условием прогресса общества.